Политология как самостоятельная сфера научного знания начинает формироваться в середине XIX века. Это было обусловлено, во-первых, развитием гражданского общества и демократии, вовлечением широких масс в политический процесс. Во-вторых, правоведение и социология уже не удовлетворяли познавательные потребности в сфере политического знания. У этих наук был свой предмет исследования, и политические проблемы они анализировали в русле своих исследовательских задач. В-третьих, к этому времени было накоплено достаточно много знания о собственно политических процессах. Эти знания нуждались в анализе не с правовой или социологической точки зрения, а с позиций исследования механизмов функционирования политической власти в обществе.
Политология - наука о политике.
Структура политического знания
В структуре политического знания выделяют:
- политическую теорию, которая исследует законы функционирования и развития политического процесса, политических систем, институтов;
|
|
- эмпирическую политологию которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценностные ориентации, популярность субъектов политики, политический имидж.
Методы исследования политики можно поделить на три группы: общетеоретические методы, общелогические методы, методы эмпирических исследований.
К общетеоретическим методам (подходам) относят следующие методы:
Институциональный метод ориентирован на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.
Нормативно-ценностный подход исследует политику с позиции должного, с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, ориентирует на разработку политического идеала и наилучшей формы правления.
Институциональный и нормативно-ценностный методы господствовали в политической науке до середины XX века.
Системный метод рассматривает политику как целостный, сложно-организованный, саморегулирующийся механизм, который находится в не-прерывном взаимодействии со средой. Системный подход был разработай и применен при анализе политики в 50-60-с гг. XX века американскими учеными Т. Парсонсом и Д. Истоном.
Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Функциональный подход к изучению политики широко ввел американский политолог Г. Алмонд.
Психологический подход ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальный качеств, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций в политике. Психологический метод широко использовали в своих исследованиях политики Г. Лебон, Н. Михайловский, С. Московичи, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Канетти, А. Адлер, Т. Адорно, Ж. Блондель.
|
|
Социологический подход предполагает выяснение социальной обусловленности политики, влияния на политическую систему социальной структуры и экономических отношений. Широко применяли социологические подходы в политологии такие крупнейшие политологи и социологи как К. Маркс, Г. Москва, В. Парето, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Михельс.
Общелогические методы присущи человеческому познанию в целом. Это анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение.
К эмпирическим методам относятся использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетирование, опрос; теория игр, которая широко применяется при принятии решений; наблюдение;
Функции политологии:
Аксиологическая (оценочная) функция - политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению.
Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического.
Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований.
Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического сведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.
Политику можно рассматривать следующим образом: а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности - политическая деятельность; в) тип социальных отношений.
Политика обладает сложной структурой:
- организационный компонент политики - это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;
- политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;
- содержательным компонентом политики являются политические ценности, цели, мотивы политической деятельности, политические проблемы, механизмы принятия решений. Этот содержательный компонент связан со сферой политической культуры, политического сознания и с политической деятельностью;
- политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;
- политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.