I. Для организаций, имеющих самостоятельный баланс
А. Исходные плановые и контрольные цифры:
— общий объем реализации услуг, работ и продукции;
- объем реализации услуг предприятиям и организациям;
— объем реализации услуг, работ и продукции населению;
— доход (прибыль);
— важнейшие показатели развития;
— валютная выручка.
Б. Заказы местной администрации города (или госзаказы). В. Экономические нормативы:
— отчислений от дохода и прибыли в госбюджет;
— отчислений от дохода и амортизации в фонд производственного и социального развития;
— отчислений на образование фонда материального поощрения и фонда заработной платы, когда они формируются как остаток хозрасчетного дохода после отчислений в фонд производственного и социального развития;
— отчислений для образования валютного фонда.
Г. Лимиты капитальных вложений для нового строительства или решения особо важных задач.
Д. Нормативы распределения материально-технических ресурсов по подразделениям.
II. Для структурных подразделений, не имеющих самостоятельного баланса (отделы, филиалы и отделения)
А. Исходные плановые и контрольные цифры:
— общий объем реализации услуг, работ и продукции по подразделению;
— объем реализации услуг предприятиям и организациям;
— объем реализации услуг, работ и продукции населению,
— доход (прибыль) подразделения;
— важнейшие показатели развития подразделения;
— заказы местной администрации города или государственные;
— показатели качества услуг, работ и продукции подразделения.
Б. Экономические нормативы:
— лимиты расходования сырья, материалов, электроэнергии;
— лимит расходования валюты;
— затраты на 1 рубль реализации услуг, работ и продукции;
— фонд заработной платы подразделения;
— фонд производственного и социального развития подразделения;
— фонд материального поощрения подразделения. Источники финансирования выставочно-ярмарочной деятельности
можно подразделить на две группы:
I. Производственные активы, стартовый капитал и накопления, в том числе:
— оборотные средства;
— фонд развития;
— рисковый фонд;
— краткосрочное кредитование;
— проценты от кредитов другим организациям;
— целевое бюджетное финансирование заказов с оплатой факту выполнения;
— капитальные вложения и долговременные кредиты;
— спонсорские взносы и инвестиции;
— ценные бумаги.
II. Авансирование работ участниками и соорганизаторами выставки:
— целевое бюджетное авансирование заказов;
— предоплата аренды выставочных площадей;
— предоплата проектирования и строительства выставочных стендов:
— предоплата пристендовых услуг;
— предоплата издания официального каталога выставки и другой рекламы;
— авансы и предоплаты торговых, посреднических и других партнеров.
При определении конкретных источников финансирования следует обращать внимание на разнообразие возможных вариантов в зависимости от типа действующих выставочных предприятий, их форм собственности, юридического статуса или специализации.
5.2. Затраты и ценообразование при подготовке и проведении выставок
Наряду с источниками финансирования для эффективной выставочной деятельности важнейшее значение имеет структура производственных и непроизводственных затрат и опыт балансирования ими. Работы по проектированию, художественному оформлению и обеспечению функционирования выставок, проведение сопутствующих мероприятий (семинаров, культурных программ, деловых встреч и т.п.) требуют существенных материальных вложений и финансовых затрат. Эти затраты ложатся в основу формирования себестоимости и расчетных цен выставочных работ и у луг. Менеджер, контролирующий процесс ценообразования, дол жен хорошо разбираться в составе затрат и механизме обоснования стоимости.
Типовые затраты производственно-хозяйственной деятельности. Для определения объемов и себестоимости работ по подготовке и проведению выставки составляется документ «Смета затрат». Это таблица, в которой построчно (постатейно) перечисляются и в соответствующих графах оцениваются в количественном и стоимостном выражении работы, оплата труда, сырье и материалы, цена за единицу, суммарный объем. В последней графе указывается расчетная суммарная стоимость статьи. Делается это на основе калькуляций расходов или установленных нормативов. Путем суммирования стоимостей по каждой статье получают общую стоимость подготовки и проведения мероприятия. Рассмотрим типовой состав затрат на организацию выставки. Он примерно следующий:
1.Затраты на творческую подготовку выставки: проведение творческих конкурсов, гонорары творческим работникам за разработку концепций выставки, творческого проекта или идеи, составление текстов, написание сценариев, на проекты художественно-графического оформления, прочие расходы, связанные с творчеством. Оплата творческих работ государственными предприятиями осуществляется по ставкам Министерства культуры, а коммерческими организациями — по договорным ценам или действующим расценкам фирмы.
2. Затраты на информацию о выставке, полиграфическую и наружную рекламу, рекламу выставочного мероприятия в СМИ, на радио и телевидении.
3. Затраты на техническую подготовку выставки и реализацию проекта, т.е. затраты на зарплату административного, исполнительного и вспомогательного персонала, на приобретение материалов и изготовление оборудования, плата за аренду и прокат оборудования и технических средств, на транспортировку выставочных грузов (оборудования, материалов, экспонатов и пр.), затраты на монтаж стендов и оборудования, затраты на страхование выставки.
4. Затраты на эксплуатацию выставки: оплата обслуживания арендуемых площадей и служебных помещений, оплата электроэнергии, воды, противопожарной охраны, работы служб безопасности, телефонной связи и телекоммуникаций, затраты на вознаграждения, поощрения и награды.
5. Затраты на представительские продукты и сувениры.
6. Затраты на проведение сопутствующих мероприятий: семинаров, конференции, встреч специалистов, презентаций, на конкурсы лучших экспозиций и экспонатов и т.п.
7. Затраты на закрытие и демонтаж выставки, приведение в порядок помещений и сдачу их в надлежащем состоянии.
«Смета затрат» после согласования с руководством становится основой для утверждения бюджета выставки, выделения средств исполнителям и контроля оплаты последующих операций и работ установления расценок на разные выставочные услуги и работая возмещающих произведенные затраты и формирующих прибыль, определения долей затрат, списываемых на себестоимость производства или прибыль и т.п.
В данном разделе нет необходимости демонстрировать многообразие видов смет или детальные калькуляции постатейных стоимостей, поэтому здесь приводятся только типовые формулы примеры.
Себестоимость выставки и ценообразование выставочных услуг Механизм определения себестоимости и расценок на работы услуги по выставкам примерно следующий. Предположим, что размер общих затрат по выставке в павильоне площадью 10 тыс. кв. м в соответствии с утвержденным бюджетом составит З т.об = = 20 млн руб. Разделив общие затраты на размер площади павильона, получают себестоимость 1 кв. м этой площади С использования ее в последующих расчетах. В нашем случае будет равно 2 тыс. руб.:
20 000 000 руб.
С = --------------------- = 2000 руб. / кв.м.
10 000 кв.м.
Но это вся площадь павильона, так называемая площадь «брутто». А участникам выставки сдается только ее часть. Обычно арендуемая участниками выставки экспозиционная площадь (нетто) составляет 50—70% площади павильона. Остальная площадь используется для организации маршрутов посетителей, проходов между стендами, лестничных маршей, зон рекреации и отдыха, служебных вспомогательных помещения и т.п. Эти части площадей и помещения считаются «площадью общего пользования». Возмещение затрат на их содержание, оформление и эксплуатацию может быть реализовано двумя путями. При платном входе на выставку средняя стоимость 1 кв. м умножается на размер площадей «общего пользования», а полученная сумма используется для определения стоимости входного билета. В простейшем варианте цена входного билета Ц вх.б. рассчитывается путем деления 30% себестоимости «площади общего пользования» (6 млн руб.) на число ожидаемых посетителей выставки (20 тыс. чел.). Тогда:
Ц вх.б. = 6 млн руб.: 20 тыс. чел. = 30 руб.
Планируемые доходы от входных билетов в бюджете выставки относят на статью «Сборы с посетителей». Иногда планируется окупить часть этих затрат не только за счет стоимости входных билетов, но и стоимости участия специалистов в семинарах, конференциях и других сопутствующих выставке мероприятиях. Тогда для этих мероприятий устанавливается соответствующая «Стоимость участия», например, по количеству мест в зале или по количеству заявок на участие.
Если же признается целесообразным сделать вход на выставку бесплатным, затраты на «площади общего пользования» раскланиваются на экспонентов. В таком случае средняя себестоимость 1 кв. м. площади, предоставляемой экспонентам, рассчитывается делением общих затрат только на размер чистой экспозиционной площади.
Предположим, что чистая экспозиционная площадь в павильоне составит только 50% общей, то есть 5000 кв. м. Тогда себестоимость ее 1 кв. м, сдаваемого в аренду участникам С1 составит уже 4 тыс. руб.:
20 000 000 руб.
С 1 = ------------------- = 4000 руб./кв. м;
5000 кв. м
Затем планово-финансовая служба по средней себестоимости и планируемой прибыли, устанавливает конкретные расценки на 1 кв. м экспозиционной площади в разных местах павильона, дифференцируя их по категориям привлекательности, выгодности, удобства, заинтересованности и т.д. В лучших местах устанавливаются повышенные наценки, а за места, малопривлекательные или пользующиеся меньшим спросом, делаются скидки.
Чтобы обеспечить не только возмещение затрат, но и получение прибыли, расчеты производят с учетом необходимой рентабельности хозяйственной деятельности и к утвержденным общим затратам на выставку добавляются будущие платежи, перечисления в фонды, налоги, приплюсовывается расчетная прибыль и, таким образом, получают отчетно-плановый показатель — «Объем работ». Как это делается?
В нашем случае при плановом уровне рентабельности Р = 50% торговая наценка к себестоимости Тн составит 10 млн руб.:
20 000 000 руб. x 50 %
Тн = ------------------------------- = 10 000 000 руб.
100 %
Тогда с надбавкой к. общим затратам показатель называемый «Объемом работ» Ор будет оценен в 30 млн руб.:
ОР = Зт.об + Тн = 20 млн руб. + 10 млн руб. = 30 млн руб.
Теперь разделив объем работ Ор на 5000 кв. м чистой экспозиционной площади, получаем среднюю стоимость аренды 1 кв. м. площади в павильоне для экспонентов Цс.ар.
30 000 000 руб.
Цс.ар. = -------------------------- = 6000 руб. / кв.м;
5 000 кв.м
Затем по средней цене для разных зон павильона устанавливаются конкретные расценки для арендаторов. Расценки на различные участки экспозиционной площади дифференцируются по категориям с помощью коэффициентов значимости места. На участках в конце маршрута, в тупиковых зонах и т.д. цена аренды снижает а для наиболее удобных и выгодных площадей — наоборот, она повышается. Аналогично устанавливаются расценки на аренду типовых боксов для офисов и стендов (рядный, угловой, остров и т.п.) фиксированными размерами. Эти размеры могут быть, например: 2м x 2м; 2м х 4 м; 4м х 4м; 4м х 8м; 4м х 12м; 4м х 16м; 4м х 20м; 6м х 24м, и т.д. Оплата конкретного стенда будет соответственно меняться в зависимости от его типа и площади.
Образец
Расценки на аренду необорудованной выставочной площади с учетом коэффициентов
Сектор | Общая пл. (кв. м) | Цсар (руб) | Коэфф. | Цена 1 кв. м |
1,5 | 9000 руб. | |||
1,2 | 7200 руб. | |||
1,0 | 6000 руб. | |||
0,8 | 4800 руб. | |||
0,5 | 3000 руб. |
Стоимость проектирования и строительства нетипового (эксклюзивного) выставочного стенда калькулируется и обсчитывается отдельно, а работа по его строительству осуществляется на дополнительных договорных условиях после получения заказа.
Для обоснования других наценок разрабатываются разные дополнительные показатели, например затраты приходящиеся на рабочий день выставки.
Разделив затраты по выставке на количество дней ее работы можно оценить, во что обходится 1 день ее работы.
Например, выставка работает 5 дней. Тогда затраты на 1 день ее работы Сд составят 4 млн руб.
20 000 000 руб.
Сд. = --------------------------- = 4 000 000 руб./день;
5 дней
По этой величине можно определять разные характеристики, например, эффективность работы выставки за день. Это может быть эффективность организации деловых контактов ЭДК (по числу проведенных встреч, заключенных за день контрактов или сделок) или, во что обошелся организатору один посетитель выставки Эд п. п о числу зарегистрированных посетителей.
Эд.к. = 4 млн руб.: 500 контактов = 8 тыс. руб.
Эд.п.= 4 млн руб.: 4000 чел./день = 1000 руб.
Следует добавить, что в выставочной практике себестоимость (как и в любом другом хозяйстве) складывается из производственных и внепроизводственных затрат. Производственные затраты — это непосредственные затраты на производство работ, а внепроизводственные затраты — сопутствующие расходы, с производством выставочных работ и услуг непосредственно не связанные и просто списываемые на себестоимость по статьям сметы «Внепроизводственные затраты». Кроме того, в смете предусматриваются статьи: «Прочие затраты» или «Непредусмотренные затраты». Состав себестоимости подготовки и проведения выставки складывается из множества элементов затрат. Для удобства расчетов или сравнения вариантов используют интегрированные, универсальные или «приведенные к базе показатели», например:
а) затраты и себестоимость на содержание 1 кв. м чистой выставочной площади в период между выставками;
б) затраты и себестоимость на застройку и эксплуатацию 1 кв. м художественно оформленных площадей в период проведения выставок;
в) среднегодовые затраты или себестоимость эксплуатации 1 кв. м площадей и т.д., и т.п.
И все это нужно уметь достоверно обсчитать, что бывает достаточно сложно сделать по всем правилам. Поэтому в некоторых организациях (особенно, в начинающих, где нет статистики по предыдущим мероприятиям) расчеты ведут «от обратного». Сначала путем маркетинговых исследований рынка выставочно-ярмарочных услуг выявляют существующие расценки на работы и услуги различных фирм. Затем, исходя из местных условий и возможностей, с учетом уровня и качества услуг и работ устанавливают расценки для потребителей и клиентов, т.е. просто подгоняют под расценки сметы затрат, калькуляции, себестоимость и другие расчетные показатели. Этот прием применяется еще и в случаях многовариантных расчетов, например, когда предварительные прикидки показывают, что выявленные затраты не укладываются в утвержденный бюджет выставки. Тогда начинаются повторные расчеты с поиском наиболее экономного варианта.
Бизнес-планы выставочных организаций. Поскольку в России итоги работы подводятся поквартально и в конце года, для лучшей организации работ и управления производственно-хозяйственными процессами предприятия традиционно планируют свою деятельность накануне этих периодов.
Особое значение для проведения хозяйственной политики, выбора тактики и стратегии выставочной организации приобретают экономические программы, которые теперь чаще называют бизнес-планами. В сущности, это комплект документов с технически обоснованной программой выставок или ярмарок на очередной год, где по каждой выставке делается экономическое обоснование ожидаемых результатов. Все чаще такие же документы называют выставочными проектами. А бизнес-план — это итоговый документ (как правило, в табличной форме) с разнесенными по соответствующим графам названиями выставок с сопутствующими мероприятиями, затратами, выручкой и прибылью. В случае необходимости показатели могут быть разбиты поквартально или помесячно.
В основе всех программ и проектов лежит «Сводная смета затрат по выставкам», составленная на основании смет затрат по каждой выставке года.
Таким образом «Сводная смета затрат» — это комплект смет затрат по каждой выставке плюс итоговая смета, суммирующая показатели по соответствующим статьям смет затрат по каждой выставке.
Например, если проектом или программой деятельности предприятия намечается провести 12 выставок за год, то «Сводная смета затрат» будет состоять из 13 документов (12 смет по каждой выставке и Сводная смета затрат).
Руководством организации утверждается только итоговый документ, по которому определяется годовой бюджет на проведение выставок. Остальные сметы просто визируются ответственными исполнителями, так как в следующем году в зависимости от складывающихся экономических условий они обязательно уточняются, корректируются и утверждаются перед началом подготовки очередной выставки.
Образец
Утверждаю Директор фирмы
«_»____2002 г.
Бизнес-план выставочного центра «Мир» на 2002 г.
№ п/п | Наименование мероприятий | Затраты на работы и услуги | Поступления (доход) от реализации мероприятий | Плановная прибыль (тыс. руб.) | Платежи и налоги, % | ||||
Себ-сть 1 кв. м (руб.) | Кол-во кв. м | Сумма (тыс. руб.) | Цена 1 кв. м (руб.) | Кол-во кв. м | Сумма (тыс. руб.) | ||||
1. | Ярмарка «Зима-2002» | 65-75 | |||||||
2. | Выставка «Салют Армии России» | 65-75 | |||||||
3. | Ярмарка «Женщины России» | 65-75 | |||||||
4. | Выставка-ярмарка «Мода Люкс» | 65-75 | |||||||
5. | Выставка-ярмарка «Пресса-2000» | 65-75 | |||||||
6. | Выставка «Село-2002» | 65-75 | |||||||
7. | Выставка-ярмарка «Дом, дача, сад» | 65-75 | |||||||
8. | Выставка-ярмарка «Школа и дитя» | 65-75 | |||||||
9. | Выставка-ярмарка «Урожай-2002» | 65-75 | |||||||
10. | Международная выставка «Станки» | 65-75 | |||||||
11. | Международная выставка «Оптика» | 65-75 | |||||||
Рождественская ярмарка «Парфюм» | 65-75 | ||||||||
Итоговая строка |
Плановые затраты на программу 2002 г.— 2 227 000 тыс. руб.
Планируемый доход на 2002 г. — 4 454 000 тыс. руб.
Плановая прибыль — 2 227 000 тыс. руб.
Суммарные выплаты (65%) —1 447 550 тыс. руб.
Главный бухгалтер_____________
5.3. Налогообложение в выставочной
деятельности и особенности
бухгалтерского учета
Практика налогообложения выставочно-ярмарочной деятельности. Налогооблагаемая база — одна из важнейших характеристик выставочного дела и для государства и для самих выставочных организаций. Она различна у разных типов выставочных предприятий и постоянно расширяется в связи с развитием законодательства о налогообложении.
Сегодня ее расчетную основу составляют недвижимость и имущество предприятий, доходы от производственной, посреднической и торговой деятельности и прибыль, полученная за отчетный период. Поскольку выставочная деятельность приобрела черты отрасли народного хозяйства и ей присущи все приметы расширенного воспроизводства, на нее полностью распространяется действующее налоговое законодательство. Но при этом, как и любая отрасль хозяйствования, налогообложение хозяйственной деятельности выставочных организаций имеет и свою специфику. Отправной базой расчетов является себестоимость производства продукции, работ и услуг. Однако в налоговом законодательстве по этому вопросу достаточно много «белых пятен» или недостаточно четко и понятно прописанных положений. И сегодня приходится пользоваться положениями множества действующих нормативно-правовых документов разного периода разработки и введения, по-разному толкуемых инспекторами разных налоговых инспекций и порой требующих разъяснений опытных специалистов. Еще совсем недавно (до принятия Налогового кодекса Российской Федерации) один только перечень законов, постановлений правительства, ведомственных инструкций и рекомендательных писем различных учреждений и ведомств, устанавливавших порядок расчетов по налогам, составил бы здесь не одну страницу текста.
С принятием Налогового кодекса РФ сегодня действует всего 49 видов налогов. Правда, их еще надо разделить на отчисления в местный, региональный и федеральный бюджеты. Из-за этого даже опытные бухгалтеры совершают ошибки или попадают в затруднительное положение. Стало привычной практикой ориентироваться на опыт организаций, прошедших через конфликтные ситуации с налоговыми службами или с решениями споров в арбитражных судах. Поэтому для профессиональных консультаций и разъяснений по налогообложению в разных городах России созданы «Горячие консультационные линии» Общества налогоплательщиков. В Москве телефоны «Горячей линий» (095) 790—04—50 или 367—94—61.
Вопросы есть у организаций—устроителей выставок и ярмарок, имеющих свои выставочные площади; у организаций—устроителей, арендующих площади под выставки, и у организаций—участников выставок и ярмарок. Даже организации, направляющие своих специалистов на выставки в качестве посетителей и несущие при этом расходы (командировочные, проездные, входные билеты, презентации и т.п.), задают по налогообложению массу вопросов. Сами представители налоговых служб не гнушаются проконсультироваться там у специалистов.
В качестве демонстрации сложности вопросов и ответов, звучащих на «Горячей линии», приведем несколько примеров, опубликованных в журнале «Экспомир».
Примеры.
Вопрос 1. Как и когда плата за арендованные под выставку помещения без проблем может быть включена в себестоимость выставочного производства?
Ответ: Чтобы на законных основаниях включить арендные платежи в себестоимость, необходимо, чтобы арендодатель, в соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса РФ был или собственником имущества, или лицом, уполномоченным законом сдавать имущество в аренду. Кроме того, договор аренды помещения, в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», должен пройти государственную регистрацию.
Вопрос 2. Можно ли уценку потерявших товарный вид экспонатов, выставлявшихся на ярмарках, включить в себестоимость продукции?
Ответ: Уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании в витринах, относится к расходам на рекламу, в соответствии с письмом Минфина РФ от 06.10.92 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров».
А расходы на рекламу, в соответствии с инструкцией «Положение о составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 552 от 05.08.98 только частично (в размере 2%) включаются в себестоимость продукции, работ и услуг. Остальная часть расходов на рекламу тем же «Положением» относится на прибыль.
Вопрос 3. Российская фирма по договору оплачивает свое участие в выставке за границей. Надо ли с перечисляемых иностранному организатору выставки за границей платежей удерживать налог на прибыль?
Ответ: Если с иностранной фирмой заключен на территории России только сам контракт, то, в соответствии со статьей 3 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», удерживать и перечислять в бюджет налог на прибыль с сумм, выплачиваемых по контракту инофирме, не нужно. Налогообложению в соответствии с законом подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с хозяйственной деятельностью в Российской Федерации.
Кроме того, для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершенным исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в Российской Федерации, а также с товарообменом и операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству Российской Федерации становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы РФ, за исключением прибыли, полученной от продажи продукции с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов.
Как видим, проблема налогообложения сложная, требует высокой профессиональной подготовки тех, кто занимается этими вопросами, уменьшения количества документов, изданных разными ведомствами, объединения документов в сборники, упрощения действующих формулировок, и большой разъяснительной работы. К 2003 г. часть вопросов была решена в Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть 1 и Часть 2). Но еще остается масса нерешенных проблем, а с развитием общественного производства появляются все новые и новые. Поэтому процесс совершенствования законодательства по налогообложению продолжается.
Особенности бухгалтерского учета в выставочном деле. Организация простого и действенного статистического и бухгалтерского учета — важнейший фактор эффективности функционирования выставочных организаций.
Существует ряд специфических особенностей по бухгалтерскому учету и отчетности у организаторов и участников выставок, связанных именно с особенностями их выставочной деятельности. Попробуем показать это на примере «Инструкции по бухгалтерскому учету финансово-хозяйственной деятельности на советских выставках за границей ТПП СССР», которая с небольшими изменениями используется и сегодня в деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Справедливости ради нужно отметить, что это был наиболее полный и наиболее тщательно проработанный комплект руководящих документов для организации выставочного дела. Объем материала инструкции по бухгалтерскому учету финансово-хозяйственной деятельности на выставках за границей вместе с образцами обязательных для использования документов составлял 174 страницы. Из них только «Сборник нормативных документов и разъяснений» (Приложение 1 к инструкции) занимал 128 страниц. В Части 1 инструкции ТПП СССР четко расписано, что делает бухгалтер до отъезда на выставку, что по прибытии на выставку, что — в период ее подготовки и проведения на месте и что после закрытия выставки по возвращении в СССР; его права и обязанности. Часть 2 инструкции «Организация бухгалтерского учета» содержит самостоятельный план счетов для выставок за границей. По каждому счету имеются разъяснения и комментарии с примерами нормативов и расчетов объемов работ, списания затрат по ним, с образцами проводок по дебету и кредиту.
Например, традиционный счет № 01 «Основные средства» здесь заменен счетом № 01—2 «Основные средства за границей». В чем особенность? На основные средства, возвращавшиеся с выставок на склад, амортизация не начислялась. На основные средства, находящиеся на выставках длительное время, амортизация начислялась, а затраты по их амортизации на выставке учитывались в дебете счета «Сметные расходы» по статье «Хозяйственные расходы» в валюте или в рублях. По кредиту данная сумма отражалась по счету «Внутриведомственные расчеты». Одновременно составлялась запись: дебет счета «Расчеты по выделенным основным средствам» и кредит счета № 02 «Износ основных средств». И так во всех подробностях более чем по 16 счетам плана, вплоть до счетов «Финансирование из бюджета» и «Финансирование из прочих источников».
Помимо этого в Части 2 Инструкции даны следующие руководящие материалы:
«Порядок открытия и оформления расчетов по текущему счету дирекции выставки»,
«Ведение кассовой книги. Порядок приема, выдачи и хранения денег»,
«Оформление первичных документов и мемориальных ордеров», «Оформление книги Журнал-Главная», «Ведение карточек аналитического учета», «Лицевые счета»,
«Порядок оплаты суточных, квартирных и расходов по перевозу багажа»,
«Расчеты со специалистами выставки, откомандированными в распоряжение Торгпредства СССР, в стране проведения выставки»,
«Порядок расчетов с работниками Министерства торговли СССР и делегациями ТПП СССР на выставках за границей», «Оформление договоров на заказы иностранным фирмам и трудовых соглашений на выставках за границей», «Расчеты с инофирмами, оргкомитетами, ярмарочными комитетами, гостиницами и частными лицами за оказанные услуги по организации и проведению выставки»,
«Авансовые отчеты, акты на выполненные работы, контроль приобретения представительских продуктов, материалов и хозинвентаря»,
«Расчеты с промышленностью за командирование специалистов» и др. руководства.
И в каждом из них выделена специфика выставочной работы и подчеркнуто, — это для выставок за границей. Особенно тщательно расписана Часть 3 «Порядок составления бухгалтерской отчетности, увязки форм и справок». Буквально по пунктам рассмотрены: объем и порядок отчетности с указанием, кто персонально по должности предоставляет бухгалтеру и по каким формам справки и отчетные материалы, как обобщает свои и поступившие материалы бухгалтер и как он оформляет отчет по выставке.
В Приложении к инструкции по бухгалтерскому учету дано более 100 нормативных документов, регламентирующих работу на выставках.
5.4. Инвестиционный менеджмент
и привлечение инвестиций
в выставочное дело
Быстрое развитие выставочного дела в стране невозможно без крупных инвестиций. Они необходимы для создания новых выставочных центров, строительства новых выставочных комплексов, расширения выставочного пространства и ареала предприятий обслуживающего характера.
«Основным источником инвестиций в мировом хозяйстве является частный капитал, и чаще всего иностранный. Государства, заинтересованные в привлечении инвесторов, стремятся создавать для них благоприятные условия. По данным ЮНКТАД, более 90% изменений в инвестиционном законодательстве разных стран были связаны в последние годы именно со стимулированием и привлечением иностранных вложений. При этом фирмы-инвесторы, прежде чем начать вкладывать средства в ту или иную область деятельности, в тот или иной проект, проходят несколько этапов организации взаимоотношений — от установления контактов и развития сотрудничества до принятия решения о прямом инвестировании».
Прямые инвестиции, как правило, направлены на создание производства с более низкими издержками и облегчение сбыта продукции на местном рынке. Большинство потенциальных инвесторов начинает с изучения рынка страны и экспорта своей продукции. А первым шагом здесь обычно является посещение крупных выставок или участие в них со своей продукцией. И Россия не является здесь исключением. Выставки прекрасно удовлетворяют потребности предприятий в поиске новых заказчиков на продукцию, партнеров для сотрудничества, в поиске новых форм взаимодействия и получении как можно более полной информации. Торговая выставка или ярмарка все это могут дать. Таким путем на российский рынок вышли в начале 90-х годов многие компьютерные фирмы, крупные поставщики электробытовой техники, производители продовольственных продуктов и пищеперерабатывающего оборудования, ранее здесь не работавшие. Участвующие в выставках фирмы часто предлагали не только свою продукцию, но и технологии ее производства, ноу-хау, правила менеджмента и культуру ведения бизнеса. И как
следствие, российские выставки способствовали привлечению в страну иностранных инвестиций. А сейчас многие фирмы — участники выставок — привозят с собой не только продукцию, но и планы по организации в России собственного производства. Среди наиболее показательных проектов такого рода генеральный директор «Крокус Интернейшнл» называет строительство завода детского питания в Ставропольском крае американской фирмой «Хейнц», начавшей свою деятельность в России с участия в выставке «Уролд-Фуд». Аналогично начинала французская фирма «Данон», приобретшая впоследствии контрольный пакет акции кондитерской фабрики «Большевик» и вложившая в ее реконструкцию более 30 млн долл. Сюда же можно отнести швейцарскую фирму «Нестле», купившую и модернизировавшую кондитерскую фабрику «Россия» в Самаре, и английскую «Кэд-бери», сначала заключившую после выставки 1994 г. крупные контракты на поставку шоколада, а впоследствии построившую собственную фабрику в поселке Чудово. Участник многих выставок фирма «Ксерокс» организовала производство копировальной техники на заводе «Памир» в Санкт-Петербурге. После многократного участия в российских автосалонах автомобильные компании «Опель», «Рено», «Форд» и другие теперь уже реализуют в жизни проекты сотрудничества: «Опель» — с АвтоВАЗом, «Рено» — с заводом «Москвич», а «Форд» принял решение строить собственный завод под Санкт-Петербургом. Теперь в Россию приходят, вкладывают капиталы, натурализуются и становятся отечественными производителями ведущие мировые фирмы. Многие из них реинвестируют полученную прибыль, создают рабочие места и исправно платят налоги. Иностранные инвесторы приняли участие в строительстве в Иркутске первого международного выставочного центра в Сибири «Сибэкспоцентр», в строительстве выставочных комплексов в Новосибирске, Нижнем Новгороде и др. городах или организовали в России производство выставочного оборудования и материалов. Но влияние инвесторов на выставочную деятельность происходит и другими путями. Например, появление на рынке новых видов продукции, перспективных направлений техники и передовых технологий привело к появлению в России выставок с совершенно новой тематикой. Так, внедрение в России новых сетевых технологий предопределило появление в Москве в 1994 г. выставки «Нетком», а распространение интернет-технологий привело к переименованию этой выставки в «Интернетком». Развитие телекоммуникаций и связи
породило выставки «СВЯЗЬ» И «ЭкСПОКОММ», которые затем объединились В одну большую выставку «Связь-Экспокомм», стремительно набравшую популярность и ставшую одной из ведущих выставок соответствующих технологий и оборудования.
Поддержка этой выставки крупнейшими мировыми производителями и их участие в ней способствовали быстрому развитию и внедрению в России передовых средств связи.
Выставки помогают решать многие практические задачи, привлекая к этому иностранные компании, их технические и финансовые возможности. В этом плане показательна роль выставок «Экспогород» и «Автозаправка» в Москве, оказавших существенное влияние на решение городских проблем, в том числе и выделения средств, для совершенствования городского хозяйства столицы.
К сожалению, выставочные организации еще слабо используют инвестирование как рычаг для своего развития. Из 10 млрд долл. инвестиций, Осуществленных в российскую экономику в 1998 г., на развитие выставочной деятельности приходится ничтожная сумма. К тому же из-за кризиса 1998 г. несколько ухудшилась и ситуация с инвесторами. Тем не менее, инвестиции — один из надежных и проверенных способов «ставить дело на ноги».
Создание в России стимулирующего инвестиционного климата поможет в будущем и развитию ее выставочной индустрии. Поэтому выставочные организации не должны недооценивать выгод от получения инвестиций или пренебрегать ими, когда предоставляется такая возможность.