Значение основания Санкт-Петербурга

Как уже говорилось выше, основание Санкт- Петербурга связано с основанием Петропавловской крепости, имевшая особое назначение. Первое сооружение в городе должно было перекрывать фарватеры по двум рукавам дельты рек Нева и Большая Невка. Затем, в 1704 году была сооружена крепость ронштадт на острове Котлин, которая должна была служить как защита морских рубежей России. Эти две крепости имеют огромное значение, как в истории города, так и в истории России. Основывая город на Неве, Петр I, преследовал важные стратегические цели. Прежде всего, это обеспечивало наличие водного пути от России к Западной Европе, и, конечно же, основание города нельзя никак представить без торгового порта, расположенного на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости.

17. Ансамбль Зимнего дворца

Зимний Дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Ф.Б.Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.Два каменных Зимних дворца были построены для Петра I на Дворцовой наб.(не сохранились).

Временный деревянный Зимний дворец был построен по проекту Ф.Б.Растрелли для Елизаветы Петровны – на время строительства каменного.Он стоял на Невском проспекте и занимал большой участок от реки Мойки до Большой Морской улицы(не сохранился).

Когда Ф.Б.Растрелли проектировал третий по счету каменный Зимний дворец, предполагалось при его строительстве использовать здания, построенные на этом месте раньше. В частности дворец генерал – адмирала Ф.М.Апраксина, построенный еще в Петровское время на этом участке набережной Невы.

Первый проект Ф.Б.Растрелли не был осуществлен. Следующий проект архитектора был одобрен 16 июня 1754 года – эту дату принято считать началом строительства четвертого Зимнего дворца. Строительство было завершено в 1762 году, но работа над внутренним убранством продолжалась.

Здание имеет четкий логический план - близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными (выступами) ризалитами по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры.

В северо–западном – Тронный Зал, в северо–восточном - главная лестница (Иорданская, или Посольская), в юго-восточном – церковь, в юго–западном – театр. По второму – парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно – решенными анфиладами залов. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко, (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко.)

Главным входом служили парадные ворота южного фасада, которым придан вид широкой трех – пролетной триумфальной арки. За ними шел огромный двор, окруженный дворцовыми корпусами. Парадный вход вел и в северный корпус, вытянутый вдоль берега Невы. В интерьерах дворца многочисленные зеркала создавали эффект расширения пространства, так же обильно для украшения помещений использована была позолота и многочисленные декоративные элементы.

Первоначально фасады дворца были песочного цвета, на фоне которого золотились декоративный элементы.

Елизавета Петровна скончалась в декабре 1761 года, на престол взошел ее племянник, голштинский принц Петр III. Затем произошел дворцовый переворот 28 июня 1762 года, который привел к власти его супругу Екатерину II.

1760–е годы оказались переломными и в искусстве.На смену пышному барокко пришел более рациональный стиль классицизм. Ф.Б.Растрелли вышел в отставку и уехал за границу. Декоративно – отделочные работы в Зимнем дворце продолжались по проектам других архитекторов. В конце XVIII- начале XIX века во дворце работали мастера классицизма (Ю.М.Фельтен, Д.Кваренги, К.И.Росси, О. Монферран и др.)

Во времена правления Екатерины II набережная Невы со стороны Зимнего дворца оделась в гранит и получила название -Дворцовая.

Огромный пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры дворца. Восстановительными работами руководили архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов. Сегодня замыслам Ф.Б.Растрелли в Зимнем дворце отвечают: Главный вестибюль, галерея первого этажа(справедливо носит имя зодчего), Иорданская лестница и дворцовая церковь, восстановленные В.П.Стасовым без значительных изменений.

Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся (выступы) ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом, словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.

В первой половине XIX века территория перед южным фасадом дворца была урегулирована, постепенно к 1840-м годам здесь сформировался архитектурный ансамбль главной площади Санкт-Петербурга- Дворцовой.

Помимо Зимнего дворца в ансамбль вошли: здание Главного Штаба, построенное по проекту К.И.Росси, а так же здание Штаба Гвардейского корпуса, созданное по проекту архитектора А.Брюллова.

В 1834 году на Дворцовой площади торжественно был открыт монумент, посвященный победе русских войск в войне с Наполеоном - Александровская колонна, исполненный по проекту О.Монферрана.

Одновременно с созданием ансамбля Дворцовой площади, К.И.Росси создал мемориальную композицию, связанную с памятью об Отечественной войне 1812 года в здании Зимнего дворца.Галерея 1812 года решена в виде длинного зала, перекрытого сводом с фонарями верхнего света. На стенах галереи, открытой в 1826 году, были размещены 332 поясных портрета героев войны, выполненные художником Доу.Здесь же монументальные парадные изображения императора и полководцев.

После февральской революции 1917 года, в Зимнем дворце размещалось Временное правительство, После октябрьской революции 1917 года бывшая императорская резиденция была национализирована.

Со стороны Невы к Зимнему дворцу примкнули здания, входящие в ансамбль Эрмитажных зданий: Малый Эрмитаж, Большой (Старый Эрмитаж), Эрмитажный театр, а со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа. Сегодня все эти шедевры мировой архитектуры вместе с Зимним дворцом входят в состав всемирно известного музея- Государственный Эрмитаж. Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Здесь хранится около 3 млн. памятников культуры и искусства с глубокой древности до наших дней; картины, графические листы, скульптуры, предметы прикладного искусства, монеты и медали.

Среди сокровищ Эрмитажа - работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Ребрандта, Рубенса, Матисса, Пикассо и многих других. Мировую известность получили коллекции скифского золота и северопричерноморских древностей. Если останавливаться у каждого экспоната хотя бы на 1 минуту, то для осмотра всех достопримечательностей придется потратить несколько лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: