Содержание методики

Методика исследования предложно-падежного управления у дошкольников

Структура методики

1. Изучение оптико-пространственных функций детей дошкольного возраста по ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве относительно себя и других предметов, а также конструктивный праксис.

2. Изучение понимания пространственных предлогов.

3. Исследование уровня моделирования предложно – падежных конструкций.

4. Исследование структурно – семантических средств, обеспечивающих связность и цельность продуцируемого текста.

Методика включает 4 серии заданий, в состав которых входят различные лингвистические пробы. 1 серия состоит из 4 заданий, 2 и 4 серии содержат по 3 задания, 3 серия – 6 заданий.

Содержание методики

Задания предъявляются в двух вариантах: на невербальном и вербальном уровнях. Первый вариант предполагает выполнение практических заданий по словесной инструкции, связанной с пониманием пространственных отношений. Второй вариант предусматривает выяснение степени овладения «пространственной лексикой», то есть наличие в активном словаре дошкольников предложно – падежных конструкций, отражающих пространственные представления.

Результаты выполнения заданий на невербальном и вербальном уровнях позволяют выяснить, что именно не умеет дошкольник: распознавать, анализировать, воспроизводить пространственные признаки и отношения или он не знает, не понимает, не умеет использовать в речи словосочетания, составленные по способу предложно – падежного управления, выражающие эти пространственные понятия.

Цель первой серии: изучение оптико-пространственных функций детей дошкольного возраста по ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве относительно себя и других предметов, а также конструктивный праксис.

Задания данной серии были направлены на выявление особенностей пространственных отношений, представлений, пространственной ориентировки детей.

Уровень развития пространственных функций оценивался с учетом следующих показателей:

o Пространственная ориентировка относительно себя;

o Пространственная ориентированность относительно других предметов;

o Конструктивная деятельность;

o Оптико – пространственная ориентированность.

Первое задание данной серии позволяет выяснить правильность ориентировки в правой и левой сторонах пространства относительно своего тела.

Инструкция: поднять сначала правую руку, затем положить геометрическую фигуру (как экспериментатор), сначала справа, затем слева от себя.

Второе задание данной серии направлено на понимание детьми пространственных отношений относительно других предметов.

Предлагается повторить за экспериментатором несколько действий: положить карандаш на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, около коробки, подержать над коробкой (предлог не называется).

Третье задание данной серии направлено на выяснение уровня пространственного целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу, способности видеть целое на основе его частей.

Исходным в данном задании является восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, удаленности, направленности.

Перед детьми строят из кубиков пирамидку и просят сделать также: «построй как у меня», то есть правильному выполнению задания предшествует процесс перешифровки элементов образца в элементы, из которых может быть построена фигура. Если ребенок не может создать пирамидку, экспериментатор предлагает выполнить задание по подражанию: «смотри и делай, как я». Затем снова ребенку предлагается выполнить задание по образцу.

Четвертое задание данной серии направлено на изучение оптико – пространственной ориентированности детей. Выбор данного задания определяется тем, что без учёта зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза рассматривать понимание и употребление пространственных предлогов нелогично.

Анализ локативных отношений проводится на материале пространственных наречий. Из набора картинок, на которых предметы изображены в разных положениях, детям предлагается: показать предмет, который находится внизу-вверху, спереди-сзади, внутри-снаружи, показать предмет, движущийся назад – вперед, вверх – вниз, вправо – влево, направо – налево.

Вторая серия направлена на изучение понимания пространственных предлогов.

При оценке выполнения заданий использовались показатели:

§ Понимание пространственных предлогов, обладающих общностью достигательного значения;

§ Предлогов с общностью отдельного значения;

§ Пространственных предлогов – антонимов.

Первое задание данной серии ставит цель выяснить понимание детьми значений пространственных предлогов, обладающих общностью «достигательного» значения, указывающих пункт или место, в сторону которого направлено действие – движение или которого оно достигает: на, в, около, за, под, над.

В качестве материала использовались несколько коробок и карандашей. Детям предлагают показать, какой карандаш лежит на коробке, под коробкой, в коробке и т.д. После этого детям нужно положить последовательно первый карандаш на коробку, второй под коробку, третий в коробку, четвертый за коробку, пятый около коробки, шестой удерживать над коробкой.

Второе задание данной серии направлено на исследование понимания пространственных предлогов, обладающих общностью «отделительного» значения.

Данная группа предлогов указывает исходный, отправной пункт или место, от которого отделяется действие – движение: из, из – под, из – за, с, от.

При том же расположении предметов: коробки и карандашей детей просят выполнить следующие действия: взять карандаш из коробки, из – под коробки, от коробки, из – за коробки, с коробки.

Третье задание серии направлено на изучение понимания пространственных предлогов – антонимов. На основе противоположности значения предлоги на – под, в – из, над – под, через – сквозь, из – за – из – под, около – в, за – перед, на – с, от – к были объединены в соответствующие пары и употреблялись последовательно.

В качестве материала предлагаются фразы и картинки, изображающие два варианта ситуации. Детям предлагается показать соответствующую картинку.

Для грамматического анализа используются 9 блоков картинного материала:

1. Девочка сидит на столе, под столом;

2. Мальчик входит в бассейн, выходит из бассейна;

3. Поплавок находится над водой, под водой;

4. Мальчик перелезает через забор, сквозь щель в заборе;

5. Мальчик вылезает из – под кровати, из – за кровати;

6. Кораблик в луже, около лужи;

7. Девочка стоит перед домом, за домом;

8. Кошка прыгает на дерево, с дерева;

9. Мальчик подходит к девочке, отходит от девочки.

Третья серия направлена на исследование уровня моделирования предложно – падежных конструкций.

Основой для включения в методику заданий данной серии послужили выводы о том, что процесс порождения речи начинается с выбора программы высказывания, а из всех языковых единиц ближе всего к такой программе стоит синтаксическая модель или структурная схема предложения, которая фокусирует в себе в максимально обобщенной форме коммуникативный и когнитивный опыт носителя языка.

Данная серия направлена на определение возможностей использования детьми структурно – семантической схемы предложения, содержащей предложно – падежные конструкции, а также способов его смысловой переработки.

При анализе результатов серии учитываются следующие показатели:

· Умение составлять словосочетание или предложение по серии картинок, используя предложно – падежную конструкцию;

· Составлять словосочетания или предложения с предлогами достигательного или отделительного противоположного значения по сюжетной картинке;

· Соотносить определенную падежную конструкцию с нужным предлогом в данном контексте;

· Соотносить определенный предлог с подходящим словом в нужной падежной форме;

· Подбирать пропущенный предлог и изменять падежное окончание в соответствии с ним;

· Составлять высказывание по заданной модели.

Первое задание данной серии направлено на определение уровня владения детьми навыком составления предложения по серии картинок.

Дошкольникам предлагается языковая задача, согласно которой они должны составить предложения, используя предложно – падежные конструкции. Внимание обращается на качественный аспект. Стимулом служат слова, с помощью которых можно установить взаимосвязь (например: собака и конура, теплоход и море и т.д.). Используется 5 блоков картинного материала:

1 блок: Род.падеж с предлогами (собака сидит около конуры, выглядывает из конуры, из – за конуры, прыгает с конуры, достает кость из – под конуры);

2 блок: Дат.падеж с предлогами (теплоход плывет по морю, к берегу);

3 блок: Вин.падеж с предлогами (мяч падает на диван, закатился за диван, перелетает через забор, влетел в ворота);

4 блок: Творит.падеж с предлогами (птичка сидит под деревом, за деревом, летит над деревом);

5 блок: Предл.падеж (книги лежат в портфеле, на портфеле).

Второе задание данной серии направлено на выявление умения составлять предложения с динамичными предлогами «достигательного» и «отделительного» противоположного значения: из – на, из – в, от – к, с – в и т.д.

Используя набор картинок, дети должны составить предложения с предлогами. Экспериментатор может задавать наводящие вопросы: «откуда?», «куда?».

Третье задание данной серии направлено на изучение умения детей соотносить определенную падежную конструкцию с нужным предлогом.

Детям предлагается вставить в предложение подходящий предлог (по картинке). Экспериментатор читает предложение, а ребенок, глядя на картинку, должен подобрать предлог.

Книга лежит…столе;

Таня поливает цветы…лейки;

Чайки летят…водой;

Гол забили…ворота.

Целью четвертого задания серии является определение умения дошкольников соотносить пространственный предлог с подходящим словом в нужной падежной форме:

Птица выпорхнула из …;

Автобус отъехал от …;

Самолет пролетел над …;

Тетрадь положили на ….

Пятое задание данной серии выявляет умение детей подбирать нужный предлог и соотносить с ним падежное окончание существительного.

Дети должны составить предложения из слов: глагол в правильной форме, существительное в начальной форме:

Пальто висит шкаф. Птенец выпал гнездо. Огурцы растут грядка. Радуга висит лес. Туфли стоят кровать.

Шестое задание данной серии направлено на исследование умения составлять высказывание по заданной модели.

Дошкольникам предлагают задание: используя набор предметных картинок (ведро – лейка, конверт – письмо, дерево – сад, ковер – стена, гараж – машина), детям предлагается найти связь между группами слов и составить фразы с использованием предлогов.

Исходными моделями фраз должны быть следующие предложения: ведро стоит около лейки, письмо лежит в конверте, дерево растет в саду, ковер висит на стене, машина стоит в гараже.

Четвертая серия включает в себя совокупность структурно – семантических средств, обеспечивающих связность и цельность продуцируемого текста.

При оценке результатов учитываются следующие критерии:

· Смысловая адекватность употребления предложно – падежных конструкций;

· Возможность программирования текста, содержащего данные грамматические формы;

· Правильное грамматическое оформление.

Первое задание данной серии основывается на использовании верификации.

Характер выполнения задания позволяет судить о степени осознаваемости детьми языковых нормативов, об уровне владения морфологическими стереотипами словоизменения.

Материал: тест, содержащий предложения с неадекватно используемыми формами слов (неправильными падежными окончаниями, неточно употребленными предлогами): ходит по двором петушок. В голове петушка – гребешок. На хвоста красивые узоры, под ногах острые шпоры.

Второе задание серии позволяет исследовать способность детей подставлять нужный предлог в сложное речевое высказывание.

Детям предлагается вставить пространственные предлоги и пересказать рассказ. Текст прочитывается дважды, перед вторым прочтением дается установка на использование предлогов в пересказе.

Третье задание данной серии используется для выявления умений использовать предлоги в связной речи.

Детям предлагается составить рассказ на основе наглядной опоры фрагментов – эпизодов.

Вопросы по содержанию картинки: Какое время года? Где живут звери? Как расположена деревня? Откуда идут дети? Зачем они ходили в лес? Что они несут? Кто наблюдает за детьми?

При анализе выполнения заданий учитывалось:

· Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве;

· Сформированность конструктивных способностей;

· Уровень зрительно – пространственной ориентировки;

· Понимание и владение предложно – падежными конструкциями с пространственным значением в различных по сложности синтаксических конструкциях.

Использовалась трехбалльная система оценки выполнения заданий:

3 балла – понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение его, наличие обобщающего способа действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок.

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки при выполнении задания.

1 балл – непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, наличие многочисленных специфических ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: