Погрузка раненых и больных на общевойсковые транспортные средства

198. Выделенные для перевозки раненых и боль­ных автомобильные транспортные средства оборуду­ются:

брезентами для защиты раненых и больных от вет­ра, осадков, пыли и других неблагоприятных метео­рологических факторов;

универсальными санитарными приспособлениями для грузовых автомобилей или простейшими аморти­зирующими приспособлениями (сено, лапник, а также связки хвороста для установки на них ручек носилок).

Перед погрузкой раненых и больных кузов дол­жен быть чисто вымыт или подметен, крепления си­дений к бортам и открывающиеся борта должны быть надежно закрыты.

199. В целях предохранения раненых и больных от получения травм при перевозке необходимо со­блюдать установленные нормы и порядок их разме­щения в автомобилях. Размещение раненых и боль­ных должно обеспечивать возможность наблюдения за ними сопровождающим в пути.

При погрузке раненых и больных в автомобили необходимо соблюдать следующие правила:

первыми грузить раненых и больных, находящих­ся на носилках, а затем - сидячих;

при размещении носилок в два яруса (в автомоби­лях, специально оборудованных для перевозки ране­ных) вначале производится установка носилок верхнего яруса, потом нижнего с обязательным их креп­лением в местах установки;

раненые и больные на носилках размещаются в кузове автомобиля головами к кабине; при комбини­рованном размещении - носилки располагаются в пе­редней части, сидячие раненые и больные разме­щаются ближе к заднему борту;

лежачим раненым и больным обеспечивается при­поднятое положение головы на мягком подголовни­ке (скатка шинели, вещевой мешок, наполненный се­ном, соломой подголовник носилок, другие подруч­ные материалы).

200. Погрузка носилочных раненых в грузовой ав­томобиль производится пятью носильщиками, двое из которых работают в кузове.

-

Рис. 10.5. Универсальное санитарное приспособ­ление для грузовых автомобилей

Рис. 10.6. Варианты размещения раненых на санитарном автомобиле УАЗ-452А

Рис.10.7. Варианты размещения раненых на санитарном автомобиле АС-66

Рис. 10.8. Размещение раненых на бронирован­ной медицинской машине БММ-1

Последовательность погрузки следующая.

По команде«Звено, стой. Ставь» носилки опуска­ются на землю у автомобиля головным концом к зад­нему борту.

По команде«На стороны марш» носильщики ста­новятся с левой и правой сторон носилок к головно­му концу, третий - к торцу ножного конца носилок.

По команде «К погрузке. Поднимай» носильщики поднимают носилки, ставят их передние ножки на плат­форму кузова и вдвигают их с помощью работающих в кузове, до передней штанги.

Носильщики, находящиеся в кузове, становятся лицом друг к другу у головного и ножного концов носилок (первый - между передним бортом и передней штангой, второй - за задней штангой), нагибаются через штанги, берутся за рукоятки и начинают подъем носилок с превышением их головного конца над нож­ным. Первый носильщик поднимает головной конец носилок выше штанги и подает его на себя так, что­бы обеспечить второму возможность вывести ножной конец носилок из-под задней штанги и затем поднять его. Затем оба носильщика перемещают носилки к левому борту машины, устанавливают и закрепляют их в кронштейнах.

Вторые носилки устанавливаются у правого бор­та, третьи - рядом с первыми.

Носильщики помогают пройти двум легкоране­ным к переднему борту машины и усаживают их на левую и правую скамейки. Затем они устанавливают остальные носилки с ранеными на полу кузова в той же последовательности, что и на штанги.

Носилки, установленные на полу, крепятся к спе­циальным скобам (ГАЗ-66) или бортам (у остальных автомобилей с помощью подручных средств).

После установки проверяется надежность крепле­ния носилок.

Водитель автомобиля поднимает и закрепляет зад­ний борт автомобиля, опускает и закрепляет тент.

Выгрузка раненых из автомобилей производится в обратной последовательности.

4. Погрузка раненых и больных в вертолет 201. Погрузка раненых и больных в вертолет осу-ществляется специально выделенной командой под руководством командира вертолета. В погрузке ра-неных и больных принимают участие члены экипажа вертолета.

202. Автомобильный транспорт, доставивший ране­ных и больных к вертолету, должен подъезжать слева от борта по транспортной петле, которая прокладыва­ется на расстоянии 7-10 м от фюзеляжа вертолета.

Кузов машины устанавливается против погрузоч­ной двери задним бортом под углом 45° относитель­но оси вертолета.

203. Перед погрузкой раненых и больных внутри грузовой кабины устанавливаются санитарные стой­ки с кронштейнами, санитарные ленты с петлями для крепления рукояток носилок, столик медицинского работника, бачок для питьевой воды, поильник и дру­гое оборудование для ухода и оказания первой помо­щи эвакуируемым.

204. Раненые на носилках вносятся головой впе­ред через открытые створки грузолюка по трапу и ус­танавливаются в секции, начиная с верхнего яруса. Загрузку вертолета следует начинать с секций от ка­бины экипажа. Раненых и больных, требующих осо­бого наблюдения и обслуживания, целесообразно размещать на средних ярусах, обеспечивая таким об­разом наилучшие условия ухода за ними в пути.

Рис. 10.9.Схема подъезда автомобилей к вертолету

Рис. 10.10. Размещение санитарного и бортового оборудования в грузовой кабине вертолета МИ-8

205. Для установки и крепления носилок в секци­ях имеются санитарные стойки с кронштейнами, ко­торые в рабочем положении поворачиваются на 90° по отношению к борту фюзеляжа, а в походном по­ложении располагаются параллельно ему. Для креп­ления второй пары рукояток носилок санитарные лен­ты верхним концом закрепляются в кронштейнах на потолке фюзеляжа (в точках под декоративной обли­цовкой) с помощью шариковых фиксаторов. Нижние концы санитарных лент имеют скобы с крючками, вдеваемые во встречные скобы, вклепанные в виде гнезд в пол грузовой кабины. Длина лент изменяется с помощью регулировочных петель с крантами. По правому борту между секциями носилок для сопро­вождающего устанавливаются столик и сиденье.

206. Выгрузка раненых и больных из вертолета производится в обратном порядке: сначала выносят раненых и больных с нижних ярусов, затем средних и верхних. Носилки снимают сначала с петель подвес­ных ремней, а затем с замков кронштейнов стоек.

207. При отсутствии в вертолете санитарного обо­рудования или носилок, раненые и больные могут перевозиться на полу грузовой кабины. В этих случа­ях кабину вертолета необходимо тщательно убрать, закрепить все находящиеся в ней предметы, а пол за­стелить матрацами или чехлами.

208. Погрузка раненых и больных в вертолет в ре­жиме «висения» производится, как правило, в местах, не имеющих посадочных площадок. Для подъема ра­неных в вертолет в режиме «висения» применяются бортовые механическая или электрическая лебедки.

Перед подъемом раненого на носилках на режиме «висения» необходимо закрепить лямки и фиксиро­вать раненого к носилкам. Для этого продергивают один конец лямки Ш-4 в ножку носилок и закрепляют карабин в кольце.

Кольцо свободного конца первой лямки Ш-4 соеди­няют с карабином второй лямки, затем укладывают пострадавшего на носилки и привязывают лямками Ш-4 к носилкам, сделав 4 оборота. Первый оборот дол­жен проходить через голени, второй - по бедрам, тре­тий - по груди и четвертый - под мышками.

Продеть один из концов лямки Ш-4 с внутренней стороны в ножку головной части носилок, обернуть один раз у основания рукоятки и закрепить караби­ном в кольце. Второй конец лямки Ш-4 таким же об­разом закрепить на основании рукоятки и в ножке второго бруса этого же конца носилок.

Другую лямку Ш-4 закрепить на противополож­ных концах носилок аналогичным способом.

Образовавшиеся над носилками две петли от лямок поочередно вложить в карабин троса лебедки и пере­вязать их (ниже карабина) веревкой или поясным рем­нем. Во избежание раскачки при подъеме, к ножному концу носилок привязывается 20-метровая веревка, а 7-метровая - к карабину троса лебедки.

Рис. 10.11. Закрепление конца лямки Ш-4 в ножке носилок

Рис. 10.12. Положение раненого, привязанного к носилкам лямками Ш-4

Подвесные петли лямок Ш-4 не должны быть слишком длинными, так как при подъеме рукоятки головного конца носилок могут оказаться ниже про­ема двери, что затруднит прием раненого на борт вер­толета. Носилки, подвешенные на лебедки, должны находиться в горизонтальном положении или с незна­чительно приподнятым (6-7°) головным концом. Ра­неным, находящимся в бессознательном состоянии, во избежание травм при подъеме в вертолет необходи­мо фиксировать руки бинтом.

209. Перед подъемом носилки с раненым устанав­ливают под тросом лебедки. Петли лямок Ш-4 наде­вают на карабин лебедки и закрепляют веревкой или поясным ремнем. Затем носилки приподнимают на 1 м от земли и проверяют надежность крепления и пра­вильность центровки их. Потом производится подъем к проему двери вертолета.

Во время подъема лицо, осуществляющее погруз­ку, стоит на земле, натягивает веревку, направляя го­ловной конец носилок к двери вертолета, и удержи­вает носилки от раскачивания.

210. После поднятия носилок до упора карабина троса в блок лебедки, лицо, находящееся в кабине вертолета, приподнимает носилки за рукоятки голов

 

ного конца и ставит их передними ножками на край кабины. Затем свободный конец 7-метровой верев­ки пропускается через кольцо, расположенное под потолком кабины, и втягивает носилки внутрь до упора задних ножек в край пола. Натягивая верев­ку, поднять носилки верх и снять их с карабина ле­бедки. Установить носилки в соответствующем яру­се секций.

211. Подъем легкораненых в вертолет на режиме «висения» производится в специальном табельном сидении или при отсутствии его в комплекте вертоле­та с помощью лямки Ш-4.

Для этого необходимо развернуть лямку, пропус­тить оба конца ее под руки раненого в направлении от спины к груди и перекрестить их у основания грудной клетки. Затем конец лямки, идущий из-под правой руки, протянуть до наружной стороны верхней трети левого бедра, а конец лямки, идущий из-под левой руки, - в противоположную сторону, к правому бедру. Под­вести карабины сначала под правое, а затем под левое бедра, протянуть концы лямки между ног настолько, чтобы можно было свободно застегнуть карабины за кольцо лямки. Надеть сверху лямок поясной ремень и обернуть его петлей лямки снизу вверх.

Рис. 10.14. Закрепление петель лямок Ш-4 к карабину лебедки и положение носилок с ране­ным у проема двери вертолета

Рис. 10.15. Подъем в вертолет легкораненого при помощи табельного сидения

Рис. 10.16. Вид спереди и сзади наложенной лямки Ш-4

212. После подготовки подвесной системы для подъема раненый подходит или его подводят к тросу лебедки и закрепляют подвесную систему на караби­не троса и привязывают 20-метровую веревку спереди, а 7-метровую - сзади. Подняв раненого на 1 м от зем­ли, убеждаются в правильности его положения и на­дежности крепления, после чего продолжают подъем.

Лицо, осуществляющее погрузку, стоит на земле, натягивает 20-метровую веревку, удерживая ранено­го в положении спиной к проему двери грузовой ка­бины. Подняв раненого до упора карабина в блок лебедки, необходимо 7-метровую веревку провести через кольцо в потолке грузовой кабины, взять ране­ного за подвесную систему или под мышки и втянуть гго в кабину. Натянуть 7-метровую веревку и, соблю­дая меры предосторожности, отпустить трос лебед­ей, снять с раненого подвесную систему и провести;го на место в кабине.

213. При погрузке (разгрузке) раненых и больных 1 вертолет запрещается:

присутствовать посторонним лицам на посадочной площадке;

применять открытый огонь для освещения места работы;

курить;

обходить вертолет со стороны хвостовой части при вращающихся лопастях;

подавать автомобиль задним ходом.

214. Для приема вертолетов, осуществляющих эва­куацию раненых и больных, оборудуется посадочная площадка.

Рис. 10.17. Схема оборудования посадочной площадки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: