Задания

1. От приведённых глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?

Родиться – рождаться; зажигать – зажечь; произнести – произносить; удаваться – удаться; выслать – высылать; выдавать – выдать; сослать – ссылать; плавать – плыть; осуществлять – осуществить.

Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы.

Блистают – блещут; внимают – внемлют; капают – каплют; махают – машут; страдают – страждут; сыплют – сыпят; чтят – чтут.

4. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов.

Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.

5. Определите вид глагола, задав вопрос: что делать? или что сделать?; подберите парный по виду глагол; употребите оба члена видовой пары в одном предложении.

Рисовать, подойти, издать, вспомнить, купить, сидеть, атаковать.

6. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания.

7. Составьте небольшие диалоги, употребив в каждом следующие пары высказывания, опишите ситуации, в которых было бы возможно каждое из приведённых высказываний:

Не делай ошибок в диктанте! – Не сделай ошибок в диктанте!

Читайте книгу! – Прочитайте книгу! – Прочтите книгу!

Позвоните сейчас своим родителям. – Звоните сейчас своим родителям!

Я тоже его встречал. – Я тоже его встретил.

Я его уже поздравлял. – Я его уже поздравил.

8. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать – читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.

9. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения.

10. Составьте высказывания с различными оттенками побуждения (просьба, пожелание, разрешение, категорическое требование), используя известные вам способы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: