Самооценка подхода к ориентации сотрудников производится при помощи вопросника. Каждый раздел вопросника предполагает подсчет суммы очков по разделу, а затем подведение общего итога.
При ответах на вопросы консультанты рекомендуют использовать следующую шкалу:
5. – если утверждение, сформулированное в вопроснике, присутствует в вашей фирме при проведении программ ориентации постоянно;
4. – если утверждение, сформулированное в вопроснике, присутствует в вашей фирме в большинстве случаев для большинства работников при проведении программ ориентации;
3. – если утверждение, сформулированное в вопроснике, иногда используется в вашей организации для некоторых работников при проведении программ ориентации;
2. – если утверждение, сформулированное в вопроснике, не используется в вашей организации или оно вам неизвестно;
1. – если вы полностью не согласны с данным утверждением вопросника или при проведении программ ориентации следуете другой, прямо противоположной линии.
Вопросник может выглядеть следующим образом.
Раздел 1. Планирование
1. Процедура ориентации разработана и внедрена при поддержке верхнего руководства, линейных руководителей среднего звена и отдела кадров.
2. Преимущества ориентации (сокращение текучести кадров, увеличение производительности труда и т.д.) известны в вашей фирме и ясно доведены до сведения коллектива и вновь принимаемых работников.
3. Ориентация сотрудника и его введение в должность специализирована по уровням иерархии и видам работников. Более подробно она проработана для наиболее часто нанимаемых сотрудников.
4. Потребности, сомнения и страхи вновь принимаемых работников известны тем, кто проводит ориентацию и введение в должность.
5. Цели ориентации имеют показатели, которые можно оценить количественно или качественно, и концентрируются на освоении работником специальных знаний, навыков и умений.
6. Программа ориентации и введения в должность увязана с корпоративной культурой вашей организации через подробное доведение до работника миссии организации, ее видения перспективы, целей и приоритетов.
7. По окончании ориентации и введения в должность работникам ясно представлены политики и процедуры, которые будут влиять на их производительность труда и качество работы.
8. Вопросы охраны труда и техники безопасности, гарантий и компенсаций, прав работников в процессе ориентации сбалансированы с изложением обязанностей работников.
Раздел 2. Методы
9. Ориентация и введение в должность занимают длительный период в испытательном сроке, это продолжающийся процесс, а не однодневное мероприятие. Информация, которая предоставляется сотруднику, дается именно тогда, когда она ему необходима для выполнения своих должностных обязанностей.
10. Роль непосредственного руководителя в процессе ориентации ясно описана, активна и проходит в тесном контакте с представителем отдела кадров.
11. Работники, проходящие ориентацию, знают, как самостоятельно найти материалы, необходимые для самостоятельного изучения.
12. Материалы, выдаваемые сотруднику, отличаются полнотой и содержательностью.
Раздел 3. Процедуры и действия
13. Методы обучения взрослых используются в процессе ориентации.
14. Ориентация и введение в должность проводится при активном участии самого нового работника.
15. Периодически для ряда должностей привлекаются сторонние консультанты для обучения в процессе прохождения испытательного срока.
16. В процесс ориентации и введения в должность вовлечена семья нового работника.
Раздел 4. Первый день
17. Рабочее место и коллеги по работе готовы к приходу нового сотрудника.
18. Первый день работника стимулирует оптимистичное настроение нового работника через различные мероприятия (официальные представления, обед с руководителем, экскурсия по фирме, если это необходимо), в которых участвуют непосредственный руководитель, коллеги и отдел кадров.
19. Уже в первый день новый работник выполняет конкретную и полезную работу, пусть и с посторонней помощью.
20. Уже в первый день работнику дается должностная инструкция, и его знакомят со стандартами производительности труда, ожиданиями фирмы от его работы.
Раздел 5. Оценка
21. Новых работников и их непосредственных руководителей просят высказать свое мнение о процедуре ориентации, введения в должность и об испытательном сроке.
22. Процедура ориентации оценивается участниками, руководителями верхнего и среднего звена и работниками отдела кадров на предмет ее эффективности и достижения поставленных целей.
23. В процессе испытательного срока новым сотрудникам дается информация об их работе (оценка) и проводятся специальные мероприятия для повышения производительности их труда.
24. Конечные результаты ориентации, оценки и испытательного срока оцениваются в официальном порядке.
Подведение итогов
По разделам: 13-16 очков – ваша программа ориентации по данному разделу проводится на хорошем уровне.
9-12 очков – ваша программа ориентации по данному разделу нуждается в незначительных улучшениях.
5-8 очков – ваша программа ориентации по данному разделу непоследовательна и требует улучшения.
Менее 5 очков – разработку вашей программы ориентации по данному разделу следует начать сначала.
В целом по вопроснику:
72-96 очков – у вас хорошая программа ориентации.
48- 71 очков – выясните, по каким разделам вы отстаете, и уделите им повышенное внимание.
25-47 очков – ваша программа ориентации требует серьезной модификации.
Менее 25 очков – вы не выжимаете максимум из своих работников с первого дня их трудоустройства и непроизводительно тратите фонд оплаты труда.
Приложение 2
Образцы документов по адаптации персонала [8]
| Welcome! Тренинг |
| Адаптация менеджера по продажам: виды и способы |
| Адаптация менеджера по продажам: карточки высказываний клиента |
| Адаптация персонала: цели, методы, способы |
| Анкета по промежуточным результатам испытательного срока |
| Аттестационная карта |
| Бизнес-план Начальника отдела продаж на испытательный срок |
| Бланк аттестации по результатам испытательного срока |
| Внутреннее положение о стажировке |
| Внутреннее положение о стажировке руководящих кадров |
| Должностная инструкция ведущего специалиста службы подбора, адаптации и оценки персонала |
| Должностная инструкция координатора службы подбора, адаптации и оценки персонала |
| Должностная инструкция начальника службы подбора, адаптации и оценки персонала |
| Должностная инструкция специалиста службы подбора, адаптации и оценки персонала |
| Заключение о работе сотрудника в период испытательного cpокa |
| Индивидуальный план работы на испытательный срок |
| Индивидуальный план развития на испытательный срок |
| Инструкция по введению в должность новых сотрудников |
| Инструкция по приему на работу сотрудников, допуску новых сотрудников к работе в информационной системе и наделению их необходим |
| Лист адаптации |
| Лист контроля подготовки офисного рабочего места нового сотрудника |
| Общая оценка сотрудника |
| Обязательство сотрудника при поступлении на работу |
| Отчет сотрудника по результатам испытательного срока |
| Оценка деятельности работника в период адаптации |
| Оценка нового сотрудника |
| Первый день нового сотрудника |
| Письмо руководителю о постановке задач сотруднику на испытательный срок |
| План ввода в должность нового сотрудника |
| План вводного адаптационного курса |
| План обучения на период испытательного срока |
| План работы на период испытательного срока (3 месяца) |
| План работы сотрудника (работника) |
| План работы сотрудника магазина на время испытательного срока |
| План работы сотрудника на время испытательного срока |
| Положение о наставничестве |
| Положение о наставничестве (2) |
| Положение о наставничестве (3) |
| Положение о порядке прохождения испытательного срока |
| Положение о порядке прохождения испытательного срока (2) |
| Положение о порядке прохождения испытательного срока при замещении государственной должности |
| Положение о практиках и стажировках |
| Положение о прохождении стажировки |
| Положение о процессе прохождения испытательного срока |
| Положение о стажировках |
| Положение о стажировках и практике |
| Положение об адаптации |
| Положение об адаптации (2) |
| Положение об адаптации вновь принятых сотрудников |
| Положение об адаптации персонала |
| Положение об адаптации персонала |
| Положение об адаптации персонала |
| Положение об адаптации персонала (схема) |
| Положение об адаптации сотрудников |
| Положение об адаптации сотрудников (1) |
| Положение об адаптации сотрудников (2) |
| Положение об организации производственных стажировок |
| Порядок адаптация новых сотрудников |
| Порядок организация офисного рабочего места нового сотрудника |
| Порядок программа адаптации новых сотрудников головного предприятия |
| Программа адаптации менеджеров по продажам |
| Программа адаптации нового работника |
| Программа обучения вновь принятых сотрудников компании |
| Служебная записка куратора |
| Служебная записка о прохождении испытательного срока |
[1] Адаптация сотрудника в организации: методические указания к проведению занятий по дисциплине Управление персоналом» / сост. Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.
[2] URL: Цели и задачи адаптации персонала в организации working-papers.ru›adaptatsija-personala (дата обращения 28.10.2014).
[3] URL: Способы, методики и методы адаптации персонала o personal e.ru/... personal a/kak-pomoch-novomu-sotrudniku-adaptirovats... (дата обращения 23.10.2014).
[4] См.: Адаптациясотрудника в организации: методические указания к проведению занятий по дисциплине «Управление персоналом» / сост. Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.
[5] Адаптация персонала. URL: 7.8. Адаптация персонала - Словарь Менеджмента glossword.info›…77…708…adaptatsiya-personala.xhtml (дата обращения 28.10.2014).
[6] URL: Технологии адаптации персонала - HRM.ru rm.ru/db/hrm/C830F57D878D786AC3257596003C2704/print.html (дата обращения 24.10.2014).
[7] URL: Запрограммированная ориентация – Прогрессивные... proteu.ru/270904_article_2.php
[8] См. URL: Образцы документов по адаптации персонала | HR-Portal www.hr-portal.ru/adaptation_doc (дата обращения 28.10.2014).






