Методические рекомендации

Как известно, понятие "диалектика" возникло еще в древности и первоначально связывалось с искусством диалога, спора, что было очень важно для публичных выступлений, судеб­ных тяжб и т.д. Эффективность диалога как способа пости­жения истины была убедительно доказана еще Сократом, а также нашла отражение в произведениях Платона. В даль­нейшем шел поиск объективных оснований диалектики, она применялась уже к природе и обществу. Основные истори­ческие формы диалектики:

1) античная диалектика, во многом еще стихийная, так как не хватало строгих понятий;

2) идеалистическая диалектика (Ф.Шеллинг, Гегель и др.);

3) материалистическая диалектика. Существуют еще промежуточные формы, характерные, например, для сред­невековья, а также различные варианты немарксистской диалектики (экзистенциальная, мистическая и пр.).

Принципиально важно отличать диалектику от проти­воположных ей концепций (альтернатив). Энгельс вслед за Гегелем противопоставлял диалектику метафизике, под которой понималось отрицание связи между явлениями и их свойствами, а также их развития. Такое противопоставле­ние ранее было обязательным в нашей философской лите­ратуре и буквально пронизывало все темы. В настоящее время категоричность таких утверждений ослабела, по­скольку метафизических концепций в прежней форме уже не существует. К тому же в мировой философии термин "метафизика" применяется в ином смысле. Целесообразно ли всякий раз упрощенное, огрубленное представление клеймить как метафизическое?

Авторы учебника "Введение в философию" заняли двойственную позицию по отношению к термину "метафизика": при рассмотрении конкретных философ­ских проблем употребляется традиционный для марксистской философии подход, в данной же теме этот термин не употребляют или заменяют термином "догматизм". Как выйти из положения изучающему философию? Можно посоветовать такой подход: по отношению к истории фило­софии употреблять, где это необходимо, энгельсовскую (гегелевскую) трактовку метафизики, при анализе же современности можно противопоставлять диалектику различ­ным упрощенным подходам. В таком случае напрашивается сопоставление "философии всеединства" В.Соловьева с абстрактными началами различных доктрин.

Диалектику противопоставляют также эклектике и софистике как субъективным, предвзятым отражениям сложности мира. Эклектика есть беспринципное, непосле­довательное, искусственное соединение разнородных суж­дений, она не в силах выделить главное и не дает возмож­ности обоснованного выбора. Софистика есть подмена по­нятий, неправильный ход рассуждений.

Понятия связи, закона, развития. Переходя к внутреннему строению диалектики, следует, прежде всего, подчеркнуть принципиальное значение понятия связи. Это понятие в свою очередь определяется через понятие отношения. Связь — это такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответству­ющему изменению другого. Существуют различные формы связей, которые раскрываются законами и категориями диалектики. Обобщенно взаимосвязь и обусловленность явлений выражается в принципе детерминизма (чаще, однако, его понимают в узком смысле, сводя к причинной зависимости и закономерности). Устойчивые, повторяющи­еся связи тех или иных явлений называются законами. Связь между различными состояниями одного и того же явления есть изменение. От понятия "изменение" можно перейти к понятию "развитие". Развитие — это процесс направленных необратимых изменений. Развитие включает прогресс и регресс.

Гегелю, а затем Энгельсу приходилось в борьбе с мета­физикой отстаивать понятие развития в общем виде. Уже на рубеже XIX - XX вв. положение изменилось. С поня­тиями развития, эволюции уже никто не спорит. Однако его зачастую понимают узко, односторонне, сводя к коли­чественному изменению, отрицая скачки и противоречия.

Единство и "борьба" противоположностей. Центральное место в материалистической диалектике принадлежит закону единства и "борьбы" противоположностей, вскрывающему источник развития. В.И.Ленин называл его ядром диалекти­ки. Сущность закона: каждая вещь раздвоена, разделена на противоположности, т.е. такие стороны, которые взаимно предполагают (единство) и взаимно ограничивают (отрицают) друг друга ("борьба"). Это отношение между противополож­ностями и есть противоречие:

Противоположность. Противоречие.

В.И.Ленин придавал особое значение "борьбе" проти­воположностей, считая их единство условным и времен­ным. Надо, однако, учитывать, что такие оценки применя­лись к особому периоду общественной жизни.

Важно рассматривать диалектическое противоречие в динамике. Оно проходит ряд фаз в своем развитии, цент­ральной фазой является конфликт.

Наряду с общими чертами противоречий следует разли­чать их разновидности. Выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные противоречия, а в области обще­ственной жизни также антагонистические и неантагонисти­ческие противоречия.

Диалектика количественных и качественных измене­ний. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает "механизм" перехо­да от одной ступени развития к другой. Под качеством понимается существенная определенность предмета в ка­ком-то отношении, выражающая его своеобразие. Количе­ство же есть определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с другими предметами. Взаимосвязь качест­ва и количества выражается в категории меры. Чувство меры традиционно считается показателем мудрости, куль туры, высокой нравственности и художественного вкуса. "Прекрасна надлежащая мера во всем" (Демокрит). Мера — интервал количественных изменений, в пределах которо­го качество не изменяется. Качественное изменение подго­тавливается постепенно, но происходит в виде скачка. Различают быстрые и медленные, большие и малые и другие виды скачков. В обществе количественные и каче­ственные изменения происходят в виде эволюции и революции.

Закон отрицания. Это третий основной закон диалектики, выражающий основную направленность развития.

Вытекая из других законов диалектики, этот закон привносит и нечто новое — преемственность в развитии, которая проявляется в виде:

1) использования в новом некоторых существенных черт старого ("диалектическое отрицание");

2) возврата якобы к старому ("отрицание отрицания"). В последнем случае речь идет о цикличности и спиралевидной форме развития. Данный закон особенно часто фигурировал в философской системе Гегеля и исполь­зовался классиками марксизма-ленинизма для объяснения и предвидения общественного развития (первобытный ком­мунизм — антагонистические формации - коммунизм). В связи с этим марксистов упрекали за схематизм. Формаль­ное применение любого закона недопустимо. Закон отрица­ния отрицания позволяет видеть крупные периоды разви­тия, но не может служить инструментом доказывания.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых осмысливаются универсальные связи бытия. Они позволяют в сжатом виде закрепить достигнутое знание и выработать эффективную стратегию дальнейшего познания и практической деятельности. Для диалектики характерно формирование "парных" катего­рий. Каждая пара ("причина — следствие", "случайность — необходимость" и др.) анализирует действительность под определенным углом. Отсюда необходимость их взаимосвя­зи.

Категориальная пара "единичное — общее" принципи­ально важна для постижения природы категорий вообще. Единичное означает отдельный предмет во всем многообра­зии и своеобразии его свойств. Общее — объективно суще­ствующее сходство единичных предметов. Общее не существует само по себе, оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него ("дом вообще" и конкретные дома. Категории "единичное" и "общее" лежат в основе научных классификаций.

Категории "явление" и "сущность" особенно важны для разграничения обыденного восприятия и понимания и тео­ретического познания. Философия всегда была нацелена на постижение глубинных слоев реальности. Под сущностью понимается внутренняя, устойчивая сторона предмета (про­цесса). Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущ­ность и явление непосредственно не совпадают. Иногда это несовпадение принимает резкий характер, сущность иска­жается, маскируется (мимикрия у некоторых видов живо­тных и растений, видимое движение Солнца вокруг Земли). В таких случаях говорят о важности, видимости. Вместе с тем сущность проявляется в явлениях.

Ряд категорий выражают упорядоченность бытия. К ним относятся, прежде всего, категории "содержание" и "форма". Под содержанием понимают совокупность, орга­ническую взаимосвязь всех сторон того или иного явления. Форма — способ существования и выражения содержания. Различают внешнюю и внутреннюю форму. Содержание и форма не могут существовать друг без друга. Определяю­щая роль в этом единстве принадлежит содержанию. Форма более устойчива и консервативна, чем содержание. Отсюда необходимость для любой деятельности периодически при­водить форму в соответствие с содержанием. Особенно это характерно для искусства. Преувеличение роли формы, ее отрыв от содержания есть формализм.

Достаточно традиционными и обманчиво простыми являются категории "часть" и "целое". Под частью понима­ется предмет, образующий другой предмет. Целое — то, что образовано из частей. Нетрудно убедиться, что понятия части и целого относительны, ибо каждое явление может выступать и частью, и целым (предприятие, учебный класс и т.д.). Наиболее сложный и принципиальный вопрос — тот прирост, "интегративный эффект", который приобрета­ет целое и который не может быть выведен из свойств частей или их суммы (ни одна из частей самолета в отдельности не летает, вода — жидкость, но состоит из атомов водорода и кислорода и т.д.). Были попытки игнорировать целостность, сводить целое к сумме частей (механицизм, редук­ционизм). Их ограниченность очевидна. Но объяснить при­роду целостности, оставаясь в рамках категории "часть — целое", полностью не удается. С этой целью в науку был введен ряд системно-структурных категорий.

Элемент — предел делимости целого, т.е. часть, которая не имеет частей. Например, молекула при меха­ническом дроблении вещества, человек при анализе об­щества. Система — комплекс взаимосвязанных элемен­тов. Понятие системы углубляет понятие целого тем, что вводится указание на способ организации, структуру. Структура — это относительно устойчивый способ (за­кон) связи элементов внутри целого. Это система, как бы освобожденная от материала. Именно структура является ответственной за "эффект целостности", за появление интегративных свойств. Все перечисленные категории лежат в основе системного подхода. Его суть — рассмат­ривать каждый объект как сложную систему, в то же время входящую в более крупную систему. Системный подход особенно эффективен при исследовании больших (сложных) систем. XX век даже называют веком больших систем.

Ряд категорий направлен на более глубокое познание последовательности течения событий, на обусловлен­ность (детерминацию) будущего прошлым. В этом ряду стоят, прежде всего, категории "причина" и "следствие". Причина — явление, повлекшее за собой другое явление либо изменившее его. Следствие — результат действия причины.

Одна и та же причина может вызывать различные следствия (возрастание свободного времени у населения может приводить и к росту самообразования, и к росту правонарушений среди молодежи).

В свою очередь одно и то же следствие может порож­даться разными причинами (долголетие у разных народов).

То, что в одной связи является причиной, в другой выступает как следствие и наоборот. В силу этого мы имеем дело не просто с причинностью, а с причинными рядами, не с одним следствием, а с первичными, вторичными и т.д. следствиями (последствиями). Возникает и более сложный вид связи — взаимосвязь, когда причина и следствие взаимно влияют друг на друга (электрические и магнитные явления, политика и экономика). Такая зависи­мость по существу лежит в основе обратной связи, имею­щей большое значение для управления.

Категории причины и следствия неоценимы для научного объяснения и предвидения. С целью их усовершенствования можно вводить дополнительные категории (условие, повод, основание). Но можно сделать иначе — перейти к новым парам категорий. Обобщением и углублением категорий "причина" и "следствие" выступает категориальная пара "необхо­димость — случайность", в которой подчеркивается неодина­ковая значимость самих явлений либо их неоднозначная (вероятностная) зависимость друг от друга.

Необходимость — это явление, которое должно обяза­тельно произойти, которое имеет глубокое основание, как в самом предмете, так и в окружающих условиях. Случай­ность — такое событие, которое необязательно состоится. Уточняя эти соотношения, следует указать, что абсолютной необходимости, как и случайности, не бывает. Более пра­вильно учитывать различную их вероятность: необходи­мость — весьма вероятное событие, случайность — мало­вероятное. Согласно Энгельсу, случайность есть форма проявления необходимости и ее дополнение (куда упадет семя тополя — случайность, но такой способ размножения — необходимость).

В основе категорий "возможность" и "действитель­ность" лежит неоднозначная зависимость будущего и насто­ящего от прошлого.

Возможность - это то, чего пока не существует, но что может возникнуть при соответствующих условиях. В действительности сосредоточено много возможностей, да и сама она когда-то была возможностью. Эти категории могут быть уточнены на основе понятия "вероятность". Вероятность действительности равна 1, вероятность невозможного собы­тия — 0, различные возможности отличаются друг от друга по степени вероятности (абстрактная и реальная).

Категории необходимости и случайности, возможности и действительности имеют большое значение для научного познания (динамические и статистические закономерно­сти, исторический выбор и т.д.). Они интенсивно исполь­зуются в искусстве и в обыденном сознании для осмысления парадоксальных ситуаций, способствуя развитию фанта­зии, чувства юмора и т.д.

Каждая диалектическая пара категорий предполагает особый подход к действительности. Все законы и категории следует применять вместе, опираясь на опыт конкретных наук. Следует предвидеть возможность появления новых законов и категорий. Диалектика — открытая система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: