Сущность системы государственного регулирования социально-экономической безопасности

Современный этап развития отечественной экономики имеет высокую чувствительность к изменяющейся внешней среды, обостренное мировым кризисом. Поэтому нормативно-правовое государственное регулирование имеет особое значение в системе социально-экономических отношений.

Государственное регулирование экономики как термин возник в английской терминологии (англ. government deregulation of economic) и определялся как влияние государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения социальных и экологических проблем. На сегодня наиболее полную характеристику государственному регулированию предоставляет Бурменко Т. Д.: «государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными и общественными организациями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям» [3, с. 195].

Эффективное государственное регулирование социально-экономической сферы народного хозяйства должно осуществляться на принципах системного подхода. Итак, система государственного регулирования социально-экономической безопасности состоит из целей, задач, принципов, функций и методов (рис. 2.1).

Государственное регулирование должно осуществляться в целях обеспечения устойчивого сбалансированного социально-экономического развития на всех уровнях управления национальной экономикой.

Исходя из поставленной цели основными задачами государственного регулирования социально-экономической безопасности [4-8] являются:

¾ обеспеченность нормативными правовыми документами;
¾ обеспеченность сбалансированности развития социально-экономических отношений;

¾ стимулирования динамичного прироста социально-экономических показателей государства;

¾ мониторинг социально-экономической безопасности и корректировки политики ее государственного регулирования;

¾ обеспечение социальных стандартов и гарантий.


Рис 2.1 Структура государственного регулирования социально-экономической безопасности


Принципы государственного регулирования социально-экономической безопасности [53; 59; 60; 81].

Принцип цилиориентованности определяется стремлением государственного регулирования к достижению поставленных целей обеспечения социально-экономической безопасности на всех уровнях управления.

Принцип системности и комплексности предполагает комплексный подход и систематизация обеспечения социально-экономической безопасности с помощью всех имеющихся инструментов и средств.
Принцип стабильности обеспечивается путем выравнивания с помощью методов государственного регулирования дисбалансов развития социально-экономической сферы экономики. Государство должно поддерживать социально-экономическую безопасность и обеспечивать социальные стандарты и гарантии.

Необходимость принципа динамической адаптации обусловлена ​​тем, что государственное регулирование должно базироваться на постоянном анализе показателей социально-экономической безопасности, создавать возможности корректировки инструментов государственного регулирования в зависимости от внутренних и внешних условий развития экономики.

Государственное регулирование должно осуществляться на основе принципа законности, лишь компетентными органами в рамках установленных законом их полномочий. Развитие социально-экономических отношений может быть основан только на действующих нормативно-правовых документах.

Принцип научной обоснованности предполагает необходимость соответствия методов государственного регулирования современным особенностям развития социально-экономических отношений.
Принцип прозрачности реализуется через открытость информации о методах государственного регулирования для всех субъектов социально-экономических отношений. Нормативные акты должны быть четкими и понятными для каждого пользователя, исключать двоякость и противоречие.

Принцип эффективности и устойчивого развития. Государственное регулирование должно осуществляться на основе проведенных исследований обоснованности действий, и уверенности в том, что разработанные методы регулирования являются наиболее эффективными альтернативами из всех возможностей достижения поставленных целей. Такая эффективность должна быть достигнута путем обеспечения социально-экономического роста безопасности на основе сбалансированности использования всех ресурсов. Государственное регулирование, основанное на данном принципе способствовать длительному прогрессивному развитию социально-экономических отношений и безопасности в перспективном периоде.

Принцип оптимальной децентрализации предусматривает, что государственное вмешательство в развитие социально-экономических отношений и обеспечения их безопасности, где это действительно необходимо.

В общей теории менеджмента, процесс управления реализуется через такие основные функции, как организация планирование, учет и контроль, мотивация [9-12]. Функции регулирования социально-экономической безопасности необходимо расширить и дополнить, а именно: планирование, организация, регламентация и нормирование, стимулирование, контроль и корректировка.
Функция планирования и прогнозирования заключается в предвидение развития социально-экономической безопасности в перспективном периоде, прогнозировании возможных последствий реализации государственных механизмов по ее регулированию.

Функция организации - совершенствование организационной составляющей обеспечения социально-экономической безопасности на всех ее уровнях, а также обеспечение устойчивого развития социально-экономических отношений в целом.

Функция регламентирования и нормирования реализуется через определение определенных правил обеспечения социально-экономической безопасности на основе действующих нормативных документов, формирование соответствующего правового пространства. Государство должно устанавливать и нормировать социальные стандарты и гарантии для всех субъектов хозяйствования.
Функция стимулирования предполагает установление таких механизмов регулирования социально-экономических отношений и безопасности, с помощью которых будет достигаться устойчивое развитие социально-экономической безопасности.
Функция контроля и корректировки предусматривает контроль государственными органами соблюдений всех положений нормативно-правовых актов, соблюдение норм и стандартов, а также внесение определенных изменений в политике государственного регулирования социально-экономической безопасности.
Основными методами регулирования сферы услуг на общегосударственном уровне регулирования являются:

¾ нормативно-правовое регулирование на основе обеспечения законодательной базы - законов, постановлений, государственных классификаторов, общепринятых норм;

¾ административное - на основе обеспечения организационных основ соблюдения принятых государственных документов по регулированию социально-экономических отношений и безопасности;
¾ социально-экономическое регулирование предусматривает регулирование социально-экономической безопасности с помощью экономических инструментов путем разработки и принятия социальных программ.


2.2. Нормативно-правовое регулирование социально-экономической безопасности

Основными механизмами государственного регулирования социально-экономической безопасности выступают государственные документы.

Основным законом, регулирующим социально-экономической безопасности является Закон Украины «О государственных социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях» [13]. В соответствии с действующим законодательством государственные социальные стандарты определяются как установленные законами или иными нормативными правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий.

По характеру удовлетворения социальных потребностей
Нормативы потребления размеры потребления в натуральном выражении за определенный промежуток времени
Нормативы обеспечения определеное количества имеющихся в личном потреблении предметов долгосрочного, обеспечение территории сетью учреждений, которые удовлетворяют определенные потребности
Нормативы доходов уровень личного дохода гражданина или семь ее, который гарантирует им достаточный уровень удовлетворения потребностей
По уравню удовлетворения социальных потребностей
Нормативы рационального потребления уровень, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей
Нормирование минимального потребления социально-принятый уровень потребления
Статистические нормативы определяются на основании показателей фактического потребления или обеспеченности для всего населения или его социально-демографическим группам
По сферами применения
В сфере доходов:   ¾ минимальный размер заработной платы; ¾ минимальный размер пенсии по возрасту; ¾ необлагаемый минимум доходов граждан; ¾ величина порога индексации денежных доходов граждан; ¾ льготы по оплате жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи и т.д..
В сфере социального обслуживания (перечень услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания и финансируемыми за счет государственного и местных бюджетов и социальных фондов, нормы оплаты, льготы и субсидии, показатели качества предоставления услуг).
В сфере жилищно-комунального обслуживания
В сфере транспортного обслуживания
В сфере охраны здравоохранения
В сфере обеспечения учебными учереждениями
В сфере обслуживания учереждениями культуры
в сфере обслуживания учереждениями физической культуры и спорта
в сфере бытового обслуживания, торговли и общественного питания

Рис. 2.2 Классификация социальных нормативов, стандартов и гарантий, которые применяются в Украине

Государственные социальные гарантии - установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, обеспечивающих уровень жизни не ниже прожиточного минимума.
Государственные социальные стандарты устанавливаются для обеспечения реализации социальных прав граждан, определенных Констиституцию Украины, определения приоритетов государственной социальной политики по обеспечению потребностей человека в материальных благах и услугах и финансовых ресурсах по их реализации.

За разработку и проведение мониторинга применения государствных социальных стандартов и нормативов в сфере доходов населения отвечают центральные органы исполнительной власти - Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство экономики Украины, Министерство финансов Украины, Государственный комитет статистики Украины, Министерство юстиции Украины.

Социальные нормативы классифицируется по характеру и по уровню удовлетворения социальных потребностей, а также по сферам применения (рис. 2.2).

Обеспечения и регулирования каждого вида социальных нормативов осуществляется с помощью законов, постановлений и других нормативных документов по каждой отдельной сферой национальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: