В.С. Лазарев

<…>

Отечественная система образования вступила в период радикальной смены моделей деятельности образовательных учреждений всех уровней. Общество и властные структу- ры не удовлетворяют ни сегодняшнее состояние образова- ния, ни происходящие в нем перемены. Хотя за последние двадцать лет в образовании постоянно реализовались какие- то реформы, и в деятельности образовательных учрежде-

34 Лазарев В.С. Направления и задачи совершенствования инновационной деятельности в образовании // «Инноватика в образовании» Электронный научно-практический жур- нал ИнИДО РАО. URL: http://invobr.ru/index.php?newsid=32


ний всех видов происходили определенные изменения, они не привели к качественным улучшениям результатов их де- ятельности. Неудовлетворенность состоянием и результата- ми образования отражена во многих правительственных до- кументах, многочисленных публикациях ученых и практи- ков. Его развитие определяется в качестве приоритетного направления государственной политики.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегические цели и задачи раз- вития образования к 2025 году. Предусматривается, что рос- сийское образование должно выйти на принципиально но- вый уровень, соответствующий запросам высокоразвито- го постиндустриального общества. Шагом в этом направле- нии стало принятие новых государственных образователь- ных стандартов. Анализ их содержания показывает, что они требуют перехода на принципиально новые модели обра- зовательной деятельности на каждой ступени образования. Новые стандарты общего начального, основного и полно- го образования устанавливают качественно иные требова- ния к результатам образования и учебному процессу, неже- ли предъявлявшиеся ранее. Они определяют, что образова- ние должно строиться на основе системодеятельностного подхода. Это означает установку на смену модели школь- ного образования. Реализовавшаяся ранее (и фактически реализующаяся до сих пор) ассоциативно-репродуктивная модель образовательной деятельности в принципе не спо- собна обеспечить формирование у учащихся тех качеств, которые должны формироваться согласно стандартам. В профессиональном образовании также предстоит перей- ти со знаниевоориентированной на деятельностноориенти- рованную модель. Действующая система профессионально- го образования существенно отстает от процессов, проис- ходящих в обществе. Профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового


голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпуск- ники учреждений профессионального образования не мо- гут найти себе работу, определить собственную «нишу» в современной экономической жизни. Выражением прин- ципиальной смены целевых установок профессионально- го образования стала заложенная в основу государственных стандартов профессионального образования идея представ- ления желаемых качеств выпускника в виде компетенций. Чтобы обеспечить выполнение новых требований к резуль- татам и способам деятельности образовательных учрежде- ний в их педагогические системы потребуется ввести мно- жество согласованных и скоординированных новшеств.

Осуществление нововведений – функция инновацион- ной деятельности. Она призвана обеспечивать развитие об- разовательной деятельности, формирование у педагогиче- ской системы, осуществляющей эту деятельность, таких ка- честв, которые позволят с большей эффективностью решать образовательные задачи. Инновационная деятельность яв- ляется формой развития образовательной деятельности. Со- держанием инновационной деятельности является выявле- ние и решение проблем образовательной деятельности.

Как образовательная деятельность нуждается в педаго- гической системе, так инновационная деятельность нужда- ется в определенной системе. Я буду называть ее системой инновационной деятельности, сокращенно – инноваци- онной системой.

Чтобы инновационная система выполняла свое назначе-

ние, в ней должны выполняться определенные функции по от- ношению к образовательной деятельности. В их состав входят:

– выявление актуальных потребностей изменений в пе- дагогической системе (выявление проблем);

– выявление существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образо-


вательной деятельности на каких-то ее участках (выявление

возможностей развития педагогической системы);

– самостоятельная разработка новшеств;

– проектирование желаемого будущего педагогической системы и движения к нему;

– проектирование частных нововведений;

– практическое осуществление нововведений.

Только при качественном выполнении всех этих функ- ций будет обеспечиваться преобразование педагогической системы образовательного учреждения в соответствии с объективными потребностями и возможностями.

Под способностью образовательного учреждения к раз-

витию я понимаем такое его качество, которое определяет, на- сколько эффективно оно выявляет и решает объективно суще- ствующие проблемы своей образовательной деятельности.

Способность образовательного учреждения к развитию

я понимаю как интегративное качество, составляющими ко- торого являются:

1) чувствительность к проблемам (потребностям в из- менениях);

2) восприимчивость к возможностям их решения;

3) внедренческий потенциал;

4) креативность.

Чувствительность к проблемам – это качество, опре- деляющее способности образовательного учреждения обе- спечивать полноту выявления объективно существую- щих потребностей изменения его педагогической системы и адекватность оценки их значимости.

Восприимчивость к возможностям развития – это качество образовательного учреждения, определяющее его способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективно- сти образовательной деятельности и адекватность оценки их потенциала.


Внедренческий потенциал – это качество, определяю- щее в способность образовательного учреждения, осущест- вляя нововведения, достигать максимально возможных по- лезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов.

Креативность образовательного учреждения – это ка- чество, определяющее способность руководства и педагоги- ческого коллектива находить решения тех проблем, для кото- рых не удается найти готовых для использования разработок, и находить способы интегрированного включения существу- ющих вовне разработок в образовательную деятельность.

<…>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: