I. Понятие организации как структуры и деятельности. Организация – частный случай системы, это иерархически построенная система (иерархия – порядок подчинения ниже стоящих органов и должностных лиц вышестоящим по строго определенным ступеням – «иерархическая лестница).
Применительно к социальным системам это понятие употребляется, по крайней мере, в трех смыслах: объект; упорядоченность; деятельность.
Примеры: 1) Вы из какой организации? 2) организация промышленного предприятия более жесткая, чем школы (второй смысл); 3) руководитель, занятий организацией педсовета, наведением порядка – перед нами организационная деятельность.
Таким образом, организация – понятие трехзначное. Причем третье создает второе, и, только потом, получается первое. Как итог и результат. И в нем, как в объекте, все и содержится.
Организация – это концентрация усилий, распределение ролей, создание ситуации успеха, положительная мотивация, стимулирование деятельности, выбор инструмента (способа деятельности).
Иерархия управленческих действий в школе:
30% - организационное стимулирование 10% - выговор
22% - моральное стимулирование 15% - предупреждение
7% - принуждение 5% - замечание
2% - убеждение
2. Организационно-педагогическая деятельность (ОПД) руководителя школы – социально преобразующая, непрерывная, циклическая деятельность, происходящая в учебное и внеучебное время, объединяющая усилия и индивидуальные действия отдельных членов в совместную деятельность школьного коллектива по достижению поставленных учебно-воспитательных целей.
Этапы организационно-педагогической деятельности руководителя:
1. Определения цели деятельности, дифференциация целей с учетом главного направления деятельности и представление результата.
2. Планирование последовательности применения средств достижения цели.
3. Этап подбора и подготовки ответственных за выполнение планируемого.
4. Оценка деятельности.
Выбор цели: изучение условий необходимых для реализаций замеченного, выбор средств и методов; оценка возможностей коллектива, моделирование конечного результата, формулировка цели.
Планирование реализации цели:
- осознание сущности цели и необходимости ее осуществления;
- анализ соответствия средств и методов цели в ее конечной формулировке и на его основе корректировка цели и выбор методов;
- определение последовательности применения средств достижения цели, выбор места и времени осуществления целей;
- подбор исполнителей на основании оценки возможностей отдельных членов коллектива, письменное оформление плана.
Подбор и подготовка исполнителей:
- выбор главного звена, исполнителей;
- четкая система в работе с исполнителями;
- соблюдение единых требований к каждому из них;
- компетентность руководителя в процессе организации их труда;
- объективный выбор методов по организации воздействия на исполнителей.
Инструктивно-методическая деятельность руководителя на Ш-ем этапе.
1. Информирование всего коллектива исполнителей о содержании плана.
2. Оценка содержания плана (форм, методов, сроков и исполнителей) и реальности осуществления его в данные сроки и данным коллективом исполнителей с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.
3. Корректировка и детализация плана с учетом мнения коллектива исполнителей.
4. Самооценка каждым исполнителем своих возможностей по осуществлению возлагаемых на них участков работы по плану.
5. Учет мнений о психологической совместимости отдельных исполнителей в группе.
6. Корректировка плана в соответствии с исполнителями (соответственными исполнителями).
7. Выбор руководителей групп из числа известных в коллективе лидеров.
8. Общий инструктаж коллектива исполнителей.
9. Дополнительный инструктаж лидеров групп и отдельных исполнителей; вручение письменных инструкций исполнителям; издание распоряжения или приказах по школе с целью закрепления данного разделения и кооперации труда исполнителей, повышения личной ответственности каждого из них.
Оценка деятельности исполнителей.
Глубокий и полный анализ деятельности исполнителей по следующим основным параметрам:
1) четкое осуществление плана в соответствии с инструкциями и методическими рекомендациями;
2) соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие фактов ее нарушения;
3) рациональное использование времени и возможностей исполнителей;
4) умение самоорганизоваться, рационально распределять силы в группе исполнителей, проявление самодеятельных начал в коллективе;
5) самооценка деятельности и ее результатов, способность к переориентации в направлениях по реализации планируемого;
6) наличие новых рациональных форм и методов в организации труда;
7) коллегиальность в решении задач и возникших трудностей, организация взаимопомощи в коллективе исполнителей;
8) способность к творчеству и исследовательским формам работы.
Мотивационно-целевая деятельность: мотивация деятельности коллектива и каждого его члена
Параметры:
• осуществление ориентации на весь спектр потребностей коллектива, их удовлетворение и развитие;
• знакомство с результатами контроля, формирование реалистических самооценок деятельности участников педагогического процесса, потребность в осуществлении ее рефлексии;
• регулярность и конкретность поощрений в соответствии с оценкой результатов контролируемой деятельности;
• стимулирующий характер контроля.
3. Функционал управления - перечень обязанностей и прав руководителей и органов управления.
Примерное распределение обязанностей между руководителями школ
при осуществлении внутришкольного управления.
Директор:
- выполнение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охрана труда и техника безопасности;
- содержание и организация внеклассной и внешкольной работы;
- выполнение решений педагогического совета;
- учебно-воспитательная работа в группах продленного дня;
- укрепление и сохранность учебно-материальной базы школы;
- организация и проведение работы по трудовому обучению и воспитанию, профориентации;
- ведение школьной документации;
- работа методического объединения... (указать конкретно);
- работа библиотеки;
- организация и осуществление дежурства в школе;
- педагогическое руководство ученическим самоуправлением;
- организация работы среди родителей;
- финансово-хозяйственная деятельность.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- состояние учебно-воспитательной работы в школе;
- работа учителей предметников... (предметы);
- координация деятельность заведующих кафедрами по работе учителей в профильных классах и классах;
- состояние успеваемости учащихся, посещаемость;
-работа классных руководителей по вопросам учебной деятельности учащихся;
- работа по проведению аттестации работников школы;
- работа методического совета;
- дозировка домашних заданий;
- организация учебной работы в кабинетах;
- выполнение педагогического режима школы;
- выполнение программ, государственного образовательного стандарта, лабораторных, обучающих и контрольных работ, проведение экскурсий;
- работа методических объединений (кафедр);
- порядок ведения классных журналов, ученических тетрадей и др. школьной документации;
- организация факультативных занятий, работы предметных кружков;
- связь с ИПК, вузами;
- учебная работа в ГПД, профильных классах;
- работа библиотекаря по организации внеклассного чтения по предметам;
- работа учебной комиссии школьного совета.
Заместитель директора по научно-методической работе:
- участие в разработке и внедрении программы развития школы;
- организация и поддержка экспериментальной работы учителей;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- руководство работой методического совета;
- организация теоретических и практических семинаров для коллектива;
- координация работы с одаренными детьми;
- контроль качество научно-методической работы ни кафедрах.
Заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе:
- организация воспитательной работы в школе, микрорайоне;
- деятельность классных руководителей по организации внеклассной работы с учащимися;
- работа руководителей кружков, клубов, секций, студий;
- организация ученического самоуправления;
- работа ответственных за проведение и подготовку общественных массовых мероприятий (вечеров, утренников, диспутов и т.д.);
- программа радиопередач, содержание общешкольной печати;
- работа классных политинформаторов;
- воспитательная работа в ГПД;
- спортивно-массовая, туристическая, краеведческая работа и др.
3. Организация деятельности педагогического совета и совещаний. Педсовет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников
В постоянный состав педсовета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета.
В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).
Главные цели и задачи педагогического совета – объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Требования к планированию педагогических советов
- актуальность тематики педагогических советов;
- значимость и всеобщность проблемы;
- научность;
- перспективность и преемственность тематики;
- концептуальность (выход тематики на определенные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции);
- соответствие концепции развития школы;
- целостность системы педагогических советов.
Формы проведения педагогических советов: совет–семинар, деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.
Совещания в практике подготовки и реализации управленческих решений. Совещание - это один из важнейших инструментов, используемых руководителями всех уровней при подготовке решений. Руководителям приходится решать дилемму: готовить решение по конкретному вопросу самому либо выносить рассмотрение проблемы на совещание для выработки совместного решения.
Типичные задачи, которые решаются в ходе совещаний
- распределение заданий;
- контроль за работой подчиненных;
- координация процесса выполнения работ;
- обмен мнениями;
- получение информации;
- выявление и анализ проблем, возникающих в работе;
- принятие решений.
Основные правила организации совещаний.
1. Следует заранее составить и раздать всем повестку дня совещаний.
2. Заседания нужно начинать без опоздания с обсуждения пунктов повестки дня и после ее одобрения неукоснительно следовать ей. Возникшие в процессе работы не очень важные вопросы лучше отложить до следующего заседания.
3. На заседании руководитель обеспечивает активное участие всех присутствующих. Сам он не должен говорить более 25% времени, отведенного на совещание.
4. В протоколе следует отражать состояние дел, выдвинутые предложения, сроки их реализации и ответственных. Копии протоколов следует распространить среди участников совещания.
5. Руководитель должен избегать голосования по тому или иному вопросу, при выработке решений лучше стремиться к достижению общего согласия.
Обсуждаемые вопросы и решаемые проблемы должны быть в рамках компетенции участников совещания. Если решаемые проблемы попадают в компетенцию функциональных подразделений, представители которых не принимают участия в работе совещания, то принимаемые на совещании решения должны быть согласованы с ним.
Любое решение, принятое на совещании, должно быть оформлено в соответствии со следующими требованиями:
- формулировка решения;
- ресурсы, необходимые для реализации принятого решения;
- назначение ответственных;
- сроки исполнения;
- контроль за ходом исполнения.
Содержание организационно-педагогических мероприятий в школе должно быть объединено единой темой и представлять определенную систему. В качестве примера приведем содержание организационных мероприятий по одной из проблемных тем школы.
Годы | 20...-20... учебный год | 20...-20...учебный год | 20...-20...учебный год | 20...-20...учебный год | |
Темы года | Компетентностный подход как способ управления качеством подготовки школьников | Реализация компетентностного подхода в педагогическом процессе школы | Результативность реализации компетентностного подхода в педагогическом процессе лицеи | ||
Конструирование содержания педагогического процесса на основе компетентностного подхода | Технологии активного обучения как средство реализации компетентностно- ориентированных образовательных программ | ||||
Педсоветы | Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании | Педагогические условия формирования самообразовательной компетенции гимназистов | Организация исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как средство реализации компетентностного подхода в образовании | Система работы школы по формированию ключевых компетенций гимназистов | |
Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях | Формирование компетентности школьников в сфере гражданско-общественной деятельности | Содержание и технологии развития компетенции личностного самосовершенствования гимназистов | Миротворческое образование как одно из направлений воспитания школьников | ||
Полисубъектный подход как способ управления качеством подготовки школьников | ИКТ-обучение как условие реализации компетентностного подхода | Пути реализации компетентностного подхода в образовательном процессе лицеи: опыт, проблемы и перспективы | |||
Методсоветы | Современные подходы к определению качества образования (или: Качество образования на этапе вхождения во всемирное образовательное пространство) 2.Эффективность создания здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей учебной деятельности школьников 3. Компететностная модель: от идеи к образовательной программе | 1.Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин 2. Единые требования к содержанию и формам УМК учителя. 3. Построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода 4 Проблемы проектирования компетентностно-ориентированных заданий для школьников 5. О создании надпредметных программ | 1.Организационные и технологические подходы к оценке качества учебного процесса на основе компетентностного подхода 2. Осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий 3.Индивидуальные образовательные маршруты и их возможности 4. Оценка сформированности информационной и коммуникативной компетентностей школьников | Система педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления. Об УМКД для учащихся | |
Семинары | 1.Педагогическая поддержка как одно из условий успешности реализации компетентностного подхода в образовании | Система формирования лидерские качества школьников как представителей будущей казахстанской интеллектуальной элиты; | Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода | Презентация научной продукции учителей с регистрационном номером ISBN Книжной палаты | |
Конференции | Компететностная парадигма в образовании: философско-методологический аспект | Диверсификация как один из принципов современного образования | Технологическая (или психолого-педагогическая) компетентность учителя как условие реализации компетентностного подхода в образовании | Эффективность и последствия перехода на ключевые компетентности в образовании | |
Таблица 18 - Примерная тематика организационно-педагогических мероприятий по проблемной теме «Компетентностный подход в педагогическом процессе школы»