А. Внешний контроль.
Б. Внутреннее стимулирование.
А. Внешний контроль. Идея: рядовые работники выполняют свои обязанности лучше всего тогда, когда для них установлены четкие материальные стимулы и вся их деятельность постоянно находится под надзором начальника.
Чтобы система контроля такого типа функционировала достаточно действенно, нужно решить 3 задачи:
1. Ставить цели перед подчиненными достаточно труднодостижимыми, чтобы подстегнуть большинство и не оставлять лазейки для лентяев.
2. Предусмотреть в системе оценок служебной деятельности «защиту от хитреца», которая не позволит лентяем манипулировать методами контроля в свою пользу.
3. Связать систему поощрений с результатами работы каждого сотрудника, оцениваемыми по итогам контроля.
Положительный аспект стратегии внешнего контроля:
1. Сотрудники могут взяться за работу с удвоенной энергией с тем, чтобы улучшить свои оценки, а значит и заработки.
Нежелательные последствия стратегии:
1. У сотрудников может появиться стремление улучшить показатели работы, а не саму работу, т.е. может произойти манипулирование показателями, представление ложной информации, сознательного занижения заданий и т.д.
|
|
Б. Внутреннее стимулирование
Тезис: Каждый может и должен видеть в своей работе не только источник пропитания, но и путь к признанию, средство самоутверждения и завоевания авторитета.
Принципы внутреннего стимулирования.
1. Перед рядовыми работниками ставятся определенные цели, но главным является не то, насколько они сложны, а то, что устанавливаются они коллективно.
2. Оценка состояния дел, получаемые при такой системе, используются главным образом для уяснения сути возникающих проблем и поиска их решений, а не для вынесения «приговоров» исполнителям.
3. Хотя уровень зарплаты связан от качества работы, он не зависит от каких-то частных оценок. Напротив, организация зарплаты здесь предполагает ориентацию на сводную оценку всех аспектов деятельности работников, даже если не все эти аспекты поддаются количественному измерению.
Правила внутришкольного контроля:
- внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;
- в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;
- директор школы издаёт приказ (указание) о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание;
- план-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;
|
|
- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;
- эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
- при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений Законодательства Республики Казахстан в области образования, о них сообщается директору школы;
- экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;
- при проведении планового контроля (если в месячном плане указаны сроки контроля) не требуется дополнительного предупреждения учителя. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;
- в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребёнка, законодательства об образовании).
Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.
Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.
При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учётом реального положения дел:
а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основание для заключения экспертной группы.
Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определённых специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.