Социальная группа как объект социологического изучения.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.
Анализ внутренних связей в группе
1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.
2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях индивида это не сказывается.
3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы.
4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.
5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов
индивида.
6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид.
7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед представителями других конкурирующих групп.
(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).)
Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.
Социология изучает общество как систему взаимодействующих социальных субъектов с их потребностями, способностями, действиями, отношениями и институтами. Вся эта совокупность показателей объединяется общим понятием «социум». Социология ранее и определялась как общая теория социума. Социум имеет своих носителей - социальных субъектов. Ими являются самые различные по характеристикам представители общества: индивиды, лидеры, группы, профессии, классы, нации, этносы, банды, движения, партии, блоки, группировки, коллективы, сообщества и т. д. и т. п. Элементарным носителем социума является индивид, отдельный человек в той мере, в которой он включается в общественную жизнь, выполняет социальные функции, является активным или пассивным компонентом общественной жизни. При этом не имеет значения для социолога степень участия, степень активности, статус и роли индивида, ибо и простой покупатель, зритель, слушатель, читатель, потребитель материальной или духовной продукции все равно являются в широком смысле слова субъектами общественной жизни или уж в крайнем случае (диапазон богат) ее объектами, достойными для социологического исследования. Не лидеров, не гениев, не президентов, не выдающихся деятелей исследует социолог. Скорее наоборот: его интересуют массы, народ, группы, движения, рядовые члены и пр.
В общественной жизни индивиды, взаимодействуя в конкретных сферах, объединяются; совершается движение от индивида к общности. Эти общности, во-первых, объективно складываются в силу общей истории, общей этнической базы, общей хозяйственной жизни, общего языка, общей территории - возникают народности, национальности, этносы, нации.
Во-вторых, индивиды в ходе совместной жизни субъективно устанавливают союзы, объединения, организации, группы, общности: партии, блоки, движения, банды, фракции и т.д. Признаки, объединяющие индивидов в субъективно созданные сообщества, многообразны, и их даже трудно типологически назвать: это и зеленые, и бисексуалы, и анархисты, и филателисты, и «любители пива», и трезвенники, и иеговисты, и роккеры, и «сторонники Сахарова», и диссиденты и пр. и пр. Любой аспект социальной жизни может стать основанием объединения в социальную группу.
Принципиально выделение двух типов подобных интерсубъективных объединений, общностей:
Общности, возникающие по ряду параметров объективно, стихийно, независимо от сознания людей. Сюда относятся нации, народности, этносы, классы, профессии, специальности, сословия, страты, касты и пр. Их никто не создавал, представители их могут не знать о существовании друг друга (шофер в США не знает шофера в Финляндии, учитель в Японии не знаком с учителем в России, русский в Латвии не встречался с русским в Канаде и пр.), они не создают организаций, они не встречаются и т.п. -но все они составляют самим фактом своего бытия важные социальные общности, все они субъекты общественной жизни.
Общности, возникающие субъективно-сознательно, на основе отражения общих интересов и общего положения: партии, профессиональные союзы, движения, блоки, ассоциации и т.п. Все это институциональные общности в отличие от неинституциональных. Скажем, профессия «шофер» объединяет всех шоферов планеты неинституционально, а профсоюз шоферов - институционально. Общим является наличие общего социального статуса и общих социальных ролей. На базе общего бытия вырабатывается и общая психология, а на ее основе - и общая идеология индивидов: учителя всех стран имеют общие черты, врачи - общие, ученые - общие и т.д.
Постановка проблемы социальных субъектов (носителей, агентов, деятелей общественной жизни) открывает для социологии перспективу преодоления бессубъектного изложения истории. Как часто в литературе и общении мы пишем и говорим: власть решила, правительство приняло постановление, реакционные силы совершили переворот, историческое движение привело к революции и т.п. Всегда надо видеть за процессами, отношениями, деятельностями, движениями - людей, индивидов, группы, лидеров и других социальных субъектов.