<…>
В качестве схемы нашего описания области педагоги- ческой инноватики будем использовать подход Н.Р. Юсуф- бековой. По Н.Р Юсуфбековой педагогическая инновати- ка – это учение, интегрирующее, объединяющее исследова- ния о создании педагогических новшеств, об освоении этих новшеств педагогическим сообществом и об их использова- нии в образовательной практике.
Эта формулировка 1991 года, но все последующие рабо- ты по инноватике в сфере образования, как правило, на неё и опираются (иногда называя автора, а иногда и не называя).
На первый взгляд в этой дефиниции нет ничего особен- ного в сравнении с определением общей инноватики.
Но это не так. Понятие «педагогическое сообщество» подсказывает – среда, где распространяются образователь- ные нововведения – это работники самой этой социальной
36 Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагоги- ческий поиск», 2007. С. 26.
сферы, в которой возникло и развивается новшество, их вос- приятие нового, отношение к нему и определяет судьбу ин- новации. В то время как в технических нововведениях (осо- бенно в условиях рыночной экономики) такой средой явля- ются не деятели, носители инновационного процесса, а по- требители продуктов-новинок.
|
|
Силой образовательных инновационных процессов яв- ляются сами педагоги. Но они являются не только «осваива- телями» новшеств, но и создателями, регуляторами, моди- фикаторами инновации.
Ещё одна особенность инновационного цикла в «пе- дагогическом пространстве» – для того, чтобы педагогиче- ское сообщество восприняло, осознало, отнеслось, приме- нило какое-либо значительное новшество (а его в это вре- мя уже догоняет другое новшество) необходимо определён- ное время.
Эти черты инновационных процессов в образовании позволили К.В. Елисееву увидеть ряд особенностей педаго- гических инноваций. Вот их недлинный список.
Растянутость во времени (если для многих совре- менных технических новинок срок от разработки до насы- щения рынка идёт на годы, а то и месяцы, то для педагоги- ческих, в условиях нашей страны, скорее десятилетия).
Размытость границ между стадиями жизненного цик- ла новшества и этапами инновационного процесса (освое- ние новшества сопровождается его доработкой, развитием, распространение – сознательной модификацией и т. д.).