Методические рекомендации

Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества рас­ширяется и углубляется в XVII в. Происходят буржуазные революции, подготовленные развитием мануфактурного производства. Развитие буржуазного общества порождает изменения в экономике, политике и общественном созна­нии. Важнейшим фактором изменения общественного со­знания оказывается наука в лице экспериментально-мате­матического естествознания. Среди основных достижений — создание механистической картины природы, т.е. объяс­нение природы с позиций механики. Философия выступает с крити­кой религии, средневековой схоластики. Важнейшими для философии стали проблемы обоснования научного знания, методов познания. Ф.Бэкон (1561 — 1626) решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности, когда к природе относились созерцательно, ставится задача обращения научного знания на пользу человеческому роду: "Знание - сила". Бэкон ориентирует на поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность ин­дуктивного метода (от единичных фактов к общим положе­ниям). Близкие цели ставились и Р.Декартом (1596 — 1650), но он предлагает анализ, требующий строгой после­довательности в познании по образцу математики. Особую роль Р.Декарт отводил самосознанию ("мыслю, следова­тельно, существую"), а также методическому сомнению. Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом (сенсуализмом) и рациона­лизмом. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Д.Юм) считали единственным источником знаний ощуще­ние, опыт; сторонники рационализма (Р.Декарт, Г.Лейб­ниц, Б.Спиноза) превозносили роль разума и принижали значение ощущений, чувственного познания. Вместе с тем эти направления имели и общие черты: они признавали познаваемость мира.

Ряд мыслителей разрабатывали проблемы права и госу­дарства (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и др.).

Важным этапом в развитии философии Нового времени и в духовной жизни Европы в целом явилась философия Просвещения, зародившаяся в начале XVIII в. (Ф. Вольтер, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро, К.­А.Гельвеций и др.). Просветители верили в прогресс и считали знание основным рычагом общественного переуст­ройства. Для них характерно также представление о "есте­ственном состоянии" человека и о необходимости его здо­рового воспитания. Исходя из этих взглядов, они боролись против феодализма, за коренные изменения общественных отношений.

Вершиной развития философии Нового времени яви­лась немецкая классическая философия, сыгравшая на­ряду с немецкой литературой выдающуюся роль в духов­ной жизни Германии и Европы в целом. Ее родоначаль­ник — И.Кант (1724 — 1804). Важнейшей составной частью немецкой философии он считал гносеологию и ставил задачу критического анализа познавательных способностей субъекта. Присущее предшествовавшим фи­лософам убеждение в безграничных возможностях позна­ния он считал догматизмом и опровергал его. Собствен­ный же подход он характеризовал как критический (по­нимая под критикой исследование). Характерны уже сами названия произведений Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Кант резко подчеркнул непреодолимые, по его мнению, трудности и противоречия познания. Они выражались в антиномиях, т.е. в наличии противоположных и равно убедительных суждений по одному и тому же вопросу. Кант провозгласил разрыв между познающим человеком (субъ­ектом) и миром, между познаваемой внешней оболочкой веши (явлением) и "вещью в себе" (сущностью).

Выявленные Кантом противоречия немецкие философы пытались преодолеть на путях идеализма. Так, И.Г.Фихте (1762 — 1814) считал, что преодолеть противостояние познающего человека и действительности можно на основе центрального понятия "Я", порождающего "не - Я", т.е. мир. Подчеркивание активной роли субъекта достигалось ценой искусственных построений.

Ф.В.Шеллинг (1775 — 1854) выводил все4?азвитие из некоего абсолютного начала. Он одушевлял природу, хотя и считал, что ей присущи внутренние импульсы развития. Шеллинг считал философское творчество родственным ху­дожественному, а наиболее адекватным способом познания — интеллектуальную интуицию.

Г.Гегель (1770 — 1831) стремился преодолеть противоречия Канта с позиций объективного (абсолютного) идеализма. Он выводил развитие действительности из "чи­стого понятия" ("абсолютной идеи"). Гегель сформулиро­вал основные законы диалектики. Вместе с тем его система предполагает завершение процесса развития.

С резкой критикой идеализма и религии выступил Л.Фейербах (1804 - 1872), вначале приверженец филосо­фии Гегеля, а затем ее решительный противник. Его учение можно охарактеризовать как антропологический матери­ализм. Фейербах преодолел ограниченность предшество­вавшего материализма, сводившего любую реальность к механическому движению. В центре внимания Фейербаха - живой целостный человек, который, однако, рассматри­вался им скорее как существо биологическое. Фейербаха справедливо критиковали за неисторичность, абстрактное понимание человека. Однако нет ли здесь предпосылок общецивилизационного, общечеловеческого подхода?

17 век – это период развития мануфактурного производства. Первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия). Развитие производства требует новых научных знаний. Определил становление развития естественно научных знаний.

Развитие естествознания, развитие современной науки явилось наиболее существенным фактором становления философии. 17 век – основа развиваются научные знания. Философское становление современной науки – это, прежде всего, становление теоретической науки. Наука постепенно становится определяющим фактором развития производства. Наука становится теоретической.

В науке 17 века противоречие чувственно-опытного познания с одной стороны и логически-рационального с другой стороны играло существенную роль. Именно к этому противоречию и было привлечено основное внимание.Þ Различие в методах познания Þостро вставал вопрос о средствах познания, приемах, способах, операциях.

Эта противоречивость осознавалась как проблема методов: какие методы дают истинное знание. Фундаментальный вопрос – истинность знания. Поскольку решить вопрос об истинности знания можно исходя из противоречивости методов и результатов познания.

Разработка проблемы метода привела к появлению двух познавательных концепций:

1.Эмпиризма

Рационализма.

С того времени проблема познания находится на первом плане западноевропейской философии. Воздействие развивающегося научного знания на философию 17 века проявилось и в том, что философия в значительной мере характеризовалась различными проявлениями механицизма – преимущественное развитие механики. Изучение механики приводило к тому, что в 17 – нач. 19 в. познание самых различных природных явлений происходило на основе аналогий механическим процессам. Это приводило к абсолютизации сферы применения, значения механических знаний, представлений о движении. Эта абсолютизация механических знаний и получила название механицизма – как познавания явления, возникающего в естествознании. Из естествознания механицизм перешел в философию 17 века.

Каковы элементы механизма, которые проявились в философии 17 века?

В философии именно механико-математическое знание рассматривался как эталон знания вообще. В философии 17 века существовали учения, которые перенимали форму выражения математического знания, Спиноза формулировал свои суждения в форме теорем, которые потом определенным образом доказывались.

В философских учениях движение существовало в природе, осуществлялось механическое движение и на любой процесс движения переносились механические характеристики движения. Механическое движение определялось силой воздействия на природу. Þ Должна быть внешняя сила сообщающая движение природе. Такой сверхприродной силой мог быть Бог. Существует Бог как первоначало, как перводвигатель (деизм).

На основе механического движения невозможно объяснить соотношение духовного и материально – вещественного. Это привело к тому, что в философии 17 века остро встает проблема единства мира (невозможно одно вывести из другого) Þ актуализируется и проблема субстанции.

Традиционная проблема человека, проблема познаваемости возможностей, проблема свободы человека.

Гносеология - гносис - знание - наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. В гносеологии в системе мир-человек коррелятом гносеологии является познавательные субъективно-объективные отношения. Категории гносеологии - истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность - обыденная, профессиональная или др. Эпистемология - теория научного познания есть часть гносеологии рассмотрение специфики того или иного познания не самоцель, изучение возможностей и форм достижения истины. Онтология выступает предпосылкой теории познания. Все философы системы, так или иначе, связаны с гносеологией, причем некоторые сводят к ней всю философию, отказ от онтологии.

Гносеология проблематика - соотношение сознательного и материи, соотношение чувственного и логического, проблема отражения, приоткрывает сущность познавательного процесса человека. Всегда играла существенную роль.

Обладает ли мир в своем существовании единством и, что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом? Обладает ли мир и в целом и в своих отдельных фрагментах системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов? В чем заключается сущность мира? В зависимости от решения этих вопросов фил разделяются на материалистов и идеалистов, монистов, дуализм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм. В зависимости от первичности материи или идеи идет основное разделение, прием оба направления имеют свои великие имена.

Рене декарт - основоположник рационализма (рассужд. о методе).

Основная черта философии мировоззрения - дуализм. Декарт допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую - физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарта – идеалистична. В теории познания Декарта объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю, следовательно, Я существую". В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог.

Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не существующие. Выводы из этого: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие природы явлений к:

1. материи, тождественной с пространством

2. к ее движению.

Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.

Идеализм Декарт усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существующего мира необходимо доказать существование Бога. В числе прочих идей в уме существовании идея Бога. Как понятие о существовании всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью, чем все др. идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее нахождения в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существование и сама первопричина т.е. Бог. Но если всесовершенин Бог, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Бенедикт Спиноза (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме пантеизма.

Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

Спиноза учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалистичное понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существом, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие Бога (или субстанция) может быть доказано, т.е существование Бога может быть выведено из понятия о сущности Бога (природы).

Бытие субстанция одновременно и необходимо и свободно. Никакой причины, которая. побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной. сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая единичная вещь не обладает свободой.

От субстанции следует отличать мир конкретных вещей, или совокупность модусов. Модус – это то, что существует не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус.

Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство - демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716).

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрически, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создающая умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. Душа - цель тела. Взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. Бог есть абсолютная монада.

Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только знаниями механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупная монад. Поэтому Лейбниц называет монады "живым зеркалом" вселенной.

Т.к. действия монады. - это акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения, при помощи целесообразности, т.е "конечные" (целевые) причины.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движения сила развития. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.

Таким образом сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепции - человеку.

Т.к. способность представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".

В теории развития Лейбница дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни(неорганическая природа). Затем монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление - монада духа (человек).

Центр понятие теории Лейбница - понятие о "малых перцепциях", т.е. о бесконечно малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состоящая монада всегда:

1. чревато будущим

2. обременено всем ее прошлым.

Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.

Создавал формально-логическую систему наподобие аристотелевской. Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения о врожденных идеях).

Признание двух субстанций, лежащих в основе мира – ДУАЛИЗМ; дуализм свойственен его пониманию природы человека. В человеке самостоятельны и независимы тело и душа. Однако определенное влияние имеется и проявляется в наличие страстей: тело обладает потребностями, желаниями – страсти (неразумные). Человек не может ликвидировать страсти, ибо они происходят с естественной природой. Но часто они сталкиваются с принципами разума – столкновение души и тела.

Свобода воли человека – способность умерить страсти человека, т.е. руководить ими посредством разума, воли, опираясь на знание о себе => достижение равновесия души и тела. Это рационалистическая установка (св. ставится в зависимости от разума).

С учением Спинозы о субстанции тесно связано его учение о человеке и его свободе. Спиноза признает единство мира, в основе которого лежит единая и единственная субстанция – Бог и которое реализуется динамически благодаря всеобщему движению, универсальной закономерности и необходимости (монизм). Сообразно этому – человек единое, целостное существо, для которого характерно единство души и тела, которые пронизывают друг друга. Как и Декарт, Спиноза развивает учение о страстях (влечение, желание, радость и печаль – 4 основных).

Наиболее сложна – программа свободы, т.к. трудно согласовать природу с признанием жесткой организации мира.

Свобода есть то, что вытекает из собственной необходимой природы вещи. То, что не навязано извне. Свобода противопоставляется извне. Полной свободой обладает Бог, ибо все закономерности – его внутренняя природа, нет источника для принуждения.

Спиноза отрицает свободу воли человека, ибо полагал, что воля – мышление посредством неясных, неотчетливых идей, и то, что мы навязываем свою волю – результат нашего недостаточного знания (чисто рационалистический подход): когда мы не знаем причины нашего поступка, не отдаем себе отчет в причинах выбора. Но если мы анализируем наш выбор, то рано или поздно найдем причину его.

Монады – духовно бестелесные сущности. Они выступают как сгустки духовной энергии, проявляются как сила. Сущностью каждой предметной отдельной вещи является соответствующая монада соответствующие идеи Лейбница в понимании человека:

индивидуальность человека как личности (монады неповторимы);

духовная, активно деятельная сущность человека;

рационализм в понимании человека: существенным качеством человека выступает разум, знания.

Сответствующее понимание свободы человека: человек тем свободнее в своей деятельности, чем в большей мере он действует со знанием дела и опирается на знания, принимая решения Þ особое внимание образованию, воспитанию, культуре как важным предпосылкам свободы деятельности. Здесь Лейбниц придерживается идеалов 18 века (образование, наука – важнейшие факторы).

Проблемы, поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку у французских материалистов 18 в. они очистили его от различных схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения философских проблем.

Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Французский материализм того периода – классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении. Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы».

Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывающийся строго в механистическое понимание природы.

Отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логическое завершение идеи выражены в учении Гольбаха «Система природы».

Основные черты:

Последовательный материализм, a сочетается с сенсуализмом в понимании познания и активной аналитической позицией, aя проявляется в критике религии. Последующий материализм проявляется в следующих идеях:

Признание единой и единственной материальной субстанции – природы.

Идея самодвижения природы Þ Бог не только как творец, но и перводвигатель исключается.

Следование атомистической идее в организации природы.

Признание материального единства мира Þ природа – система причинно взаимосвязанных вещей и явлений.

Определяя созерцать в понимании процесса познания мира человека: познание рассматривалось как пассивное зеркальное отражение, воспроизведение природных веществ, воздействующих на органы человека абсолютизируется объективный момент в познании и недооценивается активная роль субъекта в процессе познания Þ для французских материалистов 18 века не существовало проблемы первичных и вторичных качеств.

Метафизический характер (антидиалектический) материализма 18 века, что проявлялось в ряде моментов:

Сведение движения, развития к механическому движению, т.е. только к количественным пространственным изменениям (т.е. механицизм).

Натуралистическое понимание общества, морали, т.е. не выявлялось качественное своеобразие процессов, а всё сводилось к естественной природе человека, к его естественным потребностям и т.д.

Абсолютизация природной необходимости, отождествляя её с жестокой однозначной причинной связью и соответствие понимания свободы человека.

Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной.

Механистически понимая взаимосвязь необходимости и случайности, распространив это понимание на поведение человека в обществе, материалисты считали, что человек не может быть свободен в своих поступках и действиях ибо во всем царит только необходимость, что он беспомощен пред силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их к фаталистическому истолкованию необходимости. Не уяснив диалектического взаимодействия необходимости и свободы, французские материалисты пришли к выводу о том, что никакой свободы нет и быть не может, т.к. в мире господствует только необходимость.

Понимание познание, как отражение внешнего мира в мозгу человека они считали человека пассивным созерцателем.

Они исходили из понятий человеческой природы и естественный человек, основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Первичные потребности – еда, одежда, жилище и т.д. Вторичные – гордость, зависть, честолюбие. Стремление к счастью лежит в основе нравственных побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес – главная причина человеческого поведения. Чтобы изменить человека, нужно изменить окружающую среду.

Создание марксистской философии. Возникновение марксистской философии в первой половине XIX в. было подготовлено всем предшествующим развитием материаль­ной и духовной жизни общества. Среди этих предпосылок:

1) социально-экономические (крушение феодализма как доминирующего типа европейского общественного устрой­ства, развитие капиталистического способа производства с присущими ему антагонизмами и пр.);

2) общественно-пол­итические (усиление политического господства буржуазии, обострение классовой борьбы и т.д.);

3) идейно-теоретиче­ские и идеологические (передовые достижения обществознания, в особенности английской политической экономии, французского утопического социализма);

4) философские (достижения предшествовавших философских течений, в особенности немецкой классической философии);

5) есте­ственнонаучные.

К.Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895) поставили цель преодоления отчуждения человека, осво­бождения труда. Их идеалом был универсально развитый человек. Необходимым условием осуществления этого они считали уничтожение частной собственности. Для поиска реальных средств, обеспечивающих достижение идеала, и потребовалось новое философское мировоззрение.

Создание марксистской философии было подлинной философской революцией: создание материалистической диалектики, разработка диалектико-материалистического понимания общества, понимание общественной практики в качестве основы познания и критерия истины, соединение передовой философии с наукой и пролетарским движением.

Многие положения марксистской философии подлежат уточнению, да и сами основоположники не считали свое учение догмой. Не становясь на позиции бездумной аполо­гетики или очернительства, стоит задуматься над свидетель­ством К.Поппера, одного из самых энергичных критиков марксизма: "Все современные исследователи проблем соци­альной философии обязаны К.Марксу, даже если они этого не осознают".

Особенности развития отечественной философии. Раз­витие философии на территории нашей страны в целом отставало от других регионов земного шара и шло весьма неравномерно.

Качественно новый этап формирования национальных философских культур связан с образованием многонацио­нального Российского государства. Интегрирующим фак­тором культуры стала русская философия. Древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии.

Реформаторская деятельность Петра I, нацеленная на европеизацию России, открыла доступ к западной фило­софской культуре. Разностороннюю научную, литератур­ную и философскую деятельность вел М.В.Ломоносов (1711 — 1765). Бродячий религиозный философ и поэт Г. Сковорода (1722 — 1794) сосредоточился на проблеме смысла и цели жизни. "Господь Бог сделал трудное ненуж­ным, а ненужное — трудным", — считал он. В трактате А.Н.Радищева (1749 — 1802) "О человеке, его смерти и бессмертии" приводились доводы в пользу атеизма и смер­тности души, а затем в пользу бессмертия.

Направление и содержание философских споров в XIX веке во многом было определено "Философическими пись­мами" П.Я.Чаадаева (1794 — 1856), который призывал Россию включиться в европейский исторический процесс. Низко оценивая современное ему положение родины, П.Я.Чаадаев, однако, был уверен в высоком предназначе­нии русского народа. Он даже говорил о "пользе отстава­ния", т.е. возможности избежать исторических ошибок Запада. В дальнейшем возникла оппозиция "славянофиль­ство — западничество". Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы) отстаивали русскую самобытность, связывая ее с общиной и православием. Западники (Т.Н.Грановский, М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, А.И.Герцен) тяготели к материализму и атеизму, ориентировались на науку, критически осмысливали фило­софию Шеллинга. Гегеля и Фейербаха.

К середине и до конца XIX века сложились два крупных течения философской мысли, органически связанные с лите­ратурой, — философия русских революционеров демократов (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.До­бролюбов), резко критиковавших российскую действитель­ность и намечавших утопические социальные программы ее переустройства, и русская религиозная философия (Н.Ф.Фе­доров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев). Н.Ф.Федоров (1828 — 1903) разрабатывал "философию общего дела" ("супраморализм"), объединяющую всех лю­дей, синтезирующую науку, философию и практику. Он ставил цель достижения бессмертия, а также воскрешения умерших. В противовес В.С.Соловьеву (см. ниже) и другим религиозным философам Федоров не считал конец света (Апокалипсис) неизбежным. Л. Н.Тол стой (1828 — 1910) обосновывал идеи нравственного самосовершенствования человека, предлагал проекты рациональной религии, синтези­ровавшей все истинное из мировых религий. Ф.М. Достоевский (1821 — 1881) отстаивал особый путь русского народа, подчеркивал бесперспективность социальных изменений без внутреннего изменения человека, ему удалось предвосхитить кризис социалистических движений.

Наиболее крупным и талантливым русским философом считают В.С.Соловьева (1853 - 1900), потомка Г.Сково­роды. Центральная категория его философии — "всеедин­ство" божественного начала, объединяющего все конкрет­ные проявления. Интересны мысли о "Софии", т.е. женст­венном, гармонизирующем начале. Соловьев резко крити­ковал кризис мировой цивилизации, видя в нем предвестие конца света. Он предвосхитил грядущие обострения гло­бальных проблем цивилизации.

Особенности развития философской мысли Беларуси. Зачатки философской мысли складываются в Беларуси в VI - IX вв., что отражается в фольклоре и различных памятниках письменности. В X - XI вв. распространяются "флоригелии" — сборники фрагментов из античных фило­софов, а также произведения, общие для русской, белорус­ской и украинской культур ("Поучение Владимира Моно­маха" и др.).

На всем протяжении своего развития белорусская фи­лософия была тесно связана с философией России, Польши, живо откликалась на все общекультурные явления в Европе. В Беларуси долго не было профессиональных философов, и их роль выполняли представители религии, искусства, науки.

Пробуждение оригинальной философской мысли связано с эпохой Возрождения. Выдающимся ее представителем был Ф.Скорина (ок. 1490 — 1541). В предисловиях и коммента­риях к издаваемым им религиозным книгам он показал высокую философскую культуру, отстаивая прогрессивные идеи того времени (роль знаний, веротерпимость и др.).

Его последователь Сымон Будны (1530 — 1593) давал оригинальную интерпретацию религиозным текстам, где можно усмотреть не только вольнодумство, но и элементы атеизма. Атеистические взгляды получили отчетливое вы­ражение у Казимира Лищинского (1634 -1689), начинав­шего свою деятельность приверженцем католицизма. Свои взгляды он выразил в произведении "О несуществовании бога". Польский сейм вынес ему смертный приговор.

Симеон Полоцкий (1629 — 1680) свою религиозную и просветительскую деятельность вел в основном в Москве: издавал богословские труды, в которых критиковал старо­верство, воспитывал царских детей и др. Он разделял многие идеи Просвещения, высоко ценил познание, подчер­кивал общественную ("содружную") природу человека. Таким образом, развитие философии в конечном счете определяется социокультурными факторами: социально-классовой структурой общества, сменой общественно-экономических формаций уровнем развития познания и практики. В то же время философии присуща и своя внутренняя логика, в том числе и преемственность в развитии. За разнообразием и борьбой философских течений можно выделить и некоторые общие черты и общие темы (бытие, человек, наука, религия и пр.). Таковы традиции философ­ской классики, которые отлились в ее категориях и оказали большое влияние на культуру.

Философия XX века.

Основная задача — создать представление о пано­раме современной философской мысли, а для этого необхо­димо понять, как сказываются реальные проблемы современ­ной эпохи на разнообразных философских течениях. В не­давнем прошлом марксистскую философию противопоставляли остальной философии и лишь ее считали последователь­но научной, а остальную философию объявляли буржуазной. В настоящее время современная марксистская философия рассматривается в контексте мировой философии.

Основные тенденции. При всем разнообразии совре­менных философских течений (направлений, школ и т.д.) все они так или иначе тяготеют к какой-то одной проблеме либо группе проблем. Исключение составляет лишь марк­систская философия, стремящаяся дать цельное научное мировоззрение. Другой важный критерий — отношение к классике. На рубеже XIX — XX вв. в мире произошли большие изменения, а это предполагает переосмысление философской классики. Отношение к философским тради­циям весьма различно. Марксистская философия отстаива­ет общую рационалистическую и гуманистическую традицию. Сложились неоклассические течения, объявившие своей целью сохранение классического наследия применительно к новым условиям (неотомизм, неокантианство, неогегельянство и др.). В противовес им развиваются и вновь возникают "антиклассические" подходы и концеп­ции, в особенности "философия жизни" и неопозитивизм.

Отношение к разуму и науке. Неопозитивизм. Классическая философия в основном ориентировалась на рациональ­ные формы духовного опыта (разум, рассудок, логика). В философии XX века уделяется больше внимания ценности духовного опыта и значению его иррациональных элементов (воля, инстинкт, эмоции, интуиция, бессознательное). Эти начала нередко абсолютизируются, и дело доходит, напри­мер, до культа воли вместо прежнего культа разума (сущест­вует, конечно, и традиция рационализма, но ему противостоит уже иррационализм). Усилиями основоположника психоана­лиза З.Фрейда и его последователей (К.Юнг, А.Адлер, В. Райх, Г.Маркузе и др.) в философию была введена про­блематика бессознательного. Психоанализ открыл качествен­ную специфику бессознательного и вместе с тем крайне преувеличил его роль в общественной жизни. Преувеличение роли иррациональных (нерациональных) моментов сознания проявляется и в росте мистицизма. Приобрели большое вли­яние восточные религии (дзэн-буддизм), а также различные оккультные концепции (теория психотрансмутации Г.И. Порджиева теософская концепция "мистического космизма" Е.П. Блаватской и др.). Эти концепции были связаны с поиском нетрадиционных способов лечения болезней, систем физических упражнений и т.п.

Противоречивы оценки роли науки и техники. С одной стороны, успехи современной науки и техники порождают надежды на скорое решение всех проблем человеческой жизни. Такие умонастроения, выражающиеся соответствен­но в преувеличении роли науки и техники, характеризуются как сциентизм и техницизм. Культ современного научно-технического разума стал основой создания в 50 — 80-е гг. футурологических концепций индустриального, постинду­стриального, информационного общества (У.Ростоу, Д.Белл, Дж.Гэлбрейт, Р.Арон, Е.Масуда и др.), связыва­ющих с научно-техническим прогрессом достижения обще­ства всеобщего благоденствия. Противоположные позиции выражены в концепциях антисциентизма и антитехницизма, возлагающих на научно-технический прогресс вину за общественные бедствия (Ж.Эллюль и др.). Они привели к созданию различных антиутопий (О.Хаксли "О, дивный новый мир", Е.Замятии "Мы", Дж.Оруэлл "1984" и др.). Эти авторы показывают, к какому антигуманному, маши­низированному будущему может привести бесконтрольное всевластие науки и техники.

Особое внимание к науке характерно для позитивизма, который даже претендовал на то, чтобы единолично пред­ставлять интересы науки, быть философией науки. Разли­чают три исторические формы: классический позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль); эмпириокритицизм, или махизм (Э. Мах, Р.Авенариус), и неопозитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн, Г.Райхенбах и др.).

Ранний позитивизм, возникший в 30 — 40 е гг. XIX в., заявил о разрыве с прежней философией. "Наука сама себе философия", она не нуждается в философии. Задачи новой философии сводятся к выводам из частных наук. Проблемы традиционной философии, т.е. мировоззренческие, не мо­гут быть решены научным путем и должны быть отброше­ны.

Представители "второй волны" позитивизма как раз и вынуждены были заняться мировоззренческими проблема­ми (природа "элементов мира", пределы познания и др.).

Позитивисты "третьего поколения" (неопозитивисты) резко сузили круг рассматриваемых проблем, ограничив­шись задачами научного исследования. Им удалось внести определенный вклад в логику и методологию науки, обога­тить аппарат ее анализа, однако предложенный ими идеал науки был далек от ее подлинных запросов и возможностей, что и обусловило распад неопозитивизма.

Проблемы научного познания разрабатывались также структурализмом, обратившим внимание на важность анализареальных и познавательных структур. Вместе с тем ему присуща подмена философского аспекта исследования специальным.

Философия человека в XX веке. Экзистенциализм и его разновидности. Для философской классики, и особенно Ге­геля, была характерна несколько абстрактная и односторон­няя трактовка человека. Он как бы выводился из основных особенностей бытия, мирового духа и пр. При этом человек зачастую отождествлялся с познающим субъектом. Филосо­фия XX века провозгласила возврат к конкретному индивиду, к миру его чувств и переживаний. Такую задачу берет на себя экзистенциализм ("философия существования"), а также родственные течения - философская антропология и персо­нализм. Поворот философии к человеку предполагает учет достижений наук о человеке (что, однако, до сих пор не сделано в полном объеме), а также усиление ориентации на художественную литературу. Характерно, что экзистенциа­лизм разрабатывался и писателями (Ж.П.Сартр, А.Камю).

Центральным понятием экзистенциальной философии и родственных ей течений является изолированный индивид. Центральная проблема, на которой они сосредоточивают свое внимание, проблема отчуждения индивида от общества. Для того чтобы обрести свою сущность, человек должен бороться, быть ответственным за все. Мир абсурден, вражде­бен, человек сознательно делает свой выбор и потому он свободен. Сущность человека адекватно проявляется в погра­ничной ситуации, т.е. на грани жизни и смерти.

Религиозная философия в XX ст. По своей сути рели­гиозная мысль традиционна и догматична. Нелегко отве­тить на вопрос о причинах живучести и популярности тех или иных религиозных философских течений. Напрашива­ющийся ответ: существование самой церкви, обладающей мощным аппаратом, немалыми финансовыми возможностя­ми и опирающейся на большое число верующих. При более глубоком анализе следует учитывать, что религия возникла, как попытка осмыслить и преодолеть (иллюзорно) несовер­шенство мира. И религиозные философы остро критикуют социальные порядки, видя причину социальных бед в за­бвении Бога. Религиозные философы должны учитывать изменения в мире. Наиболее прогрессивные из них не сразу находят поддержку церкви (Тейяр де Шарден).

Для философии неотомизма, предтечей которой считается Фома Аквинский, характерно традиционное понимание задач философии. Философия по-прежнему должна подчи­няться богословию. Как и прежде, речь идет о гармонии веры и разума, философии, богословия и науки. Однако на деле существует иерархия и в случае несоответствий приоритет отдается философии перед наукой, философия подчиняется религии. Все вместе они направлены на познание Бога.

Бог-Религия-Философия-Наука

Науке отводится все большее место в религиозном ми­ровоззрении. Научные открытия используются для модер­низации религиозных идей, метко критикуются отрицатель­ные последствия научно-технического прогресса.

Другим важным направлением религиозной философии является русская религиозная философия, особенно бурно развивающаяся в конце XIX - начале XX в. Ее обычно оценивают как важнейшую составляющую "духовного ре­нессанса", "серебряного века русской культуры". Ее вид­нейшим представителем, как уже говорилось, был В.С.Со­ловьев; Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Шестов, П.Флоренский и другие философы считали себя его учениками. Многие из них ранее были марксистами. Для этой философии характерна теснейшая связь с отечественной культурой, близость к художественному творчеству, особенно к литературе символизма (А.Белый, А.Блок, В.Иванов, Ф.Соло­губ), стремление к идеалам гуманизма в сочетании с рели­гиозными мотивами и даже мистикой. Ее характерной тенденцией был также космизм, т.е. рассмотрение челове­ческой деятельности в органической связи человека с кос­мосом. Эти идеи оказали большое влияние на В.И.Вернад­ского и К.Э.Циолковского.

Особенности развития марксистской философии в XX веке. В XX в. марксизм стал весьма популярным и влия­тельным учением. В разработке и пропаганде ряда положе­ний марксистской философии важную роль сыграли Г.В.Плеханов, А.Бебель, П.Лафарг, Ф.Меринг, А. Лабриола и др. Однако в ходе популяризации идей марксизма философские основы учения К.Маркса часто подвергались вульгаризации, против чего выступал в 80 - 90 е гг. Ф.Энгельс. В этих условиях выделяется деятельность русской ветви европейской социал-демократии во главе с Г.В.Плехановым, выступавшей против идеологии народни­чества и оппортунизма.

В.И.Ленин и его сподвижники существенно развили и практически использовали идеи марксистской философии. Особое место в ленинском философском наследии принад­лежит работе "Материализм и эмпириокритицизм", посвя­щенной в основном проблемам теории познания. Основа­тельной разработке подверглись проблемы социальной фи­лософии: соотношение объективного и субъективного в истории, проблемы исторического прогресса, государства и др.

В годы социализма творческое развитие марксизма было подменено его упрощенной трактовкой, связанной с крайней политизацией и идеологизацией философии, превращением ее из формы духовной культуры в идеологическое средство административно-командной системы. Это наглядно прояви­лось в дискуссиях 20 —40-х гг., целью которых по существу была унификация философской и общественно-политической мысли по схеме сталинских работ. Складывался догматизи­рованный образ марксизма как учения, якобы уже разрешив­шего все проблемы настоящего и будущего. В этот период философская мысль в СССР развивалась преимущественно в лоне истории философии (В.Ф. Асмус, И.А. Борчевский, П.П. Блонский, С.Я. Лурье, А.О. Маковельский и др.).

XX съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина, дал мощный импульс развитию философской мысли в СССР. В 50 — 60-е гг. набирают силу исследования проблем диалектики и теории познания (Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.), философских проблем естествознания, в области логики, истории философии. В 60 — 70-е гг. анали­зировались проблемы гуманизма, войны и мира в ядерную эпоху, научно-технической революции и многие другие.

В 70-е гг. вновь проявились процессы торможения, уход от реальных проблем действительности в абстрактные спо­ры. Происходящие ныне перемены в общественной жизни связаны с новым пониманием места и роли философии в жизни общества, с поворотом на разработку актуальных проблем современности, современной методологии позна­ния и действия.

За рубежом сложились разнообразные трактовки марксистской философии. Критически подходя к работам само­го К.Маркса и тем более к ленинским работам, зарубежные марксисты (А. Грамши, Г. Гортер, Д. Лукач, Л. Альтюссер и др.) вместе с тем учитывали достижения западной фило­софской мысли, вели диалог с ее представителями.

Важнейшей тенденцией развития современной маркси­стской философии является гуманизация ее проблематики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: