Социальные группы в социологии - это совокупности людей, объединенных формально или неформально, институционально или неиституцпонально, по существенным пли несущественным признакам.
В социологии прежде всего выделяют два больших класса социальных групп:
а) условные группы - классификационное подразделение людей по некоторым объективным признакам: профессия, национальность, место проживания, пол, возраст, образование и т.п. Этот подход характерен для демографического анализа, хотя социологи используют его при проведении социологических исследований. Это по существу группировка людей по некоторым совокупным признакам;
б) реальные группы - подразделение людей по субъективно осознанным и признанным (санкционированным) признакам, объединяющих их в совместной деятельности, в общей сфере, в русле программы действий: партии, профсоюзы, движения блоки, клубы, фракции и т.п.
Реальные социальные группы в свою очередь можно разделить на большие и малые.
Большие социальные группы реального характера объединены объективными статусными признаками, целями, программами и даже групповыми действиями (стачки, забастовки, участие в выборах и пр.), но члены этих групп не находятся в межличностных контактах и даже могут не знать друг друга. К этим группам можно отнести партии, профсоюзы, классы, сословия, нации, молодежные, спортивные, религиозные объединения.
|
|
Малые социальные группы реального характера существуют в конкретном пространстве и времени, в них осуществляется реальное, непосредственное, межличностное и внутригрупповое общение. Эти группы нередко называют контактными. К ним относятся бригады строителей, кафедры преподавателей, театральные труппы, музыкальные ансамбли, шахматные клубы, клубы собаководов, студенческие группы, воинские подразделения, семьи и т. п.
Малые социальные группы, как правило, являются формально организованными или извне, или изнутри (самоорганизация). Это предполагает выработку общих позиций, программ, тактики и стратегии деятельности, выдвижение лидеров, установление норм отношений. Внешняя организационная структура (устав и т.п.) может и не быть внутренней организационной структурой (нормы отношений), формальный лидер может и не быть неформальным лидером группы. Об этом говорят, например, наши исследования студенческих групп Нижегородского технического университета. Чаще всего формальные старосты, культорги, профорги, комсорги и другие формальные лидеры не соответствовали реальной иерархии и структуре лидеров в группах. Идеальное состояние - соответствие формальной структуры неформальной, формальных лидеров - неформальным. В трудовых коллективах этот показатель особенно важен. Такое соответствие позволяет не только избегать конфликтов, но и предотвращать их: профилактика эффективнее терапии.
|
|
Интеллигенция составляет особую социальную группу. Социальное положение интеллигенции (работников умственного труда) достаточно неопределенно, что позволяет ей уклоняться от ответственности и находить оправдательные аргументы, особенно в критические периоды развития страны. Интеллигенция не хочет быть «прослойкой» между классами, но она и не воспринимает себя как «средний класс». Она хотела бы быть «совестью народа», но этой совестливости народ не видит. П.Д.Боборыкин ввел это понятие в русский лексикон, дворяне подхватили его, хотя и не имели на это права, потому что они не интеллигенты, а частные собственники, баре, аристократы, помещики. Они не создавали духовных ценностей, а прожигали народное достояние, кичась приобщенностью к духовным ценностям. Заметим с философской точки зрения, что это было атрибутивное, а не функциональное освоение культуры. Функциональное ее освоение - это деятельность; ее сфере, это создание, тиражирование, пропаганда, трансляция культуры. Наши дворяне лишь присваивали себе культуру, созданную народом и профессиональными интеллигентами. Сегодня при слове «интеллигент» склонны вспоминать поручика Голицына и корнета Оболенского. Но они дворяне, помещики, а не творцы духовных ценностей и даже не защитники их.
Интересный ключ к пониманию роли интеллигенции в судьбе России дает современное постперестроечное состояние страны. Не странно ли, что сегодня во всех органах власти сидят бывшие партийные, советские, комсомольские, профсоюзные работники.
Именно они и совершили современный российский «переворот», именно с них спрос, именно у них не все в порядке было с идеологией, мировоззрением уже в те давние советские времена.
Не ученые, не художники, не врачи, не педагоги, не инженеры совершили «демократические переворот», а представители административной интеллигенции, чиновники, партийные функционеры. Они переродились и вызвали небывалый кризис в родной стране. Это относится и к директорскому корпусу: они тоже представители административной интеллигенции.
«Ключ» к пониманию статуса интеллигенции состоит в том, что пора перестать говорить об интеллигенции абстрактно. Интеллигенция многослойна (на то она и прослойка - была, есть и будет). Она не только «вербуется» из всех классов общества, она воспроизводит идеологию порождающего ее класса, она служит интересам определенного класса, она ориентируется в перспективе на определенный класс, она и переродиться может только в свой класс или мелкобуржуазный люмпен.
Отсюда первая важная проблема - проблема выявления отрядов интеллигенции. Здесь важна иерархия, и она задается движением снизу вверх, от народа к так называемой элите.
Ближе всего к народу, к трудящимся, создающим материальные ценности, без которых интеллигенция не может существовать, находится инженерно-техническая интеллигенция: мастера, инженеры, технологи, агрономы, зоотехники, конструкторы, геологоразведчики, мелиораторы и все те, кто непосредственно связан с материальным производством. Они ближе всего к народу, к его чаяниям, интересам, требованиям, да и образ жизни у них аналогичен образу жизни рабочего и крестьянина. Вот почему среди этой интеллигенции меньше всего разброда, диссидентства, поддержки власть имущих, псевдодемократических, а по существу антинародных и антипатриотических настроений. Это обусловлено и тем, что система материального производства требует высокой организованности, коллективности и упорядоченности действий, чувства локтя и поддержки, солидарности и высокого осознания общих обязанностей и общественного долга.
|
|
Второй отряд составляет медицинская интеллигенция: медицинский персонал высшего и среднего уровня. Она тоже связана с высокоорганизованным трудом, требующим большой ответственности, дисциплинированности и гуманистической ориентации. В силу специфики работы врачи, медсестры связаны со всеми слоями народа и группами населения, а посему хорошо знают проблемы, волнующие широкие народные массы. Среди медицинской интеллигенции тоже редко встречаются антинародные и антипатриотические настроения.
К медицинской непосредственно примыкает педагогическая интеллигенция: педагоги, учителя, преподаватели, воспитатели неех рангов, всех типов учебных заведений. Их деятельность гоже требует определенной организованности и дисциплины, но нарастают и тенденции индивидуального авторства, эгоистического новаторства, появляются претензии на «свободу педагогического творчества», подкрепляемые существованием элитарных классов, элитарных школ, элитарных вузов. Более того, в рядах педагогической интеллигенции эти элитарные заведения рассматривают как своеобразную «социальную базу» их свободы, независимости и возможности получения социальных льгот и преимуществ, позволяющих выделиться из общей массы педагогических работников. Все это - уже условие формирования эгоизма, элитарной психологии, аристократической морали и интеллектуальной избранности. На этой основе в высших эшелонах педагогической интеллигенции и складываются антинародные и антипатриотические настроения.
Педагогическая интеллигенция создает плацдарм для формирования научной интеллигенции с ее культом интеллектуального труда. А интеллектуальный труд обладает множеством признаков, которые способствуют усилению негативных качеств интеллигенции:
- он не может быть организован, нормирован, упорядочен, а значит, создаются возможности для анархической идеологии и психологии;
|
|
- он универсален, безразличен к стране проживания, к типу социальной системы, а значит, стимулирует антипатриотические взгляды;
- он элитарен по определению, а значит, подогревает антинародные настроения (народу наука не нужна и он ее не понимает).
Показательно и то, что негативные качества формируются прежде всего у тех представителей научной интеллигенции, которые связаны не с техническими, а с естественными и общественно-гуманитарными науками. Технические науки достаточно строги, определенны и практически ориентированы на систему и уровень отечественного производства. Занятие ими менее всего стимулирует возникновение антипатриотических или антинародных настроений. В естественных и общественно-гуманитарных науках много неопределенного, вариативного, конвенционального, авторского, что прежде всего способствует формированию психологии индивидуализма и элитарности. В свою очередь общение с иностранными коллегами, которые тоже пришли к тем же теоретическим выводам, закладывает основы космополитизма.
В художественной интеллигенции все названные выше негативные черты представлены в гипертрофированном виде: индивидуализм, богемность, анархизм, космополитизм, элитарность, «абстрактный гуманизм», апелляция не к своему народу и не к своей стране, а к человечеству. Этот отряд интеллигенции - хорошая питательная среда для диссидентства, аполитичности, для лозунгов «деполитизации», «деидеологизации». Аморфность ее мировоззрения, ее «мозаичная культура» тоже создают условия для проникновения концепций плюрализма и черт эклектики, что и заявлено открыто в современном постмодернизме как установке на вседозволенность. Какая уж тут зависимость от общества, от страны, от народа, от творческого метода, если так хочется «абсолютной свободы»! Все это прекрасно видно на примере идеологической травли В. Маяковского с его заявлением - «я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс» или М.Шолохова с его кредо - «мы пишем по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии».
Административная интеллигенция представлена чиновниками всех рангов и всех ветвей власти (законодательной, исполни тельной, судебной). Они сами власть и функция их - обслуживание власти, а не народа. Отрыв интеллигенции от народа здесь усиливается: к идеологическому и психологическому факторам добавляются политические и правовые. Стройное и глубокое мировоззрение здесь отсутствует. Возникает административно-правовой фетишизм: культ власти, воплощенной, материализованной в столе, бумаге, печати, документе, указе, регламенте. Именно этот смысл и вкладывается народом в понятие «бюрократ». Здесь тоже формируются такие качества, как элитарность, антинародность, психология строгой ранжированности и иерархичности, беспринципность, чинопочитание, угодничество. У административной интеллигенции «семь пятниц на неделе»: смена власти приводит ее к смене убеждений, образа жизни, манер, одежды, типа отдыха, модели автомобиля и т.д. Если В.И. Ленин писал, что «жить в обществе и не зависеть от него нельзя», то про административную интеллигенцию можно сказать: «Жить при власти и не зависеть от нее нельзя». Психология конформизма - ее важная черта. У нее нет ничего своего.
Особое место занимает «военная интеллигенция», но она разнородна не только по формированию (сегодня инженер - завтра офицер, сегодня врач - завтра военврач, сегодня экономист - завтра начпрод и пр.), но и по составу: в армии - врачи, педагоги, инженеры, юристы, администраторы, повара, художники и т. д., то есть все отряды интеллигенции. К тому же там действует всеобщий, всеобъединяющий Устав. Но армия из народа и для народа, в стране и для страны, поэтому в ней доминируют патриотические настроения: преданность народу и родине. Вот почему негативные социальные силы России прежде всего и хотят разрушить чувство патриотизма у военнослужащих.
Наконец, можно сказать о «религиозной интеллигенции»: священнослужители всех типов, связанные с утверждением и пропагандой духовно-религиозных ценностей. Она тоже разнородна по происхождению и по реакции на социальные процессы, хотя там, как и в армии, действуют общие предписания образа мыслей (канонические нормы) и образа жизни (традиция). Что касается православия, то оно исторически по природе своей является народным и патриотическим, что отличает его от католицизма и протестантизма. «Грех против Бога и преступление против человека», - так оценил патриарх Алексий II невыплату нашему народу зарплаты.
Бизнесмены и предприниматели
Эта новая проблема для социологической науки возникла в связи с постперестроечной ситуацией в России. Сами понятия «бизнес» или «предприниматель» в традиционные советские времена воспринимались однозначно отрицательно. Это было связано не только с идеологическими доктринами, отрицавшими всякую возможность частной инициативы, но и с объективными экономическими отношениями, в которых господствовала государственная собственность. Допущение в структуре экономики страны многообразия видов собственности: государственная, кооперативная, частная, индивидуально-трудовая, совместная и пр. - потребовало определения места новых социальных субъектов в структуре жизни общества. Заметим, что это относилось не только к сфере экономики, но и ко всем сферам общества: медицина, педагогика, управление, наука, физкультура и т.д.
Юридически была дозволена инициатива частного предпринимательства во всех сферах общества. Это способствовало раскрепощению организационно-хозяйственного потенциала граждан. Возникли специальные организации по поддержке, финансированию, по подготовке кадров и т.п. в сфере малого бизнеса и предпринимательства. Они многое сделали в этом отношении. В качестве примера сошлемся только на две организации, которые наиболее эффективно решали эти задачи в г. Н.Новгороде: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (ректор А.П. Егоршин) и Нижегородский Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов (ректор Г.В. Канаков). Они известны в стране и за рубежом.
Кого готовить в переходный период? Пока в литературе используются два базовых понятия - «бизнесмен» и «предприниматель».
Социологический анализ этой проблематики выводит на некоторые важные положения, которые не стали еще достоянием науки.
Прежде всего, необходимо определить само понятие «предпринимательство», «предпринимательская деятельность».
В литературе предпринимательство как историческое образование связывают чаще всего с собственностью (Г.К. Гинс). В XVII веке предпринимателем называли купца в отличие от финансиста. В XVIII веке предпринимателя стали отождествлять с работодателем, а позднее с капиталистом.
Под предпринимателем понимают «хозяина средств производства» (Лейтнер) как «руководителя, строящего дальновидные планы» (Зомбарт), как новатора, пионера (Шумпетер), как вождя, распорядителя (Гейссерман).
Вот основные качества, с которыми связывают понятие предпринимателя: хозяин, собственник, распорядитель, новатор; он обладает дальновидностью, предприимчивостью, оранизаторскими способностями.
Если последовательно выделять характерные, смыслообразующие признаки предпринимательства, то можно выстроить следующую логическую цепочку.
Во-первых, предприниматель - это предприимчивый, деятельный, активный, энергичный человек, т. е. «деятель». Поэтому собственник дома, не сдающий его в наем, собственник коллекции, не выставляющий ее за плату, держатель акций, вкладчик банка и т. п. не являются предпринимателями, потому что они не совершают предприимчивых, рискованных действий. Они пассивны. Но ведь и актер на сцене, и писатель за столом, и дворник на улице, и шофер такси не являются предпринимателями, хотя достаточно деятельны, активны. Следовательно, не всякий деятель является предпринимателем. Нужны дополнительные черты, хотя всякий предприниматель - это обязательно деятельный человек. Деятель - родовое понятие для предпринимателя.
Во-вторых, предприниматель организует дело, предприятие, которое призвано не просто производить какую-то продукцию (автомобили, одежду, книги...), а на основе этой продукции обеспечивать прибыль, доход. Писатель, издающий книги на гнои деньги не для прибыли, а для тиражирования своей продукции, не является предпринимателем. Дизайнер, производящий детские игрушки и раздающий их бесплатно детям, - не предприниматель. Предприниматель - тот, кто извлекает прибыль из своей или чужой деятельности. Но и это не все, потому что прибыль не является целью предпринимателя. Прибыль - это цель бизнесмена. Вот для бизнесмена достаточно двух признаков: деятельное извлечение прибыли. Почти все авторы как характерную черту предпринимателя называют его заботу об обществе, о стране, благотворительность, социальную озабоченность.
В-третьих, предприниматель и является тем бизнесменом, тем деятельно извлекающим прибыль человеком, который использует эту прибыль для социальных, общественных, благотворительных целей. Таким, скажем, был Савва Морозов: он не деятель и не бизнесмен, он - предприниматель. И здесь важно подчеркнуть, что предпринимательство и предприниматель «характеризуются не родом занятия, а поведением хозяйственного субъекта» (Ф. фон Хайек).
Как известно, такие предприниматели, как Э. Карнеги, Дж. Рокфеллер, Дж. Сорос, Г.Форд, а у нас С. Морозов, С. Мамонтов, братья Третьяковы, Бугров, Рукавишников, Башкиров и др. не замыкали свои интересы в границах прибыли, а развивали вторичную социально полезную деятельность: строили школы, больницы, театры, церкви, музеи, поддерживали науку, искусство, учреждали стипендии и премии и т. д.
Социальную функцию предпринимательства разные авторы рассматривают или как специфическую, первичную (М. Фрид-мен), или как вторичную, производную (А.И. Агеев).
Итак, три базовых понятия - «деятельность», «прибыль», «социальная функция» - необходимы для четкого представления о сущности предпринимательства, для разграничения трех субъектов: деятель, бизнесмен, предприниматель.
Совершенно очевидно, что бизнес-деятельность базируется на некоторой основополагающей деятельности (назовем ее -профессиональной), которая создает свои специфические для нее продукты: научные открытия, художественные произведения, технические изобретения, педагогические новации, медицинские процедуры и т.п. Профессиональный работник не думает о прибыли, об экономическом результате работы. Его цель -создать специфический для данной деятельности продукт:
книга, открытие, произведение, операция, грамотный ученик и пр. Это базис, фундамент для бизнесмена, который говорит, что эти п р о д у к т ымогут приносить прибылъ.
Открывается дорога бизнесу: деятельности по извлечению, получению прибыли из профессиональной деятельности. Вместо деятеля появляется бизнесмен. Бизнесмен, бизнес-деятельность - это понятия, связанные с экономическим, финансовым результатом. Очень важно понять и другое: бизнесменом может стать и сам деятель, когда он продукты своего труда начинает рассматривать не как конечное, не как цель, а как средство экономического обогащения. Писатель может написать книгу как книгу, но он может ее превратить в источник гонораров, финансового обогащения. Певец, композитор могут создать песню, но они могут превратить ее в «диски», «альбомы» - в средство обогащения. Ученый может создать научный продукт, но он может превратить его в патентноплаченный результат интеллектуального труда и т. д. и т. п. Бизнес - это деятельность по извлечению прибыли из профессиональной деятельности.
Однако среди бизнесменов на планете всегда были, есть и будут го, которые саму прибыль рассматривают не как индивидуаное достояние, не как личное богатство, а как социальное достижение, а значит, и как средство решения социально-гуманитарных задач. Так появляется предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприниматели: Демидовы и Строгановы, Морозовы и Третьяковы, Бугровы и Башкировы. Баташовы и Рукавишниковы и т. д. в России. А за рубежом та же тенденция. Про одного Г.Форда (по его книге «Моя жизнь») можно рассказывать сказки. Предприниматель не бизнесмен. Его цель - не прибыль, а народное благо, социальный эффект, процветание страны. Предпринимателей отождествляют с бизнесменами, потому что для них общее достижение максимальной прибыли. Но если для бизнесмена -это конечная цель его деятельности, то для предпринимателя -промежуточный результат: он свою прибыль расходует не только на себя, но и на благо народа, на благо страны. Конечные цели предпринимателя – социо-гуманитарные, социо-благотворительные, общественные: строительство школ и библиотек, церквей и музеев, приютов и вузов, театров и выставочных залов и т.д. и т. п.
Отсюда следуют многочисленные социальные выводы: - предприниматель заинтересован в профессиональнойдеятельности, потому что ее развитие служит основанием для получения прибыли;
- предприниматель заинтересован в увеличении прибылей, потому что это создает возможность для широкого финансированияпрофессиональной деятельности;
- предприниматель заинтересован в развитии бизнеса, потому что это обеспечивает увеличение прибыли;
- предприниматель заинтересован в стабильности в стране, потому что это обеспечивает устойчивость его деятельности;
- предприниматель заинтересован в привлечении на свою сторону максимального количества членов общества, потому что это обеспечивает его стабильное существование в стране и т.д.
Общий вывод: не бизнесмен, а именно предприниматель -гарантия стабильности общества в переходный период.