Методические рекомендации

Понятие «права человека» возникло с возрожде­нием естественного права.

Суть идеи естественного права состоит в следующем: наряду с «писаным правом», состоящим из со­вокупности норм права, существует неписаное

интересов законопослушных граждан. моральное право, которое проистекает из самой сущности человека;

естественное право не всегда соответствует за­конодательству;

права человека составляют значительную его часть. Естественное право - это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Оно возникло задолго до возникновения государства. Реализация идей естественного права в законода­тельстве возможна с учетом следующих обстоятельств:

- реальных условий жизни, состояния экономи­ки, политики, правовой системы;

- интересов законопослушных граждан. Основные права и свободы человека не отчуждае­мы и принадлежат каждому от рождения.

Права человека - одно из существенных свойств гражданского общества, определяющее уровень его культуры и цивилизации. Правовое государство и права человека неотделимы.

Права человека носят всеобщий универсальный характер. Это выражается в том, что:

1) все люди, без какой-либо дискриминации, име­ют основные права и свободы;

2) все права человека универсальны вне зависи­мости от государственного строя или международно­го статуса страны;

3) права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

4) проблема прав человека - всеобщая.

Источники существования прав человека: сво­бодное гражданское общество, правовое государство, политический плюрализм.

Основополагающие принципы прав человека: гуманизм, свобода, равенство и равноправие

Принцип гуманизма.

Истоками гуманизма явилась идея о нравственной ценности человеческой жизни и личности, ее свобо­де и необходимости защиты ее достоинства, борьба за ее права. Сущность гуманизма - забота о человеке, признание его как личности, его право на свободу, неприкосновенность. В гуманистической концепции Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. уделяется внимание нравственности, добродетелям индивида. Государство должно употреблять власть лишь на благо членов общества.

Нравственные критерии политики и государ­ственности: общее благо, правовые начала, оптималь­ные формы устройства общественной жизни. Именно поэтому государство, признающее приоритет прав человека, опирающееся на принципы разделения властей и верховенство права, может быть оценено как правовое и нравственное.

Принцип свободы.

Главное для человека - свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой собственный жизненный путь, реали­зует свои интересы. В выдвижении свободы в каче­стве главного принципа жизнедеятельности человека заложен разрыв с прежним подходом к его взаимо­отношениям с государством, где он выступал в каче­стве подданного, призванного безропотно выполнять волю правителя, государства. Свобода превращает зависимого человека в гражданина, определяя новый характер взаимоотношений с государством. Новое понимание свободы неотделимо от прав человека, которые являются ограничителем всевластия госу­дарства. Без свободы невозможно «открытое обще­ство», признающее и соблюдающее права человека.

Принцип равенства и равноправия.

Свобода неотделима от равенства. Свобода и ра­венство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Декларация независимости 1776 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласили, что все люди рождаются и остаются свободными и рав­ными в правах. Провозглашение естественных и неотъемлемых прав человека невозможно без при­знания равенства всех людей перед законом.

Принцип правового общения между государством и личностью, заключенный в правах человека, изна­чально строился на нормах равенства перед законом и судом, отсутствии произвольных привилегий. Где нет принципа равенства, там нет права как такового.

Противоположностью принципа равенства являются «справедливость» уравниловки, требования привилегий, те или иные моральные, религиозные, мировоззрен­ческие, политические, национальные, экономические представления, интересы, требования. С точки зре­ния принципа правового равенства люди (со всем комплексом их различий и несмотря на эти разли­чия) равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права, в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению и приобретению всего.правовым способом и в право­вых пределах.

Обеспечение прав человека и осуществление прин­ципа равноправия зависит от равных возможностей гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества

Права человека и права гражданина –закрепляются в законодательстве.

Объем прав, входящих в единый правовой ста­тус, зависит от того, выступает индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Основные пра­ва и свободы можно разграничить на права и свобо­ды человека и 'права и свободы гражданина. В процессе определения различий между этими поня­тиями восстанавливаются те общечеловеческие цен­ности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человече­ства закрепивших равенство, свободу, право на счас­тье, - Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Впервые такое раз­граничение ввела французская Декларация.

Права человека - это субъективные права, выра­жающие реальные возможности индивида, зак­репленные в конституциях и законах. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, пола, религии и др. В гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореали­зации личности, обеспечения ее автономии и незави­симости от любого незаконного вмешательства. Статус гражданина вытекает из его особой право­вой связи с государством - института гражданства (ст. 10 Конституции Республики Беларусь).

Права гражданина охватывают сферу отноше­ний индивида с государством, в которой государ­ство призвано ограждать права индивида от незаконного вмешательства, активно содейство­вать их реализации и имеет право требовать от него поведения, соответствующего законодатель­ству.Все статьи раздела II Конституции Республики Бе­ларусь «Личность, общество, государство» последова­тельно различают права и свободы по указанному принципу.

Это нашло выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Применение таких формулировок подчеркивает при­знание указанных прав и свобод за любым челове­ком, находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от того, является он гражда­нином Республики Беларусь, иностранцем или ли­цом без гражданства.

Наряду с этим в статьях Конституции Республики Беларусь - 29, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 45, 47, 48 сформулированы права, принадлежащие только граж­данам Беларуси. Это: право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право собраний, митингов, демонстраций; право рав­ного доступа к государственной службе; право на участие в отправление правосудия; право на получе­ние, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности госу­дарственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и между­народной жизни, состоянии окружающей среды; право на социальное обеспечение; право на жилище и др.

В Конституции обозначены и обязанности, кото­рые несут только граждане Республики Беларусь -защита Республики Беларусь (ст. 57); обязанность принимать участие в финансировании государствен­ных расходов путем уплаты государственных нало­гов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

В этой связи следует обратить внимание на фор­мулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет пра­во на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том осно­вании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, кото­рый может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимо­действуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по от­ношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны нераз­рывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей деклара­ции прав человека провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах. Они на­делены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Таким образом, правовой статус человека и граж­данина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансирован­ных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, об­щества и государства.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам де­ятельности индивида. В соответствии со сферами его деятельности можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структу­ра вытекает из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов по правам че­ловека, и включает:

гражданские (личные) права,

политические права,

культурные права,

социальные и экономические права.

Права человека и интересы государства

Права человека и интересы государства взаимо­связаны. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации Конституцией Республики Беларусь про­возглашаются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед граж­данином за создание условий для свободного и дос­тойного развития личности. Права человека - это не дар государства. Государство обязано признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Роль государства - гаран­тировать их соблюдение. Гарантированность госу­дарственной защиты непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина. Поэтому соответствие правам и свободам человека -непременное условие законодательной деятельности, важнейшее требование, адресованное Конституцией органам законодательной власти. Оно призвано обес­печить верховенство прав и свобод человека.

Права человека выступают ограничителем всевла­стия государства, сфер его деятельности, препятстви­ем произволу. Права человека должны содействовать нравственному совершенствованию общества, форми­рованию солидарности, без которых невозможны преобразования и реформы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: