Личность как субъект СКД

Слово «личность» придумал Карамзин. Личность – индивидуум.

Личность – индивидуально неповторимое своеобразие человека.

Бихевиоризм – направление психологии,занимающееся изучением личности и сознания человека.

Ввел термин У. Оутсен, изучал – З. Фрейд.

А. Маслоу – основоположник иерархии потребностей, и на высшей ступени – самоактуализация.

Аспекты в подходе к личности:

1. Антропологический (Homo Sapiens);

2. Социологический (человек как носитель социальных норм и ролей);

3. Персоналистический (понимание своеобразия).

Личность (по Парыгину) – интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нём общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое.

Личность как участник отношений. Личность – носитель общечеловеческих ценностей.

Инкультурация – это вхождение в национальную культуру.

По Ф. Ницше существуют свободные умы (гении, творцы) и связанные умы.

Гегель рассматривал человека с точки зрения исторического развития.

Личность в 3-ёх измерениях:

5. Индивид – то, что можно скорректировать.

6. Социальное.

7. Духовное.

Традиция – обращённость к Богу. Духовность – вера человека во что-либо. Гуманизм – любовь к человеку.

Направления:

1. Социализация;

2. Индивидуализация;

3. Инкультурация.

! Соловьёв: «Человек, придя в общество, прихорашивается».

Личность, выступающая в роли субъекта социально-культурной деятельности, - это человек, который благодаря своей активности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно:

4. определил и тщательно осмыслил цель;

5. осознал мотивы своего участия;

6. подобрал необходимые средства, методы и приемы;

7. осуществил соответствующие практические действия;

8. оценил полученные результаты.

В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под индивидом понимается отдельный, конкретный человек как единичный представитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от другого.

В социальной психологии индивидуальность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «личность».

В контексте СКД понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях.

Первое - личность как нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоятельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы.

Второе - личность рассматривается, прежде всего, как носитель определенных социальных характеристик, целая система социальных отношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в культуре данного общества, член определенной социально-культурной группы, посредством своей деятельности включенный в различные виды социально-культурной общественной практики.

В различных научных, главным образом культурологических, концепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-культурной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профессиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержанию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и деструктивной (разрушительной); духовной и материально-преобразовательной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценностей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.

Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера, способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования, искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. Свойства личности не ограничиваются её социальной или культурной принадлежностью, а самым непосредственным образом обнаруживают себя в контактах с окружающей действительностью.

Человек на всем протяжении длительного исторического времени пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в активного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это развитие носит ступенчатый характер: от биологического индивида (первая ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к формированию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

Социализированная личность реализует свою активность в различных видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятельности: познавательной, направленной на познание окружающей действительности и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение и освоение культурной информации.

Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совершенно естественная зависимость структуры личности от той страты (социального слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлежностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).

В различных областях жизнедеятельности - производственной, гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индивидуализации личности. К сожалению, в процессе ориентации на массовые формы социально-культурной деятельности эта существенная закономерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности личности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под видом коллективизма - результат подобной ориентации.

Говоря об активной роли личности в духовных процессах, необходимо подчеркнуть ведущую роль поколения как субъекта социокультурной деятельности. Само понятие поколения (лат. генерация) как категории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества, подтверждает это.

Поколения и их отношения между собой - одна из самых главных действующих энергетических и информационных сил общества. Каждое очередное поколение убедительно демонстрирует свои силы и возможности в качестве относительно самодостаточного социально-культурного института, реализующего свойственные ему социальные функции. Приоритетной функцией поколений, главенствующей в их отношениях друг с другом, является передача культурных ценностей. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер отличают этот процесс наследования социально-культурного опыта, делают духовную жизнь общества богатой и неповторимой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: