Семья как традиционный социокультурный институт

Семья – малая социальная группа.

Семья играет важнейшую роль в обеспечении экономического и социального прогресса общества, укреплении здоровья и воспитания подрастающих поколений, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношения к моральным и культурным ценностям.

На основе рекомендаций ООН Госкомстатом России принято следующее определение семьи, использующееся при переписи населения: «Семья - это группа совместно проживающих лиц, связанных родством и общим бюджетом», однако оно отличается от определения, применяемого в семейном праве.

Семья, таким образом, характеризуется по наличию трех основных видов семейных отношений:

1) супружества;

2) родительства;

3) родства.

Семья является одним из основных социальных институтов, а социализация выступает как одна из его важнейших функций. «Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и т.д.».

Функции семьи – это набор исторически обусловленных форм деятельности. Классификация функций семьи: репродуктивная функция, функция содержания детей, сексуальная функция, экономическая и хозяйственно-бытовая функции, воспитательная функция, коммуникативная функция, эмоциональная функция, досуговая и рекреативная функция. Семья осуществляет следующие функции: физического и эмоционального развития ребенка, умственного развития ребенка, формирования психологического пола ребенка, овладения социальными нормами, социальными ролями (прежде всего, семейными), формирования ценностных ориентации (в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, и др.), социально-психологической поддержки человека.

По количеству членов в группе и структуре выделяется несколько типов групп: малая (микрогруппа), большая (макрогруппа); в некоторых случаях говорят также о средней группе.

Основные направления работы с семьей выглядят следующим образом.

· Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

· Выработка предложений по формированию и реализации эффективной семейной и демографической политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

· Объединение усилий общества и государства для возрождения и укрепления российской семьи, сохранения семейных традиций и духовно-нравственных ценностей;

· Формирование общественного мнения и отношений, основанных на признании в качестве социальной нормы благополучия семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания;

· Формирование и развитие просемейных установок у детей и молодежи.

Эти цели подразделяются на важные задачи.

· Необходимо проанализировать существующие сегодня проблемы российской семьи и привлечь к ним внимание руководителей законодательной и исполнительной ветвей власти федерального, регионального и местного уровней, широкой общественности;

· Обобщить положительный опыт, представить наиболее интересные и эффективные программы и методики работы с семьей.

Острота задач нарастает с каждым годом. Важно не только обратить внимание общественности на проблемы российских семей, но и искать пути решения этих проблем.

В нашей стране и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, псевдосемейные и внесемейные формы существования семьи. При этом ступень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает.

Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого продукта семейного производства социальная система не может функционировать. Семейная политика в гражданском обществе должна формироваться на принципе взаимодействия тех субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, разнообразных социальных и территориальных общностей и объединений и государства.

Основные функции семьи:

8. Репродуктивная;

9. Воспитательная;

10. Выстраивание стратегии развития личности;

11. Охранная;

12. Нормативная – способы определения границ дозволенного и недозволенного.

13. Строительная модель;

14. Социализации;

15. Поддержание эмоционального баланса;

16. Образовательная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: