Проверка наличия эффекта в различные моменты времени

В исследованиях убеждающих воздействий, которые в известном смысле сродни педагогике, Ховленд и его сотрудники неоднократно обнаруживали, что долговре­менные эффекты отличаются от кратковременных не только количественно, но и качественно. Долговремен­ные эффекты более выражены для общих и слабее для специфических социальных установок (Hovland, Lumsdain, Sheffield [51]). Речь дискредитированного орато­ра не производит немедленного убеждающего действия на слушателей, но может давать значительный эффект месяц спустя, если только слушателям не напоминать о первоисточнике (Hovland, Janis, Kelley [50]). Эти факты предупреждают нас о том, насколько рискован­но ограничиваться в оценке методики обучения немед­ленным или вообще однократным тестированием после введения экспериментального воздействия. Хотя это очень затрудняет проведение исследования, можно лишь рекомендовать включение в его программу тести­рований, проводимых, скажем, через месяц, полгода и год. Правда, дело сводится к обычному учету (включая сюда и учет выбывших испытуемых), если в качестве итоговых показателей берутся годовые школьные оцен­ки или результаты контрольных работ, которые все рав­но подлежат регистрации. Но если тестирование прово­дится экспериментатором, то, как считает большинство авторов, получение повторных данных на одних и тех же учениках еще опаснее, чем использование предвари­тельного тестирования. Это мнение, разумеется, под­твердилось в исследовании памяти (см., например, Underwood [128]). Хотя Ховленд и его сотрудники, как правило, проводили предварительное тестирование (план 4), они также составляли отдельные группы — экспериментальные и контрольные — для каждого пе­риода проведения последующего тестирования, напри­мер:

R О X О

R О О

R О X О

R O O.

Подобное дублирование групп требовалось бы и для плана 5 или 6. Отметим, что этот план не обеспечивает полного контроля, если мы хотим установить, как экс­периментальный эффект зависит от времени, истекшего после введения X: наблюдаемые различия могут объяс­няться взаимодействием между X и определенными фо­новыми событиями, которые могли произойти в проме­жутке между «близким» и «отдаленным» последующими тестированиями. Полный контроль этой возможности требует разработки еще более сложных планов экспери­мента. Подобные исследования обходятся чрезвычайно дорого. Исключение составляют случаи, когда тестиро­вание является составной частью обычной деятельности исследуемого института. Поэтому те, кто располагает данными таких тестирований, должны воспользоваться этой возможностью для прослеживания эксперименталь­ного эффекта в различные периоды времени.

Обобщение на другие X:

вариативность реализаций X

Цель науки предполагает распространение результатов не только на другие популяции или периоды вре­мени, но и на другие неидентичные случаи предъявле­ния X, то есть на те воздействия, которые в теории будто идентичны X, но в действительности отличаются от X теоретически несущественными элементами. Эта цель вступает в противоречие с часто встречающимся широким толкованием необходимости эксперименталь­ного контроля, которое выражается в стремлении к точ­ному воспроизведению X при каждом повторении экспе­римента. Так, сравнивая эффекты эмоциональных и рациональных речей, можно было бы заставить одного оратора произнести все речи перед группами слушате­лей каждого типа. Есть даже еще лучшая возможность: записать речь на магнитную ленту так, чтобы все груп­пы, проходящие тестирование по этому уровню воздей­ствия, услышали «совершенно одно и то же». Такой способ проведения эксперимента может показаться бо­лее совершенным, чем привлечение нескольких орато­ров, каждый из которых произнес бы одну-единственную речь. Действительно, в последнем случае мы «точно не знали бы», какой экспериментальный стимул предъяв-

ляется той или иной группе. Но ошибочно думать, что мы в состоянии ограничить экспериментальное воздей­ствие рамками некоей абстрактной классификации и эффективно передавать эту информацию все новым ис­пытуемым. В случае записанного на магнитофон ин­тервью мы каждый раз воспроизводим множество спе­цифических иррелевантных деталей. А кто знает, может быть, эти детали, а не сознательно выбранные нами компоненты воздействия и вызвали данный эффект. Если, однако, мы воспользуемся многочисленными независимыми реализациями воздействия, то специфические иррелевантные детали не будут воспроизводиться каж­дый раз в том же виде и наша интерпретация источни­ка эффектов будет иметь больше шансов оказаться пра­вильной.

Рассмотрим, например, исследование Гецкоу, Келли и Мак-Кичи [47], в котором сравнивалась эффектив­ность опроса учеников и дискуссии. В эксперименте участвовало восемь учителей, каждый из которых ин­терпретировал оба метода по-своему. В результате нам лучше известно, каковы были экспериментальные воз­действия (с точки зрения составления рекомендации учителям), чем, если бы использовался только один учи­тель или восемь учителей, усвоивших одни и те же де­тали, не включенные в абстрактное описание сравнива­емых методов. (Этот акцент на различные реализации X должен по возможности сопровождаться, как у Гец­коу и др., применением обоих методов всеми учителями, участвующими в эксперименте, с тем, чтобы специфиче­ские побочные компоненты урока не смешивались с конкретным воздействием. Чтобы оценить значимость взаимодействия «учитель» — «метод» при использова­нии целых классов, каждый учитель должен дать по два урока, применяя каждый из двух методов.)

Еще более наглядный пример: при изучении влияния пола учителя на эффективность начального обучения арифметике следует привлечь к эксперименту многих учителей обоего пола, а не по одному на тот и другой пол. Хотя это положение очевидно, ему, как отмечает Хэммонд [48], следуют не всегда. Эта проблема явля­ется одним из аспектов проблемы репрезентативности эксперимента, рассматриваемой Брунсвиком [9]. Андервуд [129, с. 281—287] по аналогичным соображениям

выступал против точной стандартизации или точного воспроизведения аппаратуры в различных эксперимен­тах, что отнюдь не противоречит его строгому операционализму.

Обобщение на другие X:

последовательная детализация X и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: