Комментарий

Лит.: Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600-2000: видеоэнциклопедия. - Том 1 (в 4 ч.): 1600-1850. – Екатеринбург, 2010.

ДИДОНА И ЭНЕЙ / DIDO AND AENEAS

Генри Пёрселл

Опера в 3 д.

Либр.: Нэум Тэйт (англ.) по поэме Вергилия «Энеида»

Изд.: Novello (The Works of Henry Purcell, Band 3); U.E.; B&H; DVfM (BV)

Первая постановка 1689, пансион благородных девиц (?), Челси

Персонажи Дидона, царица Карфагена (С); Белинда, ее наперсница (С); Эней, сын царя Трои (Бр/Т); 2-я дама в свите царицы (С); Колдунья (Мс); 1-я ведьма (Мс/С); 2-я ведьма (Мс/С); Призрак (Мс/А); Матрос (Т/С).

Хор: свита Дидоны, ведьмы, матросы Энея

Балет: придворные, фурии, ведьмы, матросы

Оркестр Archi, Cemb.

Место и время действия Карфаген, после окончания Троянской войны

Содержание

I д. Дидона в смятении: любовь к троянскому герою Энею — ее рок. Грустные предчувствия царицы не могут рассеять ни признания Энея, ни уговоры и предсказания Белинды с придворными о триумфе союза Карфагена и Трои. Любовь Дидоны и Энея приводит в ярость Колдунью и ведьм, жаждущих мести в дикой пещере: счастье людей — вызов силам зла. Посланный ими призрак в облике Меркурия возвестит Энею грозную волю богов: немедленно отплыть из Карфагена. Кровавый обряд ведьм сулит Энею гибель в море, а Дидоне — одиночество. II д. Дидона и Эней на охоте. Дама из свиты рассказывает о печальной судьбе Актеона, взглянувшего на купающуюся Артемиду. Налетевшая буря оставляет Энея наедине с призраком. Отчаяние Энея из-за жестокого рока уступает смирению: участь принца решена. Злые силы ликуют. III д. С веселым пением матросы снаряжают корабль, как всегда обещая своим подружкам вернуться. Их беззаботный обман сменяется страшным пророчеством колдуньи и ведьм: корабль потонет, а Карфаген сгорит. Трагическую решимость Дидоны не в силах поколебать мольбы Энея, стремящегося вернуть любовь и остаться: раз уступив богам, он предал любовь и должен уйти навсегда. Безмерное страдание Дидоны угасает вместе с жизнью. Скорбный хор поет о светлой любви, которая сильнее богов.

Комментарий

«Дидона и Эней» не только первая английская опера, но и вершина — наряду с «Коронацией Поппеи» Монтеверди (1642) — музыкальной драмы XVII века. Ассимилируя психологизм и экспрессию Монтеверди и Кавалли (речитативы, арии), декоративность и пафос Люлли (увертюра, танцы), а также традиции национального театра (прежде всего, Шекспира и «масок»), Пёрселл делает новаторский ход. Изысканная камерность с акцентом на драме героини (ария в 1 д. «Ah! Belinda») приобретает особую выразительность в колоритном окружении фантастических (Колдунья и ведьмы) и жанровых сцен, предвосхищая драматургию XIX века. Отражение конфликта в зеркале аллегорий (рассказ о судьбе Актеона, прощальный хор матросов), многомерность сжатого действия рождает шедевр драматурга-психолога. В центре «самой патетической и трогательной из английских опер» (Роллан) — человек и судьба, выступающая разрушительной силой. Пёрселла волнуют разные отношения к судьбе: смятение и противоречивость Энея контрастируют жанровому хору матросов, но, прежде всего, глубине и цельности Дидоны, любовь которой сильнее рока (сцена прощания «In spite/ Я остаюсь»). Ее интимная драма в гениальном финале (плач Дидоны и хор) достигает высоты античного катарсиса. Лаконичный шедевр Пёрселла стал совершенным воплощением великого мифа, который многократно привлекал оперный жанр: среди примерно 90 произведений (Хассе, Траетта, Пиччинни и др.) — «Дидона» Кавалли (1640/1641), «Покинутая Дидона» Йомелли (1747) и «Троянцы» Берлиоза (1863).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: