План мероприятий по подготовке юбилейной выставки
№ Наименование работ | Срок исполнения | Ответственный |
1. Подготовка приказа | 15.02.1999 | зам. директора |
2. Разработка эскизного проекта | 20.03. | гл. художник |
3. Разработка сметы затрат | 19.04. | гл. бухгалтер |
4. Изготовление экспонатов | 24.05. | нач. цеха |
5. Приобретение материалов | 24.05. | нач. ОМТС |
6. Монтаж и оформление выставки | 25.06. | нач.бригады |
7. Приемка комиссией и открытие выставки | 29.06. | нач. отд. рекламы |
8. Работа выставки | 3-24.07. | зам. директора |
9. Подготовка приказа о закрытии выставки | 15.07. | зам. директора |
10. Демонтаж выставки | 25-27.07 | нач. бригады |
11. Итоговое заседание оргкомитета | 31.07 | зам. директора |
Начальник планового отдела
Метод линейных диаграмм. Это метод планирования, в котором этапы работ оформляются графическими отрезками с разметкой по срокам, отведенным для исполнения работ. Метод удобен именно тогда, когда одновременно ведутся работы по нескольким направлениям, когда несколько этапов разных работ приходятся на один и тот же период. Он устраняет существенные недостатки первого метода. Исключает необходимость разработки множества планов с контрольными сроками для разных служб. Концентрирует внимание на совмещении во времени этапов разных работ и других критических моментах. Синхронизирует действия руководителей и исполнителей, облегчает контроль и координацию действий. При своевременных отметках исполнения заданий наглядно показывает продвижение и отставание на разных участках плана; дает «пищу» даю анализа и оценки, как идет дело в целом, на разных участках и у отдельных исполнителей; предупреждает, где и когда нужно принимать особые меры по привлечению дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Он доступен для освоения рядовым плановым работникам, не сложен в расчетах и оформлении, обычно умещается на листе бумаги формата А4, может быть увеличен в любом масштабе. Графическое оформление к тому же привлекает внимание. Такой план, вывешенный для всеобщего ознакомления на участках исполнителей, повышает персональную ответственность, мобилизует коллектив в целом, делает процесс управления более демократичным.
|
|
Метод сетевого планирования. Многие возникающие проблемы при помощи диаграмм разрешить не удается. Возможности детальной проработки такого плана ограничены. Часть работ, операций и связей между ними остаются в личных планах или в памяти исполнителей. Приходится лишний раз собирать совещания и уточнять детали несходимости или причины рассогласования. Рассматриваемый метод сетевого планирования работ — наиболее сложный, но и самый эффективный, и к тому же получающий в выставочной практике все большее применение. В сетевом плане каждый этап отображается графическим фрагментом, как и в линейных диаграммах. При этом кружочком обозначается событие (факт), а линией — процесс и требующееся для него время. Все кружки в свою очередь связывают линиями — фрагментами процесса работ. Центральный фрагмент плана напоминает упрощенную линейную диаграмму, к которой в местах, обозначенных кружком, привязываются задания и работы, выполняемые параллельно. Например:
|
|
Тем. план Худ. проект Монтаж Худ. оформл. Приемка Открытие
2. 3. 4. 5. 6. 7.
1. о ------------ о ------------ о ------------ о ------------ о ------------ о ------------ о
5.02. 5.03. 2.04. 14.05. 15.06. 20.07. 4.08.
Начало работ Окончание
Центральный фрагмент сетевого плана подготовки выставки
Из кружочков (событий, фактов) могут исходить сразу несколько линий начинающихся здесь процессов.
Они тоже могут разветвляться на свои события и процессы, но должны сходиться и соединяться с кружочками, обозначающими даты одновременного окончания этапов или выполнения заданий. Кроме того, их окончание должно синхронизироваться с датами на основной линии, обычно называемой «критическим путем», то есть все они должны заканчиваться до какого-нибудь финального контрольного события, например, «приемка выставки комиссией» или «открытие выставки».
Стержнем сетевого графика является «критический путь» — кривая, определяющая продолжительность всего комплекса работ и лимитирующая время выполнения отдельных этапов и операций. В выставочной практике это обычно путь и сроки от начала работ до приемки или открытия выставки. Но критическими могут оказаться и другие пути. В любом случае контроль и координация действий ориентируются на критический путь.
При систематическом контроле хода работ выполнение отдельных заданий периодически отмечается на графике сети. Систематическая отметка на сетях выполненного дает возможность, обратившись к графику, в любой момент получить ответ на любой вопрос; позволяет руководителю работ достоверно оценивать складывающиеся ситуации, прогнозировать сбои, своевременно принимать меры к их предотвращению, выявлять резервы времени и ускорять работы.
Образец 3
Сетевой график подготовки выставки
Обозначения центрального фрагмента:
1. Подготовка распорядительного документа — 21.01;
2. Составление сметы расходов — 31.01;
3. Приглашение участников и реклама выставки — 15.05;.
4. Определение перечня экспонатуры и экспонентов — 15.06;
5. Разработка художественного проекта выставки — 15.07;
6. Издание каталога выставки и рекламных материалов — 10.08;
7. Монтаж и художественное оформление выставки — 14.09;
8. Приемка и расстановка экспонатов на стендах — 17.09;
9. Встреча и размещение участников — 19.09;
10. Сдача выставки приемной комиссии — 21.09;
11. Открытие выставки — 25.09.99.
"Двойными цифрами (1.2, 2.1, 5.1, 6.3) обозначены этапы параллельных видов работ.
** Пунктиром-------------------------------------обозначены «фиктивные» графы вероятностных действий.
Еще одно достоинство сетевого графика — на нем можно нанести работы и этапы, которые могут быть, а могут и не быть, то есть, вероятность которых невелика или сомнительна. Это позволяет предусмотреть для них лимит времени и другие ресурсы, заранее определить их место в общем процессе на случай, если они все-таки состоятся. В сетевой план они вводятся пунктирными линиями и называются «фиктивными графами». Специальные методики расчетов лимитов времени позволяют с высокой степенью достоверности и качества спланировать и контролировать работы любой сложности. Существует два типа методик расчетов сетей плана: «от начала работ» и «от конца работ». От начала работ расчеты ведутся, когда нужно определить общий конечный срок и наметить плановое время для всех участков работ. От конечного срока расчеты ведутся в случаях, когда дата проведения мероприятия или окончания работ уже определены, и надо установить лимиты времени на проведение работ на отдельных участках.
|
|
Разнообразие выставочных мероприятий породило множество технологий их подготовки и подходов к их организации. Тем не менее, существуют этапы и последовательности, присущие всем выставкам, независимо от их вида, тематической направленности или статуса. Плановых этапов может быть достаточно много и зависит это от детальности проработки плана.
Традиционно весь процесс планирования делится на три последовательных раздела плана:
1) период подготовка выставки;
2) период работы выставки;
3) закрытие, демонтаж: и анализ результатов.
Каждый из разделов детализируется (разбивается на этапы, по-дэтапы и работы) в зависимости от особенностей выставки, опыта и предпочтений менеджмента. По каждому этапу или пункту плана должно быть обеспечено финансирование, спланированы материальные и трудовые ресурсы, предусмотрена отчетность, соответствующие платежи и вознаграждения.
Выставочным работникам приходится иметь дело также с тематическими и экспозиционными планами выставочных мероприятий. Данные формы и методы планирования специфически выставочные. По сути, они ближе к проектированию, чем к традиционному планированию организации работ, так как в них доминируют не сроки и лимиты времени, а позиции, определяющие содержание и задачи выставочного мероприятия. Как проектно-плановые документы они формируют содержание выставки и принципы ее художественного оформления, определяют количественную и качественную сторону решаемых задач.
6.2. Современные системы управления ресурсами выставочной организации
По сути дела, крупные выставочные комплексы сегодня представляют собой гигантские предприятия, с полным набором соответствующих хозяйственно-производственных функций, таких, как: планирование, проектирование, производство, поставки, сбыт, финансы, документооборот и т.п. И, как на любом крупном предприятии, за кажущейся простотой и удобством для клиента всегда скрывается сложный, но хорошо отлаженный организационный механизм, требующий выверенного и четкого управления. Решение столь сложной задачи трудно сегодня представить без использования современных технологических инструментов. К счастью, они существуют и уже много лет эффективно используются многими выставочными комплексами мира. Давно компьютеризированы процессы планирования и проектирования выставочного пространства, учет и контроль документационных потоков, процессы сбора и обработки информации для маркетинга и рекламы. Но автоматизация управления материальными, административно-организационными, техническими, транспортно-экспедиторским, гостиничными и другими ресурсами, людскими и грузовыми потоками — на складах, в движении и на рабочих местах и т.п. — в выставочном деле долго отставала от уровня автоматизации других отраслей.
|
|
Что сегодня предлагает научно-технический прогресс выставочным организациям, центрам и комплексам?
Прежде всего, это так называемые ERP-системы управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planing), которые уже давно помогают крупным предприятиям во всем мире эффективно решать подобные задачи.
Каким образом это применимо к выставочно-ярмарочной деятельности, хорошо видно на примере компании Messe Frankfurt. Организатору Международного Франкфуртского автосалона и других крупных форумов несколько лет назад стала просто необходима система, которая бы обеспечила эффективное управление:
• основными средствами предприятия и его финансовыми потоками;
• материальными потоками;
• реализацией контроллинга;
• продажей выставочных площадей;
• техническим обслуживанием и ремонтом оборудования;
• персоналом (на фирме работает около 44 тыс. сотрудников);
• планированием производства;
• проектами и инвестициями;
• другими функциями.
Сегодня все эти и многие другие задачи успешно решает внедренная в организацию работ мощная ERP-система компании «SAP AG» — мирового лидера в разработке и внедрении подобных систем.
Технологии «SAP AG» сегодня используют для управления выставочными комплексами компания «Feria Muestrado Internacional» (г. Валенсия, Испания), «Amsterdam RAI» (г. Амстердам, Нидерланды) и др. Технологии «SAP AG» внедряются уже более 10 лет в России, странах СНГ и Балтии. Здесь системы управления фирмы «SAP AG» работают уже более чем на 200 предприятиях с 30 тысячами пользователей ее решений. Представительство «SAP AG» обосновалось в Москве с 1992 г., а чуть позже — в Санкт-Петербурге, и уже успело хорошо зарекомендовать себя.
Кроме компании «SAP AG», хорошие технологии и технику управления предлагают и другие зарубежные и отечественные фирмы — поставщики программных решений для управления ресурсами предприятия, совместного ведения бизнеса через Интернет и т.п. На базе их технологий и технических средств организации могут совершенствовать связи между клиентами и партнерами, модернизировать свою деятельность и добиваться максимальной оптимизации систем массового обслуживания и логистических цепочек.
6.3. Методы планирования организации
обслуживания участников
и посетителей выставок
К открытию выставки дирекцией утверждается режим ее работы: часы открытия и закрытия в будни и праздничные дни, время обеденных перерывов и графики сменной работы основного персонала и вспомогательных служб. Заканчивается рассылка приглашений, и одновременно определяются места распространения входных билетов и меры на случаи массового скопления людей у билетных касс и возникновения очередей. Обеспечение порядка при проходе посетителей на выставку возлагается на службы местной охраны или милицию. Отдельным приказом определяется организация работы служб безопасности выставки, охраны помещений, дежурных по разделам и павильонам. При возникновении непредвиденных ситуаций дирекция и служба безопасности действуют в соответствии со специальной инструкцией на случай чрезвычайных происшествий. Все это делается ради одной из важнейших забот дирекции — организации нормального движения людских потоков по выставке и обеспечения комфортных условий работы экспонентов.
Для публичной и широко разрекламированной выставки — это достаточно трудно решаемая задача. Поэтому некоторые специализированные выставки и ярмарки просто ограничивают свободный доступ публики, сосредотачивая все внимание персонала выставки на организации информационной и коммерческой работы с «целевыми посетителями» и специалистами.
Организация посещения выставки «целевыми посетителями» предусматривает не только их приглашение, но и предварительную дифференциацию. Из общей массы приглашенных или пришедших на выставку по собственной инициативе вычленяются для обслуживания представители средств массовой информации, официальные лица, руководители торговых палат, банков, ассоциаций, союзов деловых людей и т.п. Здесь задача устроителей — обеспечить всех их информацией, формирующей благоприятное общественное мнение о выставке и организациях ее устроивших. Эта группа посетителей получает основную информацию непосредственно от дирекции выставки. Дирекция берет на себя роль гида по выставке и организует специальные маршруты осмотра, в зависимости от практических интересов нужных лиц.
Вторую группу целевых посетителей составляют лица и специалисты, не имеющие твердых намерений вступать в контакты с административной или коммерческой частью выставки. Это люди, пришедшие ознакомиться с выставкой в целом и получить информацию по некоторому узкому кругу специальных вопросов, связанных с конкретными фирмами, направлениями техники и образцами или услугами. Цель их посещения — ознакомиться с общим уровнем производства в той или иной отрасли, сравнить продукцию своей фирмы с образцами конкурирующих фирм, получить информацию о возможностях поставки или экспорта. Эта группа посетителей получает информацию непосредственно от стендистов и является предметом заботы персонала фирм-участниц.
Еще одну группу составляют лица, заранее планирующие посещение конкретных фирм, пришедшие на выставку для окончательного решения вопроса о закупках или заключении сделок, нуждающихся в детальной информации специального назначения и гарантиях достоверности этой информации. Они, как правило, стремятся встретиться на стенде с руководителями фирм или с их официально уполномоченными представителями. Им требуется точная (из первых уст) техническая и коммерческая информация, условия транспортировки и хранения продукции, эксплуатационные характеристики, гарантии обеспечения требуемых характеристик.
Время и уровень обслуживания посетителей на стенде во многом определяются плотностью потока посетителей. Это естественно. При ограниченном количестве персонала на стенде их условия работы задаются очередью за информацией и консультациями. Чем больше посетителей на стенде, тем меньше времени каждому из них будет вынужден уделять стендист, делая исключения только для тех, кто приглашен на встречу специально или интересен персоналу выставки по каким-либо причинам. Да и посетители не очень любят очереди, многие просто проходят мимо тех стендов, где все стендисты заняты. Часть посетителей (до 30%) может подождать 1—2 минуты, и только 3—5% посетителей ждут 5—7 минут, пока не освободится кто-нибудь из персонала на стенде. Остальная масса посетителей осматривает выставку на ходу, прихватывая по дороге рекламные проспекты и листовки. Надо помнить, что на распределение времени и поведение посетителя на выставке влияет еще и общая длина маршрута выставки. К чему это приводит, показано в табл. 6.1.)
Таблица 6.1
Анализ потоков посетителей на выставках СССР за границей 1982 г.
Отечественные разделы на выставках за границей | Площадь раздела (кв.м)* | Число посетителей раздела (чел.) | Длина маршрута (м) | Доля посетителей (%) | |||
Получивших полную информацию | Получивших проспекты | Осматривавших выставку на ходу | |||||
Международная ярмарка в Лиссабоне | 1 140 | 102 000 | 2,0 | 20,0 | 78,0 | ||
Выставка СССР в Дюссельдорфе | 13 000 | 11 000 | 3,5 | 70,0 | 26,0 | ||
Международная ярмарка в Лейпциге | 12 240 | 400 000 | 0,8 | 22,25 | 76,95 | ||
Международная ярмарка в Загребе | 4 800 | 500 000 | 0,42 | 2,5 | 96,88 | ||
Международная ярмарка в Алжире | 1 915 | 1 000 000 | 0,06 | 98,5 | |||
Международная ярмарка в Дамаске | 2 600 | 1 500 000 | 0,1 | 2,0 | 93,6 | ||
* Средняя плотность потоков посетителей на 10 кв. м составляла:
в Дюссельдорфе — 4 чел.;
Загребе — 10 чел.;
Лиссабоне — 10 чел.;
Лейпциге — 17 чел.;
Алжире — 20 чел.;
Дамаске — 28 чел.
Из данных таблицы видно, как с увеличением плотности потока резко возрастает на выставке доля посетителей, не обращавшихся за информацией к стендистам (графа 7). Исключение составляет только выставка в Дюссельдорфе. Предпринятое здесь упорядочение потока посетителей, расстановка стендистов с учетом различной нагрузки на разные экспозиции, учет различного количества экспонатов на разных стендах и другие меры привели к благоприятным количественным" и качественным изменениям в обслуживании посетителей на выставке. Здесь было «потеряно» только 26,6% потенциально возможных контактов. А это в свою очередь заметно отразилось на коммерческих результатах и других показателях работы выставки.
Долгое время влияние плотности потока на условия информационного взаимодействия посетителей с персоналом экспозиций и на качество обслуживания посетителей на выставках не учитывалось. В результате, например, о тех же ярмарках в Алжире и Дамаске, где за две недели прошло по 1—1,5 млн. человек, очевидцы вспоминают, если не с ужасом, то, по крайней мере, «как о чем-то невообразимом». Публика шла между стендами сплошной стеной, подталкиваемая и подгоняемая дубинками полицейских. На этих ярмарках из-за невозможности задержаться у стендов не смогли пообщаться с нашим персоналом, соответственно, 98 и 93% посетителей. А о каких-то нормальных условиях работы стендистов с миллионом посетителей на одной ярмарке и полутора миллионами на другой и говорить не приходится.
Сегодня для создания приемлемых условий работы экспонентов на выставке дирекция изыскивает различные способы регулирования потоков посетителей или прямо на входе или на отдельных ее маршрутах. Это требует умения оценки потоков людей и знания некоторых рецептов реагирования на них. Хотя это можно делать интуитивно, на глазок, более эффективно регулировать потоки удается, если пользоваться методами теории массового обслуживания (ТМО). Торгово-промышленная палата СССР даже выпустила в1984 г. для своих дирекций выставок специальное пособие по использованию методов ТМО на выставках1.
В теории массового обслуживания различают физическую плотность потока, измеряемую количеством клиентов на 10 кв. м площади, и математическую плотность потока, измеряемую числом людей, поступающих на входе в систему обслуживания за 1 мин. Зная плотность потока посетителей, можно добиться хороших показателей обслуживания, регулируя число входящих на выставку людей или количество обслуживающих стендистов. При этом из многообразия вариантов можно выбирать наиболее рациональное решение. Правда, для этого нужен инструмент анализа и управления протекающими на выставках процессами. В качестве такого инструмента и служат методы ТМО.
Под обслуживанием в ТМО понимают комплекс мер или определенный порядок действий, удовлетворяющих какие-либо потребности человека, сделавшего запрос или высказавшего пожелание на подобное обслуживание. Такие организации, как парикмахерские, рестораны, магазины, бензозаправочные станции и прочие, обслуживающие население по правилам «запрос-услуга», в теории управления называют системами массового обслуживания (СМО). Если же система только предоставляет средства для самостоятельного удовлетворения потребностей, то она называется системой самообслуживания («американские прачечные», прокатные пункты и т.п.). Существуют системы обслуживания смешанного типа (кафе «шведский стол»), предоставляющие способы обслуживания на выбор. Именно к таким системам обслуживания относятся выставки и ярмарки. В зависимости от интересов и потребностей посетитель может в режиме самообслуживания осмотреть экспонаты, изучить и записать рекламную информацию, взять со стенда проспекты, посмотреть видеофильм и этим ограничиться. Так многие и поступают. Но если посетитель неудовлетворен чем-то, он может перейти в режим обслуживания. Тогда он обращается с вопросом к стендистам, специалистам информационного центра или к информационному устройству.
В любом случае под обслуживанием на выставке следует понимать, прежде всего, процесс передачи информации конкретным посетителям и вытекающие из этого действия персонала. Именно на этом основании становится возможным рассматривать выставки как системы обслуживания, а экспозиции, информационную технику и стендистов — как средства обслуживания (СО). Все системы массового обслуживания (СМО) делят на две большие группы: системы с отказами и системы с ожиданием. Если система по каким-либо причинам отказывает абоненту или теряет его из-за занятости средств обслуживания, такую систему называют «системой с отказами (потерями)». Если абонент становится в очередь на обслуживание, такие системы называют «системами с ожиданием». Как разновидность существуют «системы с частичным отказом». На выставке посетитель в конкретной ситуации может ожидать обслуживания, заниматься самообслуживанием, получить обслуживание только по части своих запросов или отказаться от обслуживания.
Последовательное удовлетворение потребности в системах с несколькими средствами обслуживания называется «многофазовым обслуживанием», а такие системы — «многофазовыми». Кроме того, средства обслуживания могут работать с предпочтением отдельных абонентов. Такие системы называют «системами обслуживания с приоритетами».
Установлено, что на определенном интервале времени посетители поступают на выставку с некоторой ритмичностью. Такой поток принято называть простейшим и стационарным на данном интервале времени, так как в нем случайные (неупорядоченные) поступления людей обычно подчиняются «пуассоновскому закону распределения случайных величин», а распределение времени обслуживания посетителей на стендах, как правило, подчиняются «показательному закону распределения».
Если же анализ потока показывает, что его невозможно отнести к простейшим, (что на выставках маловероятно), то его математическое описание необходимо проводить более сложными методами, например, методом Монте-Карло или методом статистических испытаний.
Это не значит, что каждый раз нужно садиться и рассчитывать по формулам все эти характеристики. Существующие компьютерные программы сразу выдают нужный параметр, если в них вводятся 1—2 известных (или желаемых) величины1.
Сейчас при проведении выставок еще можно обойтись без теории массового обслуживания (ТМО). Значительная часть выставок пока еще имеет плотности потоков 1—3 чел. на 10 кв. м. Но время аншлаговых выставок и ярмарок с высокой ценой каждого дня, каждого часа их работы не за горами. Да и сейчас они уже время от времени случаются. Из американских источников известно, что оптимальная для работы стендистов плотность потока посетителей на 10 кв. м составляет 4—6 чел. При более плотных потоках эффективность обслуживания резко падает — велики потери потенциальных контактов и высока утомляемость персонала. При плотностях людского потока меньше 3 чел. на 10 кв. м стендисты расхолаживаются, снижают активность и теряют инициативу в работе с посетителями.
За рубежом рабочее время персонала при выдаче задания на выставке и количество контактов для получения нужных результатов рассчитывается по часам и минутам. Массу примеров этому можно найти в книге Стива Миллера «Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом» (М., 1997). В основе их лежит возможность точно определить общее число рабочих часов выставки. Факт, на который у нас практически мало кто обращает внимания.
Предположим, что выставка проходит пять дней, из них три дня она работает по восемь часов, а день открытия и закрытия — по 4 часа. Значит, в нашем распоряжении для выдачи заданий и организации работы, включая контроль результатов, всего 32 рабочих часа. Имея статистику по среднему времени обслуживания посетителей на стенде, легко рассчитать, сколько человек обслужит один стендист за день или за все время его работы на выставке. Это можно сделать даже с учетом времени на естественные нужды, отдых, обед или другие необходимые перерывы в работе.
Например, рабочий день на выставке восемь часов. Из них один час у стендиста уходит на обеденный перерыв, один час — на изучение экспозиций конкурентов, полчаса — на естественные нужды и полчаса на утреннюю и вечернюю профилактику экспонатов. За их вычетом на время работы с посетителями у стендиста остается только пять часов. Если среднее время обслуживания одного посетителя — четыре минуты (с учетом нескольких секунд, чтобы «перевести дух» и перейти к следующему посетителю), то, разделив 300 минут на среднее время обслуживания, можно установить предельную норму дневных контактов для одного стендиста (5 ч. х 60 мин.: 4 = 75). В нашем случае — 75 человек в день. Этой цифрой можно оперировать не только в смысле ее уменьшения или увеличения, но и для определения ресурсов времени для других заданий.
Например, если стендист в один из дней должен принять участие в презентации фирмы, что займет у него два часа, то в день презентации задание стендиста должно быть уменьшено на 30 человек (120 мин: 4 мин = 30 чел.). Значит, норма на этот день — 45 чел.
Если плотность потока посетителей значительно выше, чем по силам одному стендисту, то, разделив общее число ожидаемых посетителей на количество обслуживаемых за день одним консультантом, получим нужное число персонала на стенде, чтобы обслужить максимальное число посетителей.
Другое дело, когда хотелось бы увеличить число стендистов, а их просто негде взять. Такое тоже случается. Тогда нужно уменьшить пропускную способность на входе в павильон или в зал. Таким же образом, на основе программы мероприятий на выставке, можно спланировать всю работу персонала, а в конце ее — сравнить фактические результаты с планами и заданиями.
Здесь упомянуты только простейшие случаи анализа систем обслуживания с отказами и ожиданием. Описать все задачи, которые можно успешно решать методами ТМО, сейчас не представляется возможным. Но важно понять, что в выставочном деле задачи по организации обслуживания посетителей существуют и для их решения могут использоваться современные научные и, в том числе, математические методы. Для повышения эффективности работы выставки теория может предложить и другие научные подходы к анализу и корректировке процессов, такие, как методы инженерной психологии, социологии, филологии и т.п.
Применение этих методов на выставках для анализа и количественной оценки процессов, связанных с работой персонала (стендистов, операторов машин, консультантов, продавцов) или технических средств (информационно-справочных дисплеев, проекторов, постов телекоммуникаций и т.п.) поможет органу управления принимать наиболее обоснованные решения как при проектировании и организации выставок, так и при их проведении. Конечно, с внедрением методов ТМО и других научных дисциплин в практику выставочного дела необходимо будет ввести математическое понятие «дисциплина обслуживания».
Кроме создания благоприятных условий для контактов посетителей с экспонентами, у дирекции выставки масса и других повседневных забот. Это проведение брифингов, деловых встреч, круглых столов, презентаций, семинаров, научных конференций, концертов и других культурных программ. На ней же лежит ответственность за организацию смотров-конкурсов, экспертных и конкурсных комиссий, работы научно-технического и коммерческого центров. Сюда же можно отнести помощь оргкомитету и его комиссиям в подготовке наградных документов, оформлении и выдаче медалей и дипломов. Кроме того, ряд культурных программ проводится дирекцией вечером, после рабочего дня выставки и даже за ее пределами.
Презентации фирм, круглые столы, брифинги, семинары и научно-практические конференции, сеансы демонстрации моды и дегустации — достаточно массовые мероприятия. И чтобы они хорошо прошли, требуется соблюдение назначенных сроков их проведения, регламента выступлений, своевременное информирование экспонентов и посетителей выставки, в том числе и о возможных изменениях. Обычно перечень мероприятий, дни и часы их работы включаются в программу выставки, раздаются экспонентам и вывешиваются на информационных щитах. Дополнительно информация о ближайших мероприятиях ежедневно оглашается по радиотрансляционной сети выставки и местному телевидению. При этом технический персонал должен проследить за готовностью помещения и обеспечить надежную работу микрофонов, акустических систем, проектора, видеомагнитофона и других технических средств, используемых на мероприятии докладчиками и участниками. Указатели места проведения мероприятий должны быть четкими. Зал для мероприятия должен быть открыт заранее, а регистрация участников начаться своевременно. Раздаточный материал лучше всего разложить заблаговременно, чтобы потом во время заседаний не мешать ходу мероприятия.
К сожалению, еще бывают случаи неуважительного отношения к участникам объявленных мероприятий. Вот один из примеров на одной выставке в Москве в 1998 г. В ее программе был объявлен семинар по обмену опытом стендистов выставки. Докладчик в день его проведения явился, как было сообщено в программе, к 10 часам утра. И велико было его удивление, когда он увидел приглашенных на семинар, толпящимися перед закрытой дверью конференц-зала. Методист объяснил, что директор выставки отсутствует, а ключ от зала охрана без него не выдает. Потом методист сообщил, что время семинара перенесено и об этом даже было объявлено по радио. Но и к 12 часам директор не появился. Потом зал все-таки открыли. Но в результате семинар стендистов состоялся при гораздо меньшем количестве участников, чем могло бы быть. А реакция на случившееся была столь негативной, что лучше бы семинар отменили.
Иногда бывают мелкие накладки. Их невозможно избежать совсем. Важно исправить положение таким образом, чтобы их отрицательные последствия были бы сведены к минимуму. Это дается практикой и приходит с опытом. Но, прежде всего, у устроителей должно быть чувство ответственности за принимаемые решения и последующую их реализацию.
6.4. Документационное обеспечение выставочной деятельности
Общие положения и номенклатура дел предприятия. Производственно-хозяйственная деятельность выставочной организации и управление ею связаны с огромным количеством документов для решения задач планирования, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности; проектирования и монтажа выставок, технологического обеспечения производства, анализа выставочной деятельности. Для обеспечения бесперебойности работ, во избежание потери нужных документов и быстрого их получения в случае необходимости каждое предприятие в соответствии с установленными правилами осуществляет деятельность по их учету, систематизации и хранению.
Все исполненные документы, не подлежащие уничтожению, должны храниться в специальных папках-скоросшивателях. Такая папка с документами называется «Дело». Каждое дело должно иметь на титульной стороне регистрационный номер, краткое название, указание на принадлежность, год начала ее ведения и срок хранения. Все папки с регистрационными номерами подлежат учету в главном документе делопроизводства «Номенклатура дел предприятия».
Номенклатура дел — это систематизированный перечень дел с указанием номера дела, его названия, количества томов и сроков их хранения. Обязательно указывается номер статьи, на основании которой установлены эти сроки хранения.
Делопроизводство подразделяют на общее и специальное. Общее делопроизводство для всех типов предприятий, независимо от их статуса, ведомственной принадлежности и вида собственности распространяется на пять видов обязательных документов: организационные документы, распорядительные документы, справочно-информационные документы и переписка, документы по личному составу предприятия, документы бухгалтерского учета и отчетности.
Другие группы документов включаются в делопроизводство, по мере возникновения необходимости в них у подразделений фирмы и, как правило, по согласованию со службой документационного обеспечения или по решению руководства. Это может быть планово-финансовая документация, документация по кредитам и ценным бумагам, административно-управленческая, проектно-конструкторская, технологическая документация и другие виды документов, появляющиеся в процессе деятельности предприятия. На большинстве предприятий из-за специфики производственно-хозяйственной деятельности, наряду с общим ведется и специальное делопроизводство. Включение в него специальных видов документов определяется или общеправовыми требованиями или решением руководства предприятия. В специальное делопроизводство выделяется, прежде всего, документация с грифом ограничения доступа: «Лично», «Конфиденциально», «Для служебного пользования», «Секретно» и т.п.. Вопрос о выделении выставочного делопроизводства в специальное при наличии общего остается для профильных организаций дискуссионным. Сейчас в каждой организации этот вопрос решается по усмотрению руководства. В органах управления, государственных архивах, ведомственных учреждениях и в большинстве самих выставочных организаций оно ведется, как раздел «Выставки и ярмарки» в общем делопроизводстве и все его дела включаются в основную номенклатуру дел предприятия или учреждения. В некоторых выставочных организациях, особенно там, где выставочно-ярмарочная деятельность не является основной или единственной, оно формируется и ведется как специальное делопроизводство со своей собственной номенклатурой дел. Связано это с тем, что особенность выставочной деятельности порождает специфические виды документов, нигде более не встречающиеся. При регистрации вновь создаваемой выставочной фирмы в органах государственной статистики она будет зарегистрирована сразу по нескольким кодам отраслевой классификации, поскольку выставочную деятельность нельзя отнести к какой-то одной отрасли. Например, при регистрации консалтинговой фирмы «СЕРВИС ЭКЗИБИТ» ей были присвоены коды ОКОНХ сразу по пяти отраслям народного хозяйства: культура, музеи и выставки, информация, образование, торговля и ярмарки. Значит, в статистических органах отчетность фирмы будет проходить по нескольким отраслям. Нигде больше, кроме выставочной практики, не встречаются документы типа: «Заявка-Договор на участие в выставке», «Условия участия в выставке-ярмарке», «Тематический план», «Тематико-экспозиционный план» и многие другие.
Есть небольшие особенности в организации долговременного хранения выставочных дел. Хотя сроки хранения документов, утверждаемые Федеральным архивным агентством Российской Федерации, полностью распространяются и на выставочную деятельность, по отдельным документам, сдаваемым в государственные архивы на постоянное хранение, требуется специальное согласование с экспертными комиссиями архивов. Общие требования по подготовке и оформлению дел среднесрочного и долговременного хранения, сдаваемых в архивы,, полностью распространяются и на выставочную документацию форматов А4 и А5. Но при сдаче в архивы архитектурно-планировочной и другой крупноформатной документации по оформлению выставок предъявляются требования, аналогичные требованиям к архитектурно-проектной документации. На некоторые выставочные документы, представляющие историческую или культурную ценность, распространяются специальные требования «Инструкции Министерства культуры Российской Федерации по ведению делопроизводства в учреждениях культуры». Материально-техническое обеспечение выставочного делопроизводства тоже имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается компьютеризации документации при переходе на безбумажное делопроизводство. Выставочная практика потребовала специальных компьютерных технологий и программного обеспечения для разработки эскизных и технических проектов, художественного оформления; строительства выставок из сборных элементов, для стыковки между собой различных сборно-разборных конструкций несущего оборудования, для компьютерного выполнения монтажных листов.
Группировка документов и формирование дел. Формирование дел — это отбор документов по определенным признакам и подшивка их в папки с титулом «Дело №». Поэтому прежде чем начать формирование дел, нужно решить, какие виды документов и по каким признакам будут в них направляться. Основные признаки группировки документов следующие: номинативный — документы группируются по наименованиям документов (протоколы, приказы, акты и т.п.); предметный — по предмету переписки; номенклатурный — по номенклатуре и ассортименту продукции; территориальный — по городам деловых связей; географический — по странам; проблемный; отраслевой; хронологический; авторский и т.д.
Какие признаки лучше выбрать для группировки документов и формирования дел предприятия — определяет служба документационного обеспечения по согласованию с руководством и исполнителями. Каждый направляемый в дело документ должен иметь номер и дату регистрации, подпись и отметку об исполнении. Запрещается подшивать в дело неисполненные или не законченные в производстве документы, разрозненные экземпляры из комплектов и документы, подлежащие возврату.
Желательно группировать документы одного календарного года исполнения, а для документов со сроками исполнения в последующие годы следует заводить дополнительные папки. Документы долговременного хранения группируются по папкам со сроками хранения: 10, 25, 50, 75 лет, постоянно.
Включаемые в папку документы должны соответствовать названию дела. Название дел должно быть кратким и четко определяющим тип включаемых документов. Не рекомендуется давать название делу с неявно выраженными признаками группировки типа «Общая переписка», «Разные документы» и т.п. Лишь в начале своей деятельности, когда предприятие еще только начинает устанавливать деловые связи и объем поступающих писем и информации незначителен, когда все поступившие документы практически на виду, предприятие может себе позволить иметь всего 2—3 рабочих папки с названием общего характера. Но когда поток документов становится интенсивным, а папок становится все больше и больше, важные документы, случайно попавшие в папки с такими названиями, могут быть там просто «похоронены». Потому что ни кому и в голову не придет искать документ с названием «Акт приемки-сдачи работ» в папке «Разные документы». Приложения, независимо от даты их утверждения или срока регистрации, присоединяются к сопроводительным документам, с которыми они пересылались. Если это невозможно, следует на сопроводительном документе сделать отметку о местонахождении его приложения.
Организационные и распорядительные документы. В «Номенклатуру дел предприятия» разделы с этими документами включаются первыми как основополагающие.
Организационные документы — это комплект документов, необходимых для учреждения самого предприятия, а также документация, используемая для организации его производственно-хозяйственной деятельности, например, для учреждения ярмарок или регистрации планируемых выставок. Основными организационными документами являются: устав предприятия, протокол собрания учредителей, учредительный договор, должностные Инструкции, инструкция о внутреннем распорядке, структура предприятия, положения о структурных подразделениях, штатное расписание, бизнес-план и т.п.
Распорядительные документы — разновидность организационных документов, имеющих персонифицированные указания кому, что и в какой срок сделать. Основные виды распорядительных документов: постановление, приказ, распоряжение, указание, поручение. В качестве распорядительного документа может выступать протокол собрания, заседания, совещания и других аналогичных мероприятий, если в нем по результатам голосования дается поручение кому-либо что-то сделать, и указаны сроки исполнения. Но в отличие от единоличных распорядительных документов (приказов и распоряжений) протокол собрания является коллективным распорядительным документом.
Следует обратить особое внимание на то, что в делопроизводстве используются две разные формы приказов: «Приказы по основной деятельности» и «Приказы по личному составу предприятия». После оформления они регистрируются и хранятся раздельно. У них есть существенные различия в оформлении текста и реквизитов.
Все приказы по основной деятельности желательно оформлять на бланке предприятия. Главный реквизит документа — слово «ПРИКАЗ», напечатанное прописными буквами чуть ниже наименования предприятия в центре листа. Далее следуют реквизиты: регистрационный номер приказа, город издания документа (проставляется с левой стороны листа чуть ниже слова «ПРИКАЗ») и дата регистрации документа (с правой стороны на одном уровне с городом издания документа). Ниже с красной строки печатается содержание приказа. Приказ по основной деятельности всегда начинается с констатирующей части, являющейся одновременно и основанием для его издания. Констатирующая часть начинается с красной строки словами: В связи..., В соответствии с..., На основании... и т.п. Слева под констатирующей частью прописными буквами пишется слово «ПРИКАЗЫВАЮ»: (с двоеточием), а под ним с красной строки дается текст распорядительной части, каждое поручение в котором, нумеруется арабскими цифрами, например:
1. Главному художнику Черкасову С.Ф. подготовить...
2. Планово-финансовому отделу (зав. Семенцов Н.В.) разработать...
3. Главному бухгалтеру Чистяковой Л.В. обеспечить оплату работ и материалов...
Последним пунктом определяется лицо, на которое возлагается контроль исполнения данного приказа. Например:
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя генерального директора Иванова СП.
Далее следует реквизит «подпись», состоящий из трех частей: полного наименования должности руководителя организации, подлинной подписи и ее расшифровки. Расшифровка всегда начинается с инициалов руководителя.
Поскольку кадровые приказы регистрируются и хранятся отдельно от приказов по основной деятельности, их нумерация может дублироваться. Во избежание путаницы, к номеру кадрового приказа добавляются буквенные обозначения: № 42-к — движение кадров (прием, увольнение, перевод и т.п.), № 43-км — командировка, № 44-о — отпуск и т.д.
Приказ по личному составу предприятия не имеет констатирующей части и слова «ПРИКАЗЫВАЮ», а начинается прямо с распорядительных пунктов, нумеруемых арабскими цифрами. Распорядительные пункты начинаются глаголом в повелительном наклонении: Назначить на должность..., Уволить по собственному желанию..., Перевести в должность... и т.д. Под каждым распорядительным пунктом проставляется слово «Основание»: (с двоеточием), за которым следует наименование соответствующего документа (личное заявление, контракт, докладная записка и т.п.). Ниже пишется фраза: «с приказом ознакомлен». Здесь работник расписывается и ставит дату ознакомления.
Обратим внимание на существенное отличие этой части документа. Если приказ по основной деятельности доводится до сведения исполнителей руководителями подразделений в удобной для них форме, то с приказом по личному составу работник знакомится лично и под расписку.
Поскольку процесс подготовки и проведения выставки связан с большими затратами материальных ценностей, трудовых ресурсов и финансов, ни одна выставка не должна проводиться без соответствующего юридического документа, разрешающего эти затраты. С другой стороны, каждая выставка преследует определенные цели, которые не могут быть достигнуты без четко установленного задания, — как организаторам выставки, так и организациям-участникам. Эти и другие вопросы четко определяются соответствующим распорядительным документом о проведении выставки. Чаще всего это приказ, в котором констатируется принятое решение организовать выставку, устанавливаются цели, задачи, место и сроки ее проведения, ориентировочная программа подготовительных мероприятий, ответственные исполнители и очерчивается предварительный крут обязательных (или потенциальных) участников выставки.
Практика показывает, что целесообразно этим же приказом создать организационный комитет, рабочую группу и дирекцию выставки, что не исключает возможности последовательного и самостоятельного решения данных вопросов дополнительными распорядительными документами устроителя выставки или специальными решениями оргкомитета. Важно, чтобы эти органы были созданы и были определены их полномочия и состав, так как на них ложится конкретная исполнительская функция по координации всех видов работ. Нужно также, чтобы в подобном документе были установлены источники финансирования, сроки списания затрат и отчетности по выставке. Очень действенным бывает изложение уже в данном приказе основных принципов подведения итогов выставки и установление форм поощрения для наиболее отличившихся работников и организаций1.
Первый приказ обычно издается: по местным и региональным выставкам — за 3—6 месяцев до их проведения; по международным выставкам и ярмаркам — за 12—18 месяцев.
6.5. Выставочный менеджер и характер требований к нему
В выставочном менеджменте сегодня нужны профессиональные менеджеры, руководители и управляющие, так как этот бизнес теперь представляет собой очень важную часть общественной жизни. Этот бизнес для успешного ведения должен возглавляться лидерами, преданными делу и обществу, в котором они живут и работают. «Кто-то может сомневаться, — пишет управляющий выставочного центра Гонконга К. Уоллас, что сегодня выставочная деятельность для многих не просто работа, а скорее призвание, и даже образ жизни».
Мы живем в мире быстро меняющейся моды и привычек, — когда стало в порядке вещей ежедневное появление технических и культурных новшеств, когда экономика и торговля постоянно переживают взлеты и падения. В такой ситуации организация форумов и выставочных проектов является достаточно рискованным мероприятием, как для их устроителей, так и для инвесторов. Поэтому роль руководителя выставочных программ сегодня резко возросла. Сегодня одна из наиболее существенных тенденций в выставочном бизнесе — резко возрастающая значимость роли и влияния его руководителей. Хорошо, если они ранее уже зарекомендовали себя в других областях индустрии, сталкиваясь с решением сходных проблем. Но, прежде всего, они должны обладать определенным опытом именно в этом бизнесе.
Он предлагает три важнейшие предпосылки для успешного проведения массовых мероприятий, напрямую связанные с уровнем профессионализма работников:
• достаточный уровень знаний и опыта руководящего звена;
• постоянное повышение квалификации работников;
• активная творческая работа каждого менеджера.
Если спросить, каким бы хотелось вам видеть современного руководителя выставочного дела? Ответ на поставленный вопрос будет однозначным — «лучшим». Потому что практически любое дело должно претендовать на звание лучшего, в соответствии с его основными целями и задачами. И эта характеристика должна постоянно звучать эхом в голове менеджера и отражаться в каждом его решении и в каждом действии.
Проведение выставочного мероприятия — это, прежде всего, предоставление услуг. А общая задача каждого мероприятия — ориентироваться на запросы потребителей. Значит, все служащие должны знать, что ждут потребители (участники и посетители выставки) от данного мероприятия и уметь довести его до необходимого уровня, стараясь максимально оправдать и даже превосходя их ожидания.
Необходимо осознавать также, что клиенты могут иметь разные запросы, потребности и желания. В процессе подготовки и проведения выставки необходимо выработать эффективные пути построения первоначального диалога с участниками и посетителями, для выяснения и понимания их проблем, чтобы затем решать их.
Выставочному персоналу, и, в первую очередь, руководителю (администратору, менеджеру), необходимо соблюдать разумную степень гибкости, поскольку недостаток ее может подорвать сотрудничество с клиентом или партнером. И все-таки наиболее важным залогом успеха дела является искусство эффективного управления персоналом и ресурсами. Не все владеют им в полной мере. Эксперты по менеджменту приводят неутешительную статистику: 80% людей в свои 30 лет не обладают организаторскими способностями. А на долю настоящих, прирожденных руководителей приходится всего лишь 20% населения 30—40 летнего возраста. Такие личности в большой цене, и они должны использоваться как можно эффективнее. Кроме высокого коэффициента интеллекта (IQ), коэффициента эмоциональности (ЕQ), они должны держать высокий уровень качества общения (SQ), т.е. проявлять такие черты характера, которые располагают к себе собеседников. При этом им нужно постоянно развивать свои личностные качества: самосознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию; постоянно обогащать свой социальный опыт.
Основная задача хорошего руководителя заключается в том, чтобы собрать сплоченную команду, члены которой «болеют» за успех дела также как и он сам. Он должен найти стратегически верный компромисс во всех вопросах, касающихся выполнения главной задачи.
Хороший менеджер — прагматичен, сдержан, обладает аналитическим умом, но хороший руководитель отличается от него еще и чувством интуиции и способностями предвидения.
Поэтому именно менеджер, развивающий в себе эти способности, чаще других становится руководителем (топ-менеджером).
Менеджер может научить и мотивировать. Но руководитель, кроме того, может (по крайней мере, должен уметь) вдохновить и заинтересовать. Менеджер может быть хорошим исполнителем, но лишь руководитель может наделить его определенными полномочиями.
От решений руководителей во многом зависит успех всего дела.
Многие считают удачное решение случайным делом. Им кажется, что успешное решение открылось как озарение, как «вспышка сознания». Хотя это не так. На самом деле это результат длительного сознательного и подсознательного процесса анализа информации, итерации уровней знания ситуации и варьирования логикой до того, как будет поставлена окончательная точка.
Другие руководители приходят к какому-то определенному выводу, изучая мнения и точки зрения коллектива своих специалистов, т.е. практикуют выработку решений путем коллективного обсуждения проблемы, проведения специальных совещаний, иногда прибегая к «мозговым атакам». Но и здесь успех не всегда гарантирован. Потому что есть другие составляющие творческого процесса.
Наиболее удачные решения рождаются, когда обе крайности (интеллектуальное творчество руководителя и различные мнения специалистов или экспертов) синтезируются в едином информационно-аналитическом процессе. Потому что необходимо принимать во внимание все составляющие выработки решения: собственную логику рассуждений, критические высказывания, неожиданные, но веские чужие аргументы, альтернативные предложения, мнение меньшинства и т.п.
Современный менеджмент требует, чтобы лидер был профессионалом и в кризисном менеджменте.
Современные форумы и выставки постоянно используются для организации визитов и выступлений известных личностей, членов правительств и администраций, деятелей высокого ранга из политики или бизнеса. А сегодня их присутствие вызывает интерес не только у рядовой публики и СМИ, но и у «протестных групп», лоб- бистов и «групп давления». Именно возможная публичная демонстрация негативных отношений, ненужные публичные выступления и реакции, проявления общественного протеста на массовых мероприятиях требуют кризисного менеджмента, включая экспертное прогнозирование, планирование действий персонала и меры предупреждения ЧП в местах проведения мероприятий. Поэтому сегодня в прямые обязанности главного администратора выставки должно входить предусмотрение всех целесообразных мер избежание или разрешения критических ситуаций на всех этапах проведения мероприятия. Если появились признаки конфликтной ситуации и тем более, если таковая возникала, требуется обеспечить быстрое устранение проблемы.
Если возникает кризисная ситуация, именно директор или главный администратор должен иметь дело с «горячими изданиями», «эмоциональными редакциями» радио и телевидения. Поэтому директор (администратор) выставки должен быть всегда готов оказать положительное воздействие на прессу и делать это уверенно и четко. Он должен встречаться с прессой и публикой, представляя факты спокойно и уверенно, в пределах компетенции и здравого смысла прокомментировать событие, а с учетом возможных осложнений даже честно признать недостатки, если это сможет стать наиболее приемлемым путем разрешения кризисной ситуации.