Научные отрасли

Так, прежде всего, на основании признания специфики объекта педагогических исследований правомерно обособление наиболее крупных структурных единиц педагогики - ее научных отраслей. Иными словами, отрасльпедагогической науки может возникнуть и развиваться в том случае, если объективная реальность отличается явной спецификой педагогической деятельности и требует особого рода исследовательских подходов, методов изучения и форм обобщения знаний.

Можно выделить и обозначить признаки научной отрасли:

1) особый объект действительности, в качестве которого выступает специфичный вид педагогической практики;

2) относительное отграничение предметной области научных исследований;

3) систематическая деятельность ученых, исследователей, объединенных в структуризованные научные сообщества (кафедры, лаборатории, институты, ассоциации и др.);

4) развивающаяся внутренняя, можно сказать, внутриотраслевая структура (за счет интеграции и дифференциации научных знаний и научно-исследовательской деятельности);

5) достаточно специфичный категориальный строй;

6) существование института подготовки специалистов-практиков (системы профессионального образования и повышения квалификации);

7) наличие «отраслевых» периодических изданий и учебной литературы.

На современном этапе развития педагогической науки ее отраслями признаются: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы, специальная (коррекционная) педагогика, социальная педагогика, военная педагогика, и др.

Каждая отрасль может существовать и развиваться относительно обособленно и независимо одна от другой, однако, будучи отраслями все же одной и той же науки, они, разумеется в своем становлении, существовании и развитии базируются на некотором едином общедисциплинарном корпусе научного знания, структурированном, в свою очередь, на дисциплины и разделы.

Развитая отрасль педагогической науки, фактически, воспроизводит структуру всей науки целиком, в ней (относительно ее научного объекта) могут существовать и развиваться все виды и формы научных структур: общеотраслевые разделы, научные дисциплины, научные направления, педагогические течения, научно-эмпирические и межнаучные интегративные области, а также совокупность научных школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: