Методические рекомендации

Неправительственными организациями и движениями принято называть объединения граждан для достижения какой-либо общей социально значимой цели. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти. Это не означает, что они вообще игнорируют политические проблемы и действуют вне политики. Но они борются не за власть, а за изменения в поведении власти. Неправительственные объединения (НПО) возникают в ответ на ряд общественных потребностей:

Во-первых, это потребности в артикуляции и защите групповых интересов.

Во-вторых, это потребность в решении той или иной социальной проблемы. Поводом для их создания является обычно некое социальное неблагополучие, различные нерешенные вопросы, своего рода «горячие точки» общественной жизни.

В-третьих, это потребности в совместной, солидарной деятельности и общении людей (потребность в солидарности и общении являются базовыми потребностями личности)

НПО являются элементом гражданского общества и показателем раз-вития. Это объясняется тем, что именно НПО помогают гражданам вести партнерский диалог с властью, основанный на праве, в котором каждая из сторон связана взаимной ответственностью. В создании НПО можно выделить ряд стадий:

1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идет о возникновении определенного социального беспокойства по поводу той или иной нерешенной проблемы. Это может быть экологическая проблема, проблема дискриминации той или иной социальной группы и т. п. На этой стадии, как правило, появляется небольшая группа людей, которая способна уловить это недовольство и приступить к созданию объединения.

2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению. Они четко формулируют его цели, облекая в конкретные слова существовавшее прежде социальное беспокойство. На этой стадии создается более или менее четкая программа действий.

3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников неправительственного объединения. В тот момент пропаганда целей, разъяснение задач НПО выходят на первый план. Оно как бы заявляет о себе, привлекая внимание сочувствующих.

4. На стадии развернутой деятельности НПО занимается осуществлением своей программы. Апеллируя к общественности, оказывая влияние и даже давление на правительство, осуществляя различные политические акции, оно пытается решить ту социальную проблему, в связи с которой оно и возникло.

5. Стадия затухания деятельности наступает тогда, когда цели НПО либо осуществлены, либо оказались неосуществленными. Конечно, эту фразу можно отдалить сменой задач, форм работы, корректировкой цели, но исключить ее полностью обычно не удается. НПО может прекратить свое существование (иногда для того, чтобы возродиться через некоторое время на новой основе), либо бюрократизируется и переходит в качественно иное состояние.

Исходя из потребностей в создании НПО, можно выделить и их функции. К ним относятся:

1. Функция защиты и представительства интересов. С помощью общественных организаций и движений можно заявить государству об интересах тех или иных слоев населения. Организационно-оформленный и артикулированный интерес государству значительно труднее игнорировать, чем недовольство разобщенных граждан.

2. Функция объединения граждан. Общественные организации и движения помогают гражданину найти свою «социальную нишу», обрести сторонников и единомышленников. С их помощью гражданское общество постепенно приобретает четкую структуру.

3. Функция мобилизации действий по решению отдельных социальных проблем. НПО не только привлекают внимание общества к острым проблемам, но выдвигают свои варианты решения и предлагают свою деятельную помощь.

4. Функция обеспечения обратной связи между гражданами и властью. Через общественные организации и движения граждане могут заявить о своем согласии или несогласии с проводимой политикой, выразить протест или солидарность, поддержать или, напротив, саботировать те или иные политические решения. По деятельности НПО власть может судить о состоянии общественного мнения.

Прежде всего, уместно разделить общественные движения на политические и неполитические. К числу первых относятся те, которые преследуют явно политические цели (антивоенное движение, движение в защиту прав человека). Вторая группа представлена движениями, цели которых непосредственно с политикой не смыкаются (движение за возрождение па-мятников культуры, профессиональные объединения врачей, учителей и т. п.).

В зависимости от долговременных ориентаций общественные движения можно разделить на консервативные (выступают за сохранение сложившегося социального порядка), движения протеста (выступают резко против существующего порядка вещей, того или иного решения власти) и реформаторские движения (выступают за частичные изменения в решении тех или иных проблем, но в рамках существующей системы).

Общественные движения группируются также по социально-демографическим признакам. Так, в современной политической жизни действуют движения в защиту прав женщин, а также движения молодежи, пенсионеров и т. д. Разнятся между собой движения и по социальной принадлежности. В этой связи принято выделять рабочее, крестьянское движения, движение интеллигенции. Все они создаются с целью защиты интересов отдельных социальных слоев и добиваются улучшения их положения, повышения социального статуса, престижа и т. п.

НПО можно разделить и по профессиональному признаку. Все НПО можно, наконец, разделить по сферам деятельности:

- действующие в сфере экономики, (различные предпринимательские объединения),

- в социальной сфере (различного рода общества людей с ограниченными физическими возможностями),

- в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, различные кружки),

- в сфере просвещения (просветительские организации),

- в сфере культуры (объединения в защиту памятников культуры),

- в сфере религии, экологии и т. д.

Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личности. Под политической ролью понимается политическая функция, нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

Процесс политической социализации имеет сложный характер, в нем можно выделить две стороны; объективную и субъективную. Первая сторона связана с тем, что на личность всегда воздействует множество объективно существующих социальных факторов и само это влияние носит непреднамеренный характер. В качестве таковых факторов выступает вся совокупность существующих социально-экономических, политических и духовных отношений. Субъективная сторона политической социализации связана с сознательной, целенаправленной деятельностью общества по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения, воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества.

Первый этап совпадает с детским, отроческим и ранним юношеским периодами в жизни индивида, когда он в семье, группе ровесников, школе, юношеских организациях формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического, поведения.

Второй: этап политической социализация индивида связан с периодом его интенсивного обучения в различных учебных заведениях - от старших классов общеобразовательной школы до высшего учебного заведения. В это время формируется информационная сторона мировоззрения личности: существующая система социальных норм и ценностей трансформируется в ее внутренний мир, закладываются основы политической культуры.

Третий этап связан с активной социальной деятельностью индивида, когда он включается в работу государственных институтов и общественно-политических организаций, в подготовку и проведение всевозможных политических акций. В этот период происходит внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению, вытекающих из него обязанностей. Общим результатом данного этапа политической социализации индивида является превращение его в гражданина, т. е. в человека сознающего себя членом данного государства (политического сообщества), пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющего установленные законами обязанности. Только осознав себя гражданином, индивид начинает действовать как полноценный субъект политических отношений.

Наконец, четвертый этап политической социализации - вся после-дующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру. Итогом политической социализации является принятие и выполнение им одной или нескольких политических ролей.

Политическая деятельность охватывает любую политическую активность, проявляющуюся в сфере политики, - осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную.

Систематизации политического поведения:

1) по субъектам поведения - индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т. д.;

2) по психическим склонностям и состояниям - поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению;

3) по ситуационному контексту поведения - ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные;

4) по организационным формам и нормам поведения - организованные, стихийные, институциональные, неформальные;

5) по характеру отклоняющегося поведения - произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное;

6) по продолжительности поведения - единичный акт, явление или развивающийся процесс;

7) по остроте проявления поведения - борьба, протест, гнев, ненависть, бунт;

8) по степени целесообразности и успешности - функциональное, дисфункциональное, малоэффективное, конструктивное, деструктивное, дезинтегрирующее и т. п.

Под политическим участием принято понимать деятельность граждан, направленную на легитимацию, т. е. формирование институтов власти, определения содержания проводимой правящей группой политики и осуществление контроля за ее реализацией.

. Тема3.13. Многообразие форм политического поведения. Политическая социализация и культура. Итоговое обобщение.

Сущность политической культуры. Гражданская политическая культура. Многообразие форм политического поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: