1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.
Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.
Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.
Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.
Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.
|
|
В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.
Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Почему необходим контроль?
1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).
3. Поддержание успеха.
4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.
Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.
Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.
|
|
2. Принципы внутришкольного контроля:
- предупредительный характер,
- планомерность,
- обоснованность,
- всесторонность,
- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),
- теоретическая и методическая подготовленность.
В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля:
- стратегической направленности контроля;
- соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);
- соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);
- контроля по критическим точкам;
- существенных отклонений;
- действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);
- своевременности, простоты и экономичности контроля.
Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:
принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;
принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;
принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;
принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.
3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля.
Объекты внутришкольного контроля:
- учебный процесс,
- воспитательный процесс,
- методическая работа,
- научная и экспериментальная деятельность,
- психологическое состояние детского и педагогического коллективов,
- обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.
Виды внутришкольного контроля:
- по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);
- по охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).
Методы внутришкольного контроля:
- посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,
- анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;
- проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;
- анкетирование, тестирование, хронометраж и др.
Формы контроля: обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.
Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.
|
|
Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.
Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.
Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.
Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).
Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.
Условия эффективности контроля:
1. Стратегическая направленность контроля.
2. Ориентация на результаты.
3. Своевременность контроля.
4. Экономичность контроля.
5. Достоверность информации о положении дел в школе.
6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.
7. Высокая культура проверяющих, их компетентность
Контроль за результатами.
1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?
2. Насколько модель соотносится с реальностью?
3. Какие параметры не совпадают?
4. Почему? В чем причина?
5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?
6.Какие коррективы нужно внести в процесс?
|
|
7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?
8. Что нужно внести в текущее планирование?
Недостатки контроля руководителя:
- несформированность системного подхода к явлениям и процессам;
- недостаточная компетентность (эрудиция);
- неумение выделять проблемы и их решать.
Неумение работать с людьми:
- управленческий аспект;
- психологический аспект;
Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:
1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду.
4. Контролируйте не только любимый участок.
5. Контроль – не проформа.
6. Не контролируйте из недоверия.
7. Не держите своих выводов при себе.