Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Право социального обеспечения» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России).
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности:
В области обеспечения реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
- обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- участие в подготовке нормативно-правовых актов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- составление юридических документов;
- консультирование по вопросам права граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите;
- выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, по социальной защите населения.
В области организационного обеспечения деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
- участие в поддержке баз данных в актуальном состоянии;
- использование информационно-компьютерных технологий в выявлении нуждающихся в социальной поддержке и защите;
- участие в организации и координации социальной работы.
Содержание обучения в Ростовском институте (филиале) ВГУЮ (РПА Минюста России) по дисциплине «Право социального обеспечения» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности:
- Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
- Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
Предполагаются устойчивые знания дисциплин «Теория государства и права», «Конституционное право», «Трудовое право», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Финансовое право».
Требуется тесная координация с дисциплинами «Экономика организации» и «Финансовое право».
Дисциплина изучается в 5-м семестре (по очной форме обучения) и в 5-8 семестрах (по заочной форме обучения).
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения программы учебной дисциплины «Право социального обеспечения» выпускник должен:
а) знать:
содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставления услуг;
понятия и виды трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), дополнительного материального обеспечения, других социальных выплат, условия их назначения, размеры и сроки;
правовое регулирование в области медико-социальной экспертизы;
основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;
основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы;
структуру трудовых пенсий;
понятие и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам;
государственные стандарты социального обслуживания;
порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат;
порядок формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
компьютерные программы по назначению пенсий, пособий, рассмотрению устных и письменных обращений граждан;
способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
основы психологии личности;
современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
б) уметь:
анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите, с использованием информационных справочно-правовых систем;
принимать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, необходимых для установления пенсий, пособий и других социальных выплат;
определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления;
определять право, размер и сроки назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала с использованием информационных справочно-правовых систем;
формировать пенсионные дела;
дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений;
пользоваться компьютерными программами назначения и выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат;
консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, используя информационные справочно-правовые системы;
запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах;
составлять проекты решений об отказе в назначении пенсий, пособий, компенсаций, материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты, в предоставлении услуг и других социальных выплат, используя информационные справочно-правовые системы;
осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом специального трудового стажа;
использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности;
информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
оказывать консультационную помощь гражданам по вопросам медико-социальной экспертизы;
объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения;
следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
в) владеть навыками:
анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
определения права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала;
формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;
пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;
определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения;
общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
публичного выступления и речевой аргументации позиции;
г) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
д) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Код | Требования | Результат освоения | Образовательная технология формирования компетенции | Средства и методы контроля |
Общекультурные компетенции | ||||
OK 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии | Знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии Уметь проявлять к ней устойчивый интерес | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Работа с наглядными пособиями Ролевая игра Самостоятельная работа Учебная практика | Защита выпускной квалификационной работы Кейс-задача Контрольная работа Коллективные решения творческих задач Отчет о прохождении практики Рабочая тетрадь Разноуровневые задачи и задания Творческое задание |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Знать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях Уметь принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Диспут Имитации Интервью Информационно-проблемная лекция Круглый стол Лекция – провокация Полемика Практическое занятие Разработка проекта Ролевая игра Самостоятельная работа Семинар | Кейс-задача Проект Публичная презентация Реферат Сообщение Собеседование Социальный проект Соревнование Стажировка Статья Творческое задание Эссе |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Знать круг профессиональных задач, профессионального и личностного развития Уметь осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Работа с наглядными пособиями Разработка проекта | Защита выпускной квалификационной работы Кейс-задача Отчет о прохождении практики Портфолио Проект Публичная презентация Собеседование Социальный проект Стажировка Тренажер Характеристика |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Знатьинформационную культуру Уметьосуществлять анализ и оценивать информацию сиспользованием информационных технологий | Брифинг Вебинар Видео-конференция Видео-лекция Виртуальная консультация Виртуальный тьюториал Интерактивная (проблемная) лекция Интервью Информационно-проблемная лекция НИРС Онлайн-семинар Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов Разработка проекта | Защита выпускной квалификационной работы Портфолио Проект Публичная презентация Реферат Сообщение Собеседование Социальный проект Статья Творческое задание Тренажер Эссе |
OK 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Знатьприемы и способы адаптации в профессиональной деятельности Уметь адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности | Анализ казусов Видео-конференция Дерево решений Дискуссия Диспут Круглый стол Лекция Лекция-пресс-конференция Моделирование производственных процессов и ситуаций Полемика Практическое занятие Ролевая игра Семинар | Кейс-задача Коллективные решения творческих задач Публичная презентация Собеседование Социальный проект Статья |
OK 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | Знатьнормы морали профессиональной этики и служебного этикета Уметьадаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности | Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса) Дебаты Дискуссия Диспут Интервью Круглый стол Обсуждение в группах Полемика Работа в малых группах Разработка проекта Ролевая игра Спарринг-партнерство Сократический диалог Тренинг | Кейс-задача Коллективные решения творческих задач Проект Публичная презентация Собеседование Социальный проект Соревнование Творческое задание |
OK 9 | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы | Знатьтехнологию профессиональной деятельности Уметьориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы | Научно-исследовательская практика НИРС Образовательная экспедиция Практическое занятие Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов Работа с наглядными пособиями Самостоятельная работа Шкала мнений | Защита выпускной квалификационной работы Кейс-задача Проект Публичная презентация Разноуровневые задачи и задания |
OK 11 | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения | Знатьделовой этикет, нормы и правила поведения Уметьсоблюдать деловой этикет и культуру общения | Аудиоматериалы Видео-конференция Видео-лекция Виртуальная консультация Виртуальный тьюториал Научно-исследовательская практика Образовательная экспедиция Онлайн-семинар Производственная практика Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов Разработка проекта Тренинг Учебная практика Экскурсия | Доклад Защита выпускной квалификационной работы Отчет о прохождении практики Портфолио Проект Публичная презентация Разноуровневые задачи и задания Собеседование Социальный проект Соревнование Стажировка Статья Творческое задание Эссе |
OK 12 | Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению | Знатьосновы коррупции Уметьпроявлять нетерпимость к коррупционному поведению | Делегирование полномочий Деловая игра Имитации Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Работа с наглядными пособиями Ролевая игра Учебная практика | Кейс-задача Контрольная работа Рабочая тетрадь Разноуровневые задачи и задания Творческое задание |
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | ||||
ПК 1.1. | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | Знатьнормативные правовые акты Уметьпрофессионально разъяснять нормативные правовые акты для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты | Научно-исследовательская практика НИРС Образовательная экспедиция Практическое занятие Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов Работа с наглядными пособиями Самостоятельная работа Шкала мнений | Защита выпускной квалификационной работы Кейс-задача Проект Публичная презентация Разноуровневые задачи и задания |
ПК 1.2. | Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | Знатьтеоретические вопросыпенсионного обеспечения и социальной защиты Уметь осуществлять прием граждан и оказывать помощь в разъяснении вопросов пенсионного обеспечения и социальной защиты | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Метод Сократа Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Ролевая игра Самостоятельная работа Тренинг Учебная практика | Публичная презентация Расчетно-графическая работа Разноуровневые задачи и задания Собеседование Сообщение Социальный проект Статья Творческое задание |
ПК 1.3. | Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите | Знатьдокументы, регламентирующие вопросы назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат Уметьвести документы для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Метод Сократа Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Ролевая игра Самостоятельная работа Тренинг Учебная практика | Защита выпускной квалификационной работы Проект Публичная презентация Расчетно-графическая работа Сообщение Социальный проект Статья Творческое задание |
ПК 1.4. | Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии | Знатьдокументы, регламентирующие вопросы назначения, перерасчета, перевода, индексации и корректировки пенсий, назначения пособий, компенсаций и других социальных выплат Уметьработать с перечисленными документами, используя информационно-компьютерные технологии | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Метод Сократа Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Ролевая игра Самостоятельная работа Тренинг Учебная практика | Расчетно-графическая работа Сообщение Социальный проект Статья Творческое задание |
ПК 1.5. | Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат | Знатьтребования к формированию и хранению дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат Уметь осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Метод Сократа Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Ролевая игра Самостоятельная работа Тренинг Учебная практика | Расчетно-графическая работа Сообщение Социальный проект Статья Творческое задание |
ПК 1.6. | Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | Знатьдокументы, регламентирующиевопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты Уметь консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты | Делегирование полномочий Деловая игра Дерево решений Имитации Метод Сократа Моделирование производственных процессов и ситуаций Образовательная экспедиция Практическое занятие Производственная практика Ролевая игра Самостоятельная работа Тренинг Учебная практика | Публичная презентация Расчетно-графическая работа Разноуровневые задачи и задания Собеседование Сообщение Социальный проект Статья Творческое задание |
Характеристика уровней освоения компетенции | ||
Уровни | Содержание | Проявления |
Минимальный | Обучающийся обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями | Обучающийся способен понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач |
Базовый | Обучающийся демонстрирует результаты на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности | Обучающийся способен анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях |
Продвинутый | Достигнутый уровень является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС. | Обучающийся способен использовать сведения из различных источников для успешного исследования и поиска решения в нестандартных практико-ориентированных ситуациях |