В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова

<…>

В условиях образовательных реформ особое значение приобрела деятельность, направленная на разработку и ис- пользование различных педагогических технологий. Слож- ность такой деятельности определяется в первую очередь тем, что она требует большой психологической перестрой- ки педагога. Чтобы перевести учебный процесс из режима функционирования в режим развития, необходимо овладеть новым стилем педагогической деятельности, основанным на сотрудничестве преподавателя и обучающихся, освоить технологии творческой деятельности.

Психологическая перестройка педагога осложняет- ся наличием множества устаревших стереотипов деятель- ности, установок и привычек. В этой связи процесс прео- доления и замены старых стереотипов более совершенным опытом деятельности должен осуществляться постепенно,

30 Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Инновационная активность педагога // Современные про- блемы науки и образования. 2009. № 3. С. 149–153.


и предполагает прохождение нескольких этапов: формиро- вание проблемного сознания педагогов; программирование инновационной деятельности; реализация программы и за- крепление нового опыта.

Инновационная деятельность начинается с чувства не- удовлетворенности, которое возникает в проблемной ситуа- ции, когда потребность преподавателя в успешном решении педагогических задач наталкивается на внешние и внутрен- ние барьеры. Опыт показывает, что первый импульс, иници- ирующий начало инновационной деятельности, обычно ис- ходит от внешнего фактора: низких результатов педагогиче- ского труда, неудач и трудностей в работе, несоответствия деятельности новым, изменившимся требованиям. Как пра- вило, главным элементом стартовой мотивации педагога чаще всего выступает глубокая неудовлетворенность отсут- ствием интереса обучающихся к учебе. Однако такое чув- ство далеко не всегда рождает инновационную активность педагога. Объясняется это несколькими причинами, среди которых имеет место растерянность педагога перед сложно- стью задачи.

<…>

Какие секторы информационного поля больше всего предпочитают педагоги? Согласно нашим данным, они ори- ентируются на более оперативные и легкодоступные источ- ники информации, среди которых живое общение с коллега- ми, методические публикации и статьи в предметных жур- налах и т. п. Полезными для себя педагоги считают также открытые занятия, мастер-классы, научно-практические се- минары, инновационные программы.

По степени новизны инновационные программы мож- но разделить на три вида – обновление, дополнение и совер- шенствование. Первое предполагает замену ранее освоен- ного способа деятельности принципиально новым. Во вто- ром случае прежний способ сохраняется, но добавляется


к нему новый элемент. В третьем – новизна состоит лишь в том, что повышается уровень мастерства в применении различных способов деятельности.

Думается, что ни один более или менее опытный педа- гог не нуждается в том, чтобы полностью обновлять свой профессиональный арсенал. Поэтому речь должна идти о частичном его обновлении, заключающемся в переструк- турировании и усовершенствовании тех педагогических средств, форм и методов, которыми педагоги уже владеют.

Творческая деятельность обладает большим самости- мулирующим потенциалом и не всегда нуждается в побуж- дении извне. Это характерно для педагогической деятель- ности вообще: желание работать лучше, более качественно возникает преимущественно под влиянием внутренних мо- тивов: чувств совести и чести, потребности в самореализа- ции, в успехе, интересе к педагогической профессии.

<…>

Не отрицая доминирующей роли внутренних мотивов, нельзя недооценивать и роль мотивов, связанных с внешни- ми стимулами. Среди них самыми действенными являются творческая направленность руководителя образовательного учреждения или его подразделений, одобрение коллег.

Активизации инновационной педагогической деятель- ности способствуют и различные формы критики: замеча- ния, советы руководителя по поводу того, как исправить вы- явленные недостатки, а также их обсуждение в кругу коллег. Положительное значение может иметь и негативная оценка при аттестации, а также некоторые другие стимулы.

В современной образовательной практике последних лет достаточно четко обозначились две тенденции: 1) совер- шенствование традиционных форм, методов и средств обу- чения; 2) усиление технологичности образовательного про- цесса. Под технологичностью понимается, в основном, сте- пень устойчивости образовательного процесса к его воспро-


изведению. Кроме того, приход технологий на смену тради- ционным методикам призван способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Заметим, что в педагогической литературе до сих пор отсутствует однозначное определение понятия «педагоги- ческая технология». Наиболее емким является определе- ние, приводимое в документах ЮНЕСКО: это систематиче- ский метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эф- фективной формы образования.

Иначе говоря, технология – это радикальное обновле- ние инструментальных и методологических средств педаго- гики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и образовательной прак- тики.

Если методика в большинстве случаев есть совокуп- ность рекомендаций по организации и проведению учебно- го процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента: 1) технология – это гарантиро- ванность конечного результата; 2) технология –это проект будущего учебного процесса.

Важно отметить, что выход на технологический уро- вень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает педагога высокопрофессиональным, раскре- пощает его личность, усиливает роль обучаемого и откры- вает новые горизонты развития творчества педагога. А это уже новая роль и функция педагога.

Чтобы технология имела право функционировать в об- разовательном пространстве, на наш взгляд, она должна удо- влетворять ряду требований: 1) быть востребованной в об- разовательной практике; 2) быть адекватной системе «педа- гог – обучающийся» и готовой к профессиональному тира-


жированию; 3) быть универсальной по отношению к пред- метным методическим системам.

Другая группа требований касается моделирования учебного процесса: параметризация учебного процесса, ког- да выбранные параметры образуют модель учебного про- цесса, которая и становится основой педагогической техно- логии: 1) целостность и цикличность модели учебного про- цесса; 2) технологизация информационной модели учебно- го процесса.

Еще одна группа требований касается нормализации проекта учебного процесса как основного продукта функ- ционирования педагогической технологии: 1) нормирова- ние проекта учебного процесса (учебного времени, объема дидактической информации, интенсивности освоения ди- дактической информации, времени, выделяемого на про- граммы развития и обучения); 2) формирование рабочего поля, в котором функционирует педагогическая технология, гарантируя конечный результат при нормальных и комфорт- ных условиях обучения.

Соблюдение приведенных выше дидактических требо- ваний делает проектирование и внедрение педагогической технологии в образовательный процесс корректным, мето- дологически подготовленным и обоснованным.

Исходным моментом внедрения педагогических техно- логий является предварительное проектирование отдель- ных элементов учебного процесса с целью их упорядочения и прогнозирования. Как уже отмечалось, потребности об- разовательной практики логически привели к технологиза- ции педагогического труда, т. е. обоснованному выбору си- стемы методов, приемов, средств, организационных форм, ориентированных на достижение целей процесса обуче- ния с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. При этом необходимо иметь в виду, что процесс професси-


онального обучения, для которого необходимо разрабаты- вать педагогические технологии, имеет двойственную при- роду. С одной стороны, в нем можно выделить чисто техно- логическую плоскость учебных и профессиональных зна- ний и умений, поддающуюся рациональному осмыслению и алгоритмизации. С другой, педагогический процесс – это социально организованное взаимодействие людей с их цен- ностными ориентациями, индивидуальными особенностя- ми поведения, общения и деятельности, с их творческим по- тенциалом. Поэтому педагогический процесс, с точки зре- ния взаимодействия субъектов, является объектом управле- ния активностью этих субъектов.

Для внедрения педагогических технологий важно учи- тывать эту двойственность. Ее нельзя устранить или пре- одолеть. Кроме того, важно найти оптимальное сочетание использования двух сторон – в этом функция педагогиче- ской технологии. Приемлемые для конкретных условий пе- дагогические технологии должны быть вектором путей до- стижения целей и самим процессом деятельности по дости- жению этих целей, включая в себя сочетание методов, орга- низационных форм, выбор конкретных заданий и решение других проблем дидактического процесса.

С экономической точки зрения педагогические тех- нологии направлены на применение путей эффективной предметно-преобразующей деятельности, на получение ре- зультатов обучения с минимальными затратами.

Психологический аспект внедрения педагогических технологий связан с выявлением индивидуальных личност- ных особенностей обучающихся и учетом их в организации познавательной деятельности (для профессионального об- учения важно выявлять условия профессионального разви- тия и самоопределения, механизмов усвоения знаний, вос- приятия информации и деятельности).

<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: