Построение «дерева» понятий помогает Вам более оперативно увидеть связи и отношения между системой понятий, заметить признаки, характеризующие основные понятия

Мы хотим подчеркнуть, что построение «дерева» понятий позволяет получить только первичное представление о сущности исследуемого явления, и потому требует дальнейшей работы и критического анализа соответствующей литературы.

Принцип построения «дерева» понятий состоит в следующем:

- выбираете ключевое понятие (словосочетание) темы;

- найдите в словарях (философском, психологическом) определение понятия;

- из определения выберете ключевые понятия, в свою очередь, каждому из них найдите свое определение;

- вновь выберите ключевые слова и т.д.

Составьте схему, которая будет выглядеть следующим образом:

                           
 
 
     
 
             


Рисунок 7 - Схема «дерева» понятий

Продолжать процесс построения «дерева» понятий необходимо до тех пор, пока сможете дать рабочего определения основному понятию, четко выделив основные его признаки проявления. Чтобы дать определение понятию, то его нужно подвести под общее и указать отличительные признаки.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:

Проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков ». После построения «дерева» понятий мы получили следующее рабочее определение: Нравственная культура учащихся – интегрированное качество личности, которое характеризуется:

- знанием нравственных норм;

- умением взаимодействовать с природой и людьми,

- нравственным самосовершенствованием.

Мы не случайно употребили термин «рабочее определение», тем самым подчеркивая, что в процессе работы над различными источниками, определение может претерпеть изменение: могут появиться дополнительные признаки, либо ряд из них будут откорректированы.

Составление «дерева понятия» лишь первый шаг в определении и раскрытии сущности исследуемого явления (процесса). Работа с различными научными источниками позволит уточнить представление о том, что подвергается исследованию.

VI этап. Составление программы диагностического «среза». Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу.

В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и уровни проявления изучаемого явления, продумайте методы и подберите методики.

Общий вид программы диагностического «среза» проиллюстрируем на конкретном примере: проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков».

Критерии и показатели Уровни проявления признаков Способы получения информации
Высокий Средний Низкий
         
Знание нравственных норм Знания нравственных норм усвоены в системе Усвоены отдельные нравственные нормы Усвоен негативный нравственный опыт Методика «ранжирования пословиц и поговорок» (прилож. № 1)

Таблица 19 - Фрагмент схемы программы диагностического «среза».

Рассмотрим более подробно содержание табл.1. При построении «дерева понятия» - «нравственная культура» - и его анализе исследователем было выявлено, что нравственная культура школьника – это интегрированное качество личности, которая характеризуется:

а) знанием нравственных норм;

б) умением взаимодействовать с людьми и природой с учетом нравственных норм;

в) умением заниматься нравственным самосовершенствованием.

Первый критерий (признак) нравственной культуры школьника – знание нравственных норм. Он может проявляться у школьника в различной степени: на высоком, среднем, низком уровнях. Следует отметить, что уровней проявления признаков может быть более трех: и 4, и 5, и 6 и более (хотя вряд ли большое количество признаков целесообразно). В графе 5 «Способы получения информации» указывается методика диагностики, делается ссылка либо на какой-либо источник (литература), либо на приложение.

VII этап. Разработка проекта опытно-экспериментальной работы. Проект опытно-экспериментальной работы по проблемной теме представьте в виде таблицы (см. табл. 2).

Критерии и показатели исследуемого явления Компоненты опытно-экспериментальной работы
Цели и задачи опытно-эксперимен-тальной работы   Содер-жание   Средства Формы   Методы   Задания
    Знание нравст- венных норм Откоррек-тировать представление о добре и зле; и т.д. Понятия «добро» и «зло». и т.д. Общение, игра. Индиви-дуальная, групповая. Словесные, практичес-кие, проб-лемные, методы самостоя-тельной работы, индуктив-ные, игра как стимул, практический контроль Диспут «Что такое «добро» и «зло»». Игра «Сделка»

Таблица 20 - Фрагмент проекта опытно-педагогической работы по теме «Развитие нравственной культуры школьников».

Примечание. В процессе описания данного этапа необходимо будет описать уже не в табличном варианте, а в словесном, что предполагалось, и что было осуществлено для развития и коррекции исследуемого феномена.

VIII этап. Осуществление проекта опытно-экспериментальной работы. Для осуществления опытно-экспериментальной (по психологии - экспериментальной) работы проведите предварительную диагностику уровня сформированности исследуемого явления. Для того чтобы результаты позволяли выявить некоторую закономерность необходимо обследовать более 300 человек.

Примечание. Более подробно об объеме выборки педагогического признака в общей совокупности исследуемых объектов см.: Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.,1979. – С.151-152.

Полученные результаты оформите в таблицы, графики, диаграммы. На основе полученных выводов уточните проект опытно-педагогической работы, т.е. цели, содержание и организацию формирующего эксперимента.

Отберите для формирующего эксперимента два класса, группы учащихся (равных по возможностям, уровню подготовленности и т.д.). Организуйте с ними работу согласно проекту. В ходе эксперимента проводите промежуточные «срезы», следите за их динамикой, в случае необходимости вносите коррективы в содержание исследовательской деятельности.

XI этап. Оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

Структура работы, описывающей исследовательскую деятельность, включает в себя следующие части: титульный лист, содержание, введение, основной текст (главы, параграфы), заключение, список использованной литературы, приложения (если они имеются)

Титульный лист содержит: наименование министерства, структурного подразделения, к которому подчиняется образовательное учреждение, где работает исследователь, и само образовательное учреждение; наименование темы работы, Ф.И.О. автора работы с указанием должность и места работы, место и года издания (написания) работы..

Оглавление включает перечисление частей работы, начиная с введения и до приложений, с указанием страниц начала каждой главы, раздела.

Во введении раскрываются актуальность темы, ее значение в практической деятельности и науки педагогики, психологии, методики конкретного предмета, связанные с этим причины выбора данной темы; степень ее освещения в литературе с указанием основных ученых-исследователей; цели и задачи, которые ставит перед собой исследователь.

Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на параграфы. В них освещаются вопросы темы. Главы и параграфы должны иметь примерно равный объем. Обычно в первой главе описываются теоретические основы исследования, во второй – содержание, организация и результаты эксперимента.

В заключении подводятся итоги исследований, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения.

Библиография с оставляется в порядке цитирования источников.

В приложении помещаются схемы, графики, таблицы и другие материалы, подготовленные автором.

Результаты работы над проблемной темой: доклад, инструктивно-методический материал, информационное издание, монография, научно-популярное издание, научный отчет, программа, проект, проспект, словарь, автореферат, диссертация, избранные сочинения, справочное издание, стандарты, тезисы докладов, статья учебное издание, энциклопедия, дидактическое или методическое пособие или разработка, учебник, учебное пособие, сборник задач и пр.

Системообразующим фактором в непрерывном развитии потенциала учителя при этом становится личностно ориентированное самообразование учителя

При планировании работы над проблемной темой можно рекомендовать учителю следующую схему плана работы на несколько лет, в которой предусмотрены задачи, содержание и обязательный результат каждого этапа работы над проблемной темой (см. табл. 22).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: