Контроль как функция внутришкольного управления

1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.

Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.

В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.

2. Принципы внутришкольного контроля:

- предупредительный характер,

- планомерность,

- обоснованность,

- всесторонность,

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

- теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля:

- стратегической направленности контроля;

- соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

- соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);

- контроля по критическим точкам;

- существенных отклонений;

- действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

- своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля.

Объекты внутришкольного контроля:

- учебный процесс,

- воспитательный процесс,

- методическая работа,

- научная и экспериментальная деятельность,

- психологическое состояние детского и педагогического коллективов,

- обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Виды внутришкольного контроля:

- по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);

- по охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).

Методы внутришкольного контроля:

- посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,

- анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

- проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;

- анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Формы контроля: обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.

Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.

Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.

Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.

Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).

Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.

Условия эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность контроля.

2. Ориентация на результаты.

3. Своевременность контроля.

4. Экономичность контроля.

5. Достоверность информации о положении дел в школе.

6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.

7. Высокая культура проверяющих, их компетентность

Контроль за результатами.

1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?

2. Насколько модель соотносится с реальностью?

3. Какие параметры не совпадают?

4. Почему? В чем причина?

5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?

6.Какие коррективы нужно внести в процесс?

7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?

8. Что нужно внести в текущее планирование?

Недостатки контроля руководителя:

- несформированность системного подхода к явлениям и процессам;

- недостаточная компетентность (эрудиция);

- неумение выделять проблемы и их решать.

Неумение работать с людьми:

- управленческий аспект;

- психологический аспект;

Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

4. Контролируйте не только любимый участок.

5. Контроль – не проформа.

6. Не контролируйте из недоверия.

7. Не держите своих выводов при себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: