Как известно, понятие "диалектика" возникло еще в древности и первоначально связывалось с искусством диалога, спора, что было очень важно для публичных выступлений, судебных тяжб и т.д. Эффективность диалога как способа постижения истины была убедительно доказана еще Сократом, а также нашла отражение в произведениях Платона. В дальнейшем шел поиск объективных оснований диалектики, она применялась уже к природе и обществу. Основные исторические формы диалектики:
1) античная диалектика, во многом еще стихийная, так как не хватало строгих понятий;
2) идеалистическая диалектика (Ф.Шеллинг, Гегель и др.);
3) материалистическая диалектика. Существуют еще промежуточные формы, характерные, например, для средневековья, а также различные варианты немарксистской диалектики (экзистенциальная, мистическая и пр.).
Принципиально важно отличать диалектику от противоположных ей концепций (альтернатив). Энгельс вслед за Гегелем противопоставлял диалектику метафизике, под которой понималось отрицание связи между явлениями и их свойствами, а также их развития. Такое противопоставление ранее было обязательным в нашей философской литературе и буквально пронизывало все темы. В настоящее время категоричность таких утверждений ослабела, поскольку метафизических концепций в прежней форме уже не существует. К тому же в мировой философии термин "метафизика" применяется в ином смысле. Целесообразно ли всякий раз упрощенное, огрубленное представление клеймить как метафизическое?
|
|
Авторы учебника "Введение в философию" заняли двойственную позицию по отношению к термину "метафизика": при рассмотрении конкретных философских проблем употребляется традиционный для марксистской философии подход, в данной же теме этот термин не употребляют или заменяют термином "догматизм". Как выйти из положения изучающему философию? Можно посоветовать такой подход: по отношению к истории философии употреблять, где это необходимо, энгельсовскую (гегелевскую) трактовку метафизики, при анализе же современности можно противопоставлять диалектику различным упрощенным подходам. В таком случае напрашивается сопоставление "философии всеединства" В.Соловьева с абстрактными началами различных доктрин.
Диалектику противопоставляют также эклектике и софистике как субъективным, предвзятым отражениям сложности мира. Эклектика есть беспринципное, непоследовательное, искусственное соединение разнородных суждений, она не в силах выделить главное и не дает возможности обоснованного выбора. Софистика есть подмена понятий, неправильный ход рассуждений.
|
|
Понятия связи, закона, развития. Переходя к внутреннему строению диалектики, следует, прежде всего, подчеркнуть принципиальное значение понятия связи. Это понятие в свою очередь определяется через понятие отношения. Связь — это такое отношение между явлениями, при котором изменение одного из них приводит к соответствующему изменению другого. Существуют различные формы связей, которые раскрываются законами и категориями диалектики. Обобщенно взаимосвязь и обусловленность явлений выражается в принципе детерминизма (чаще, однако, его понимают в узком смысле, сводя к причинной зависимости и закономерности). Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называются законами. Связь между различными состояниями одного и того же явления есть изменение. От понятия "изменение" можно перейти к понятию "развитие". Развитие — это процесс направленных необратимых изменений. Развитие включает прогресс и регресс.
Гегелю, а затем Энгельсу приходилось в борьбе с метафизикой отстаивать понятие развития в общем виде. Уже на рубеже XIX - XX вв. положение изменилось. С понятиями развития, эволюции уже никто не спорит. Однако его зачастую понимают узко, односторонне, сводя к количественному изменению, отрицая скачки и противоречия.
Единство и "борьба" противоположностей. Центральное место в материалистической диалектике принадлежит закону единства и "борьбы" противоположностей, вскрывающему источник развития. В.И.Ленин называл его ядром диалектики. Сущность закона: каждая вещь раздвоена, разделена на противоположности, т.е. такие стороны, которые взаимно предполагают (единство) и взаимно ограничивают (отрицают) друг друга ("борьба"). Это отношение между противоположностями и есть противоречие:
Противоположность. Противоречие.
В.И.Ленин придавал особое значение "борьбе" противоположностей, считая их единство условным и временным. Надо, однако, учитывать, что такие оценки применялись к особому периоду общественной жизни.
Важно рассматривать диалектическое противоречие в динамике. Оно проходит ряд фаз в своем развитии, центральной фазой является конфликт.
Наряду с общими чертами противоречий следует различать их разновидности. Выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные противоречия, а в области общественной жизни также антагонистические и неантагонистические противоречия.
Диалектика количественных и качественных изменений. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывает "механизм" перехода от одной ступени развития к другой. Под качеством понимается существенная определенность предмета в каком-то отношении, выражающая его своеобразие. Количество же есть определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с другими предметами. Взаимосвязь качества и количества выражается в категории меры. Чувство меры традиционно считается показателем мудрости, куль туры, высокой нравственности и художественного вкуса. "Прекрасна надлежащая мера во всем" (Демокрит). Мера — интервал количественных изменений, в пределах которого качество не изменяется. Качественное изменение подготавливается постепенно, но происходит в виде скачка. Различают быстрые и медленные, большие и малые и другие виды скачков. В обществе количественные и качественные изменения происходят в виде эволюции и революции.
Закон отрицания. Это третий основной закон диалектики, выражающий основную направленность развития.
Вытекая из других законов диалектики, этот закон привносит и нечто новое — преемственность в развитии, которая проявляется в виде:
|
|
1) использования в новом некоторых существенных черт старого ("диалектическое отрицание");
2) возврата якобы к старому ("отрицание отрицания"). В последнем случае речь идет о цикличности и спиралевидной форме развития. Данный закон особенно часто фигурировал в философской системе Гегеля и использовался классиками марксизма-ленинизма для объяснения и предвидения общественного развития (первобытный коммунизм — антагонистические формации - коммунизм). В связи с этим марксистов упрекали за схематизм. Формальное применение любого закона недопустимо. Закон отрицания отрицания позволяет видеть крупные периоды развития, но не может служить инструментом доказывания.
Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых осмысливаются универсальные связи бытия. Они позволяют в сжатом виде закрепить достигнутое знание и выработать эффективную стратегию дальнейшего познания и практической деятельности. Для диалектики характерно формирование "парных" категорий. Каждая пара ("причина — следствие", "случайность — необходимость" и др.) анализирует действительность под определенным углом. Отсюда необходимость их взаимосвязи.
Категориальная пара "единичное — общее" принципиально важна для постижения природы категорий вообще. Единичное означает отдельный предмет во всем многообразии и своеобразии его свойств. Общее — объективно существующее сходство единичных предметов. Общее не существует само по себе, оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него ("дом вообще" и конкретные дома. Категории "единичное" и "общее" лежат в основе научных классификаций.
Категории "явление" и "сущность" особенно важны для разграничения обыденного восприятия и понимания и теоретического познания. Философия всегда была нацелена на постижение глубинных слоев реальности. Под сущностью понимается внутренняя, устойчивая сторона предмета (процесса). Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность и явление непосредственно не совпадают. Иногда это несовпадение принимает резкий характер, сущность искажается, маскируется (мимикрия у некоторых видов животных и растений, видимое движение Солнца вокруг Земли). В таких случаях говорят о важности, видимости. Вместе с тем сущность проявляется в явлениях.
|
|
Ряд категорий выражают упорядоченность бытия. К ним относятся, прежде всего, категории "содержание" и "форма". Под содержанием понимают совокупность, органическую взаимосвязь всех сторон того или иного явления. Форма — способ существования и выражения содержания. Различают внешнюю и внутреннюю форму. Содержание и форма не могут существовать друг без друга. Определяющая роль в этом единстве принадлежит содержанию. Форма более устойчива и консервативна, чем содержание. Отсюда необходимость для любой деятельности периодически приводить форму в соответствие с содержанием. Особенно это характерно для искусства. Преувеличение роли формы, ее отрыв от содержания есть формализм.
Достаточно традиционными и обманчиво простыми являются категории "часть" и "целое". Под частью понимается предмет, образующий другой предмет. Целое — то, что образовано из частей. Нетрудно убедиться, что понятия части и целого относительны, ибо каждое явление может выступать и частью, и целым (предприятие, учебный класс и т.д.). Наиболее сложный и принципиальный вопрос — тот прирост, "интегративный эффект", который приобретает целое и который не может быть выведен из свойств частей или их суммы (ни одна из частей самолета в отдельности не летает, вода — жидкость, но состоит из атомов водорода и кислорода и т.д.). Были попытки игнорировать целостность, сводить целое к сумме частей (механицизм, редукционизм). Их ограниченность очевидна. Но объяснить природу целостности, оставаясь в рамках категории "часть — целое", полностью не удается. С этой целью в науку был введен ряд системно-структурных категорий.
Элемент — предел делимости целого, т.е. часть, которая не имеет частей. Например, молекула при механическом дроблении вещества, человек при анализе общества. Система — комплекс взаимосвязанных элементов. Понятие системы углубляет понятие целого тем, что вводится указание на способ организации, структуру. Структура — это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов внутри целого. Это система, как бы освобожденная от материала. Именно структура является ответственной за "эффект целостности", за появление интегративных свойств. Все перечисленные категории лежат в основе системного подхода. Его суть — рассматривать каждый объект как сложную систему, в то же время входящую в более крупную систему. Системный подход особенно эффективен при исследовании больших (сложных) систем. XX век даже называют веком больших систем.
Ряд категорий направлен на более глубокое познание последовательности течения событий, на обусловленность (детерминацию) будущего прошлым. В этом ряду стоят, прежде всего, категории "причина" и "следствие". Причина — явление, повлекшее за собой другое явление либо изменившее его. Следствие — результат действия причины.
Одна и та же причина может вызывать различные следствия (возрастание свободного времени у населения может приводить и к росту самообразования, и к росту правонарушений среди молодежи).
В свою очередь одно и то же следствие может порождаться разными причинами (долголетие у разных народов).
То, что в одной связи является причиной, в другой выступает как следствие и наоборот. В силу этого мы имеем дело не просто с причинностью, а с причинными рядами, не с одним следствием, а с первичными, вторичными и т.д. следствиями (последствиями). Возникает и более сложный вид связи — взаимосвязь, когда причина и следствие взаимно влияют друг на друга (электрические и магнитные явления, политика и экономика). Такая зависимость по существу лежит в основе обратной связи, имеющей большое значение для управления.
Категории причины и следствия неоценимы для научного объяснения и предвидения. С целью их усовершенствования можно вводить дополнительные категории (условие, повод, основание). Но можно сделать иначе — перейти к новым парам категорий. Обобщением и углублением категорий "причина" и "следствие" выступает категориальная пара "необходимость — случайность", в которой подчеркивается неодинаковая значимость самих явлений либо их неоднозначная (вероятностная) зависимость друг от друга.
Необходимость — это явление, которое должно обязательно произойти, которое имеет глубокое основание, как в самом предмете, так и в окружающих условиях. Случайность — такое событие, которое необязательно состоится. Уточняя эти соотношения, следует указать, что абсолютной необходимости, как и случайности, не бывает. Более правильно учитывать различную их вероятность: необходимость — весьма вероятное событие, случайность — маловероятное. Согласно Энгельсу, случайность есть форма проявления необходимости и ее дополнение (куда упадет семя тополя — случайность, но такой способ размножения — необходимость).
В основе категорий "возможность" и "действительность" лежит неоднозначная зависимость будущего и настоящего от прошлого.
Возможность - это то, чего пока не существует, но что может возникнуть при соответствующих условиях. В действительности сосредоточено много возможностей, да и сама она когда-то была возможностью. Эти категории могут быть уточнены на основе понятия "вероятность". Вероятность действительности равна 1, вероятность невозможного события — 0, различные возможности отличаются друг от друга по степени вероятности (абстрактная и реальная).
Категории необходимости и случайности, возможности и действительности имеют большое значение для научного познания (динамические и статистические закономерности, исторический выбор и т.д.). Они интенсивно используются в искусстве и в обыденном сознании для осмысления парадоксальных ситуаций, способствуя развитию фантазии, чувства юмора и т.д.
Каждая диалектическая пара категорий предполагает особый подход к действительности. Все законы и категории следует применять вместе, опираясь на опыт конкретных наук. Следует предвидеть возможность появления новых законов и категорий. Диалектика — открытая система.