double arrow

Научные основы организации производства

1.1. СУЩНОСТЬ КУРСА

«ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВАНА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ»

И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ.

Сущность курса «Организация производства на предприятиях отрасли» вытекает из понятия организации, которую можно определить следующим образом:

1) как «внутреннюю упорядоченность, согласованность и взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением»;

2) как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию между частями целого»;

3) как «объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил».

Таким образом, в самом общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство.

Представим понятие «организация» в виде структуры (рис.1).

Рис. 1. Структурное представление понятия «организация»

Организация рассматривается в статике как некоторое целостное образование, имеющее вполне определенную предназначенность (социальное, биологическое, техническое, физическое).

В динамике организация представляется в виде разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности либо вновь создаваемых, либо функционирующих объектов.

Эти процессы могут состоять из целенаправленных действий людей, и тогда об организации можно говорить как о функции управления. Применительно к производственным системам организацию можно рассматривать как единство структуры и содержания системы, её формы как юридического лица, с одной стороны, и процесса функционирования системы в соответствии с её миссией, например, с целью выпуска конкурентоспособного товара, с другой стороны. Такое понятие организации применительно к производственным системам полностью соответствует понятию организации производства.

Взаимосвязь курса «Организации производства» с другими дисциплинами. Определить взаимосвязь курса «Организация производства на предприятиях отрасли» с другими дисциплинами сложно. Чем меньше организация, тем более узким будет уровень специализации её подразделений и выше универсализм персонала.

Организация производства основана на двух направлениях, объединяющих стратегический менеджмент и производственный менеджмент.

К стратегическому менеджменту можно отнести: стратегический маркетинг, управление персоналом, инновационный менеджмент. На основе этих стратегических направлений с учетом специфики отрасли четко прослеживается взаимосвязь с курсами теоретической термодинамики, основ тепловой части электростанций, электрической части электрических станций, электрических сетей и систем, экономики предприятий и экономики энергетики, экономики отрасли, финансового менеджмента.

Как любая другая наука, «Организация производства» использует различные методы и основана на применении различных законов.

К методам, применяемым при изучении «Организация производства на предприятиях отрасли», можно отнести:

¾ системный подход;

¾ анализ и синтез;

¾ классификацию и кодирование;

¾ стратегическое и тактическое планирование;

¾ частности и обобщения.

Организация производства выполняет свою первую, системообразуюшую функцию, соединяя личные и вещественные факторы производства в единый производственный процесс.

Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они развиваются под влиянием производительных сил, но и сами оказывают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя рост производства, технический прогресс. Производственные отношения образуют сложную систему, вклю­чающую производственно-технические и социально-экономические отношения.

Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников процесса производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей.

Следующая функция организации производства ¾ установление между отдельными исполнителями и производственными подразделениями разнообразных связей, обеспечивающих совместную деятельность людей, участвующих в едином процессе производства.

Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Социально-экономические отношения являются важным элементом создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении наивысшей эффективности производства.

Организация производства реализует при этом свою третью функцию - создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы.

Наконец, можно выделить и четвертую функцию, которая призвана решать задачи создания условий для повышения уровня трудовой жизни работников, постоянного профессионального и социально-культурного саморазвития и самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.

Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении необходимых связей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

1.2. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАТИКЕ (СТРУКТУРАХ)

И ДИНАМИКЕ (ПРОЦЕССАХ).

Организация производства, как и любая другая наука, опирается на определенную группу законов и соответствующих им закономерностей. Положения этой науки базируются на экономических законах, законах отдельных технических и естественных наук (например, кибернетики, теории систем, теории управления). Вместе с тем она опирается на собственные законы и только ей присущие закономерности.

Закон – это отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, то есть всеприродный, и частный, специфический характер, отражать определенные количественные и качественные связи.

Применительно к производственным системам рассматривается сущность и механизм действия следующих законов:

1. Закон композиции. Данный закон отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера. Из этого определения следует, что в производственных системах имеет место проблема определения общей цели, проблема многих целей, проблема согласования целей.

2. Закон пропорциональности. В общем смысле данный закон отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, т.е. их соразмерность, соответствие или зависимость.

При использовании слова «пропорциональность» в значении «соотношение» имеются в виду определенные количественные соотношения между частями целого. Соблюдение определенных соотношений позволяет говорить о соразмерности, о правильных пропорциях и соответствии между ними.

При использовании слова «пропорциональность» в значении «соразмерность», имеются в виду, например, трудозатраты, соразмерные заработку.

При использовании слова «пропорциональность» в значении «соответствие» имеется в виду соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в каком-нибудь соотношении. Например, поступить в соответствии с Уставом, социальное равенство.

При использовании слова «пропорциональность» в значении «зависимость» имеется в виду связанность явлений, их обусловленность, т.е. изменение одного компонента при изменении другого. Как следствие из этого закона, вытекает понятие «гармонии» и «диспропорции». Гармония выражает определенные пропорции в вещах, процессах и явлениях. Организация стремится к соблюдению гармонии. Несоблюдение, несоответствие между частями и элементами целого, называемое диспропорцией, снижает эффективность организации и способствует её разрушению.

Важнейшими методами обеспечения пропорциональности являются балансовые методы, методы оптимизации и сетевые методы. Сознательная реализация законов композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования принципов планирования, координации и полноты выполнения функций управления и производства.

3. Закон наименьших. Данный закон свидетельствует о том, что суммарная устойчивость комплексов по отношению к данной среде есть сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям. Иными словами, структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью.

Исходя из этого закона можно определить, что логическая цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из его звеньев не выдерживает критики, оказывается недостаточно аргументированным. К сожалению, качество работы системы как совокупность взаимосвязанных отделов определяется качеством работы неквалифицированного отдела.

4. Закон онтогенеза. Данный закон предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

В менеджменте постоянно существует проблема исследования структуры этапов жизненного цикла различных объектов, динамики их качественных, стоимостных и временных параметров.

5. Закон синергии. Данный закон заключается в том, что сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств каждого из его элементов в отдельности. При системном подходе к определению закона синергии можно утверждать, что сумма свойств системы не равна сумме свойств её компонентов. При хорошей организованности системы сумма её свойств должна превышать сумму свойств её компонентов. При плохой организованности ¾ наоборот. При проявлении закона синергии можно определить возникновение дополнительного синергического эффекта.

Факторы появления синергического эффекта:

1) рациональное планирование и организация производственных процессов;

2) проведение стратегических, маркетинговых исследований;

3) дополнительное изучение психологического портрета личности и его потребности;

Указанные факторы позволяют осуществлять контроль и стимулирование труда и обеспечивать целенаправленное взаимодействие работников.

6. Закон информированности - упорядоченности. Этот закон устанавливает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Чем больше качественной информации, тем устойчивее организация.

7. Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации и дифференциации с одной стороны дополняются противоположными процессами, т.е. соединения, кооперации и интеграции.

8. Закон самосохранения. Согласно этому закону, любая организационная система стремится сохранить себя как целостное образование, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Важнейшим условием сохранения является обеспечение ее равновесного функционирования. Функционирующая организация стремится к достижению равновесия с помощью стабильного кадрового состава, поддержанию уровня производственных и финансовых запасов. С развитием организации связана проблема динамического равновесия, т.е. равновесия с изменением структуры под воздействием внешних или внутренних факторов. Важнейшим аспектом равновесия, связанным с выживанием предприятия, является устойчивость его функционирования.

Устойчивость может быть по отношению к структуре системы или же функциям, определяющим её существование. Различают также устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода её из равновесия; и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию или виток развития.

Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются. Одним из критериев самосохранения системы является её умение или способность адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды.

Различают следующие виды адаптаций систем:

¾ кратковременную и долговременную;

¾ структурную в статике и функциональную в динамике;

¾ активную и пассивную.

Одним из важнейших факторов самосохранения системы является умение преодолевать препятствия, которые подразделяются на расхождения и противоречия, т.е. конфликты.

Расхождение - это разрыв между тем, какой видит себя организация и тем, что она представляет собой в действительности. Расхождения бывают пяти видов:

1) по поводу целей организации;

2) по поводу средств их достижения;

3) относительно методов менеджмента;

4) относительно факторов внутренней среды (слабости и силы);

5) относительно факторов внешней среды (угроз и возможностей).

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречия с интересами другой стороны. С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют:

¾ конфликт целей;

¾ конфликт взглядов;

¾ производственный конфликт и др.

На основе вышесказанного можно сделать ряд выводов, характеризующих механизм действия закона самосохранения:

- самосохранение есть выживание системы через поддержание её целостности, состояние подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования её потенциала;

- самосохранение непосредственно связано с адаптацией системы;

- необходимым условием самосохранения выступает развитие организации.

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА,

ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Энергетическое хозяйство любого государства представляет собой комплекс взаимосвязанных и непрерывно развивающихся систем, состоящих из энергетических объектов, предназначенных для обеспечения его экономики топливом, электрической энергией, теплом, сжатым и кондиционированным воздухом, кислородом, водой.

Наиболее крупными системами, выделенными в отдельные отрасли промышленности, являются электроэнергетическая, газоснабжающая, нефтеснабжающая и углеснабжающая. Остальные производственные системы входят в состав других отраслей в экономике государства. Энергетическое хозяйство неразрывно связано с другими отраслями промышленности, транспортом, сельским хозяйством и коммунально-бытовым обслуживанием. Эти связи обусловлены практическим совпадением во времени процессов производства, передачи и потребления электрической энергии и тепла. Отсутствие возможности запасать энергию в промышленных масштабах приводит к необходимости создания резервов генерирующих мощностей и топлива на тепловых электростанциях, воды на гидростанциях. Энергетическое хозяйство можно рассматривать как энергетическую цепь от энергоресурсов до потребителей энергии включительно. Изменение в одном звене цепи может повлиять на остальные. Поэтому изучение каждого звена энергетического хозяйства должно проводиться не изолированно, а с учетом влияния рассматриваемых изменений.

Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, обладает рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью национального хозяйства, поскольку пронизывает все его сферы. Энергетика, как и все хозяйство нашей страны, пока еще робко вступает в рыночные отношения, именно поэтому организация энергетического хозяйства на предприятии является актуальной и важнейшей темой для подробного рассмотрения.

Об экономике энергетики впервые было упомянуто в начале XX в. В трудах известного ученого Г.М. Кржижановского, сформулировавшего основные понятия об энергетике как о единой, неразрывной энергетической цепочке от природного энергетического ресурса до потребления топлива и энергии включительно. Именно эта концепция легла в основу понятия «Топливно-энергетический комплекс». Такой комплексный системотехнический подход определяет основные положения и особенности экономики энергетики, которая всегда была экономикой топливно-энергетического комплекса с акцентом на самую развитую и сложную его часть - электроэнергетику.

Приведем пример производственной структуры энергокомпании, которая представляет собой совокупность и взаимосвязь основных производственных, вспомогательных и обслуживающих предприятий, цехов, складов и других элементов производственной базы (рис. 2).

Экономическая эффективность любого технологического решения определяется с учетом изменений во всех взаимосвязанных уровнях энергетического хозяйства. Например: подача природного газа в доменные печи, уменьшает потребность в коксе, а, следовательно, в добыче угля. В то же время увеличивается потребность в кислороде, а для его получения необходима электроэнергия и, следовательно, дополнительное строительство электростанций и линий электропередач.

Исследования взаимосвязи между энергетикой и технологией производственных процессов позволяет выявить возможности совершенствования производственных процессов в промышленности.

Характерной особенностью развития энергетики является комплексный подход к нахождению оптимального состояния электрификации, теплофикации, газификации и раскрытия взаимосвязи между энергетикой и технологией производственных процессов.

Рис. 2. Производственная структура энергетической компании

Важность оптимизационной техники экономических расчетов особенно велика в связи с широкой взаимозаменяемостью отдельных энергетических установок и сравнительно высокой капиталоемкостью. Например: для производства электроэнергии могут быть использованы конденсационные электростанции (КЭС), теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), атомные электростанции (АЭС), гидроэлектростанции (ГЭС).

Для производства тепловой энергии используются ТЭЦ и котельные. На станциях этого вида и котельных используются агрегаты различных типов, работающие на разных параметрах пара и использующие различные виды топлива. Многовариантность имеет место и на стадии транспорта энергии.

Высокая капиталоемкость энергетики подтверждается тем, что на энергетическое хозяйство приходится около 1/3 всех капитальных вложений в экономику России. При этом численность работающих в энергетики составляет примерно 1/5 часть всех работников, занятых в общественном производстве. Это объясняется высокой степенью автоматизации производственных процессов.

Основным потребителем энергетических ресурсов является промышленность, она расходует около 50% всего добываемого в стране топлива, около 55% вырабатываемого тепла и около 70% вырабатываемой электроэнергии. Энергетическое хозяйство промышленности включает в себя:

¾ собственно-энергетические установки (ТЭЦ, котельные, компрессорные и кислородные станции, утилизационные и холодильные установки, система водоснабжения);

¾ энергетические части многочисленных технологических установок;

¾ энергетические части комбинированных энерготехнологических установок, производящих технологическую и энергетическую продукцию.

Капитальные затраты в энергетическое хозяйство промышленных предприятий составляют от 25 до 60 % от общих капиталовложений в эти предприятия. При этом энергетическая составляющая издержек производства промышленной продукции также высока и составляет от 25 до 40 %.

Характерной особенностью энергетического хозяйства промышленности является наличие в нем разнообразных установок, использующих не только первичные, но и побочные, вторичные энергоресурсы. Характеристика использования различных видов энергоносителей может быть представлена системой нижеследующих показателей, относящихся к отрасли и предприятию.

Энерговооруженность труда:

β эн.в.=ΣВ/nср.; тут/год /чел, где ΣВ – полное годовое потребление топлива и всех видов энергии в пересчете на топливо, тут/год.

nср – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за год, чел.

Электровооруженность труда:

β эл.в э=ΣЭ/ nср.; кВт·ч/год /чел,

где. ΣЭ – суммарное, годовое потребление электроэнергии. кВт·ч/год.

Механовооруженность труда:

β мв м=ΣNм/ nср.; кВт/ чел, где. ΣNм – суммарная установленная мощность двигателей всех видов; кВт.

Энергоемкость основных производственных фондов:

β эн.ф.=ΣВ/Косн ср; тут/год /руб;

где К осн ср. – средняя за год стоимость основных производственных фондов.

Электроемкость основных производственных фондов:

β эл.ф =ΣЭ/Косн ср; кВт·ч/год/ руб.

Энергоемкость продукции:

β эн.п=ΣВ/V; тут/руб; тут/ед.прод, где V – годовой объем продукции в натуральном, условном или стоимостном выражении.

Электроёмкость продукции:

β эл.п=ΣЭ/V; кВт·ч /руб; кВт·ч /ед.прод.

Теплоемкость продукции:

βт.п=ΣQ/V; ГДж /руб; ГДж /ед.прод.

Показатели теплоемкости продукции некоторых отраслей промышленности:

¾ химическая промышленность: β т.п = 30,6 ГДж /1000руб;

¾ машиностроение: β т.п = 10,0 ГДж /1000руб;

¾ легкая промышленность: β т.п = 3,3 ГДж /1000руб.

1.4. промышленное предприятие

как объект организации

Предприятие ¾ основное звено народного хозяйства. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и находится в ведении РФ [10].

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются гражданские и юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, должны иметь самостоятельный баланс (смету).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Промышленное предприятие ¾ промышленная коммерческая организация, которая является основным (первичным) звеном народного хозяйства. Именно здесь происходит соединение рабочей силы со средствами производства, создаются материальные ценности. От результатов деятельности предприятий зависят экономическое положение государства, уровень жизни его граждан.

Организационно-правовые формы предприятий определяют законодательные акты соответствующего государства. Для Российской Федерации это Гражданский кодекс РФ (Часть I), принятый Госдумой 21 декабря 1994 г., который определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, устанавливает организационные формы предприятий и особенности их деятельности.

Предприятие и его цели. Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Главная цель предприятия ¾ получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативом, государственных и муниципальных унитарных предприятий. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные предприятия.

- хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Формы хозяйственных товариществ бывают: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество) [10].

Существуют формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

- производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанные на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов.

- унитарными (государственные и муниципальные) предприятиями признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Реализация целей и задач предприятий и объединений происходит в процессе их организации и функционирования по трем направлениям: производственное, организационно-хозяйственное и социально-экономическое.

В производственном отношении промышленное предприятие представляет собой комплекс подразделений, работа всех частей которого строго скоординирована на принципах научной организации и управления производством.

В организационно-хозяйственном отношении предприятие является самостоятельной хозяйственной единицей, наделенной правами юридического лица и располагающей необходимым для производственной деятельности имуществом - собственным или переданным ему во владение собственником имущества.

Социально-экономическая сторона характеризуется тем, что на предприятии обеспечивается единство социальных и экономических интересов трудового коллектива, его отдельных членов и собственника имущества. Социальная функция предприятия заключается в улучшении условий труда, жизни и здоровья членов трудового коллектива и всемерном развитии творческих способностей работающих.

Эти стороны деятельности предприятия определяют содержание и особенности организации промышленных предприятий. Предприятие - это производственная система. Как объект организации предприятие выступает в качестве производственной системы, которая представляет собой совокупность элементов и связей между ними.

1.5. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации, которая обеспечивает как внутренние потребности народного хозяйства и населения в электроэнергии, так и ее экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. Отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное удовлетворение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии.

Электроэнергетика бывшего СССР целенаправленно создавалась как централизовано управляемая единая электроэнергетическая система (ЕЭС), обеспечивающая благодаря специфике производства и перераспределения электроэнергии значительный, так называемый эффект «экономии от масштаба».

Управление электроэнергетикой страны до 1991 г. происходило в условиях монополии государственной собственности. Все электростанции и линии электропередачи строились за счет средств государственного бюджета. Осуществление капитальных вложений не было непосредственно связано с результатами хозяйственной деятельности предприятий электроэнергетики, а непроизводительные расходы отдельных предприятий покрывались путем перераспределения доходов внутри самой отрасли или даже между отраслями. Технико-экономическое обоснование целесообразности капитальных вложений в строительство энергетических объектов осуществлялось по критерию минимальных народнохозяйственных затрат. Именно такой подход в условиях государственного регулирования энергоснабжения страны не допускал лишних непроизводительных затрат. При этом каждая крупная электростанция строилась таким образом, чтобы обеспечивать электроэнергией территорию, охватывающую несколько смежных регионов. При проектировании и строительстве линий электропередачи (ЛЭП) учитывались все имеющиеся на территории СССР генерирующие мощности, а в каждом отдельном регионе ЛЭП строились не только исходя из его потребностей, но и с позиции достижения наибольшей системной эффективности. Территориальное размещение генерирующих источников определялось не столько обеспеченностью регионов инвестициями, сколько близостью топливной базы, наличием гидроресурсов, строительных мощностей и т.д.

Управление отраслью осуществлялось через вертикаль «Министерство ¾ предприятие» и находилось в ведении Министерства энергетики и электрификации СССР. Эффективность функционирования единой энергетической системы обеспечивалась через механизмы планирования и контроля производственных и экономических показателей, ценового регулирования на основе установления прейскурантных цен на электрическую и тепловую энергию.

К началу 90-х гг. в стране успешно работала крупнейшая в мире энергетическая система, обладающая значительной надежностью своего функционирования. В странах бывшего СЭВ успешно действовала единая межгосударственная система энергообеспечения «Мир».

Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, наметившиеся в 80-е гг. и получившие развитие в последующий период, не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала повышаться энергоемкость экономики, произошло резкое падение объемов инвестиций с одновременным снижением эффективности работы отдельных секторов отрасли.

Основой электроэнергетики являются тепловые электростанции, в перспективе до 2020 г. доля ТЭС останется на уровне 66-67 %, однако основная часть – более 80 % - основного оборудования ТЭС (котлы, турбины, генераторы) была введена в эксплуатацию в период с 1960 по 1985 гг. и к настоящему времени уже отработала от 20 до 45 лет (рис. 3), что выдвигает в число ключевых проблем современной электроэнергетики старение энергооборудования. Износ основных средств в отрасли стремительно растет, и к 2005 г. половина электростанций, 30 % всех трансформаторов, 40 % воздушных выключателей и 35 % линий электропередачи исчерпали свой нормативный ресурс [6].

Начиная с 2005 г., происходит нарастание объемов выработавшего парковый ресурс турбинного оборудования (рис. 4). Так, к 2020 г. 144 млн кВт (50 % от установленной мощности) действующего в настоящее время оборудования ТЭС и ГЭС выработает свой парковый ресурс.

Рис. 3. Возрастная структура действующего

генерирующего оборудования на ТЭС России [6]

Рис. 4. Износ турбинного оборудования на ТЭС России [6]

Россия является страной, покрывающей основную часть своего энергопотребления за счет использования невозобновляемого органического топлива. На тепловых электростанциях Единой энергосистемы России в 2000 г. было выработано 534,6 млрд кВт.ч, или 62 %, всего объема производства. Доля ГЭС как основных возобновляемых источников электроэнергии составила в общей выработке 19 %, АЭС –

15 %.

Вывод из эксплуатации вырабатывающего парковый ресурс турбинного оборудования в условиях прогнозируемого роста спроса на электроэнергию и мощность привел к образованию дефицита мощности в размере 70 ГВт на уровне 2005 г. (30 % от потребности в мощности), который к 2010 г. составит 124 ГВт (50 % от потребности в мощности) и к 2020 г. – 211 ГВт (75 % от потребности в мощности).

Столь высокая концентрация выработки электроэнергии на станциях, работающих на органическом топливе, предопределила необходимость проведения реформ в топливной промышленности. Они должны быть направлены как на снятие ограничений по топливоснабжению электроэнергетики, так и на адекватное отражение реальных затрат на добычу и транспорт топлива в тарифах на топливо, направляемое на сжигание в электростанциях.

Нерешенность указанных проблем может привести к замедлению экономического роста. Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без изменения сложившейся системы экономических отношений и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики.

Обеспечение потребности в генерирующей мощности возможно осуществить за счет следующих основных мероприятий: продление срока эксплуатации действующих ГЭС, АЭС и значительного количества ТЭС с заменой только основных узлов и деталей; достройка объектов, находящихся в высокой степени готовности; сооружение новых объектов в дефицитных регионах; техническое перевооружение ТЭС, достигших предельного срока службы с заменой оборудования на аналогичное новое; техническое перевооружение ТЭС с использованием новых перспективных технических решений.

По совокупности факторов, наиболее эффективным по сравнению с продлением эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего оборудования является ввод нового технически прогрессивного оборудования, которое обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива, особенно при использовании парогазовых технологий. Однако к ее реализации можно будет приступить только в том случае, если будут созданы условия для направления широкомасштабных внешних инвестиций в электроэнергетику и отечественное энергомашиностроение.

В условиях недостатка инвестиций на новое строительство основным источником покрытия дефицита генерирующих мощностей будет продление срока службы действующего оборудования за счет сохранения работоспособности оборудования после достижения им паркового ресурса, что переводит задачу управления ресурсом оборудования электростанций на качественно новый уровень.

В нынешнем своем состоянии они с трудом обеспечивают энергоснабжение страны, под вопросом оказывается энергообеспечение промышленного роста. На протяжении многих лет электроэнергетика была донором всей экономики и постоянно попадала «в ножницы» - опережающий рост цен на первичные энергоносители и хронические неплатежи на розничном рынке вследствие «неотключаемости» многочисленных групп потребителей. За счет энергетики решались и макроэкономические задачи ¾ сдерживалась инфляция.

Следует, правда, отметить, что к данным о заявленном сроке эксплуатации оборудования нужно подходить с осторожностью. Согласно официальной статистике, 60 % электростанций, представляющих примерно 50 % мощностей, должны были бы уже остановиться. Но они работают. Этому есть два объяснения. Во-первых, номинальный срок эксплуатации предполагает полную загрузку. Таким образом, если у электростанции номинальный срок эксплуатации 25 лет, то это значит, что она должна работать в течение всего этого времени без перерыва. Если станция работает меньше, то срок ее эксплуатации увеличивается. Во-вторых, в России сложилась такая система проведения профилактических работ, что каждые пять лет генераторы проходят капитальный ремонт, при котором заменяются многие их детали. Это тоже удлиняет срок эксплуатации генераторов.

Вторая, уже давно назревшая проблема российской электроэнергетики, - моральный износа оборудования, повышение эффективности использования природного газа, доля которого в структуре сжигаемого на электростанциях топлива превышает 60 %. Практически все российские энергетические установки, работающие на природном газе, построены по паротурбинному циклу. При производстве электроэнергии их к.п.д. равен 38-39 %, а при совместном производстве электроэнергии и тепла - 42-46 %. Применение при сжигании природного газа паротурбинной технологии для производства электроэнергии устарело и признается неэффективным во всех развитых странах. Современные же технологии получения электроэнергии, построенные на парогазовом цикле, позволяют увеличить к.п.д. при производстве только электроэнергии до 53-55 %, а при производстве электроэнергии и тепла к.п.д. можно довести до 65-75 %. В холдинге РАО ЕЭС работает более 600 тыс. человек, т.е. больше, чем до перестройки; в пересчете же на мегаватты установленной мощности это превышает соответствующий удельный показатель в энергетике развитых стран в 5-8 раз, что связано как с включением персонала инфраструктурных служб в состав энергосистем, так и с низкой степенью автоматизации отрасли. Еще один острый вопрос: во многих энергосистемах нет измерительных приборов потребления тепла и регулирования его расхода у потребителей, т.е. современных систем коммерческого учета электроэнергии, что приводит к его перерасходу и повышенным утечкам в теплосетях (потерям).

Третья проблема - в отрасли крайне неэффективна система регулирования цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводят к тарифному дисбалансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений, что делает их экономически необоснованными и наносит ущерб как интересам отраслевых компаний, так и интересам потребителей. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики. Промышленность в России, дотируемая за счет энергетики, тратит энергии на рубль продукции примерно в два с половиной раза больше, чем в США, и в 5-7 раз больше, чем в европейских странах. В рамках нынешней системы регулирования цен в случае снижения издержек действует принцип «инициатива наказуема», когда регулирующая комиссия наказывает «отличившихся», назначая более низкий тариф на следующий период регулирования.

Одной из причин неблагополучного положения электроэнергетической отрасли является поспешная и зачастую непродуманная приватизация, проведенная в 1992 г. Следствием этой приватизации стало ослабление государственного влияния на производственно-финансовую деятельность отрасли, ограничивающееся лишь тарифным регулированием. Серьезное беспокойство вызывает потеря взаимосвязи электроэнергетики с научной, проектной и производственной инфраструктурой, обеспечивающей разработку и изготовление сложного электроэнергетического оборудования, проектирование и строительство новых электростанций, а также создание научного задела, без которого невозможно сохранение и развитие отрасли.

Крупнейшим монополистом в электроэнергетике был Холдинг РАО «ЕЭС России», выступавший одновременно как крупнейший производитель энергии и организатор функционирования ФОРЭМ. Он имел возможность создавать более благоприятные условия для собственных электростанций, не допускать на оптовый рынок те региональные энергосистемы, которые не вошли в состав РАО, и через контрольный пакет акций непосредственно влиять на региональные АО-энерго, лоббируя собственные интересы.

Серьезным тормозом для повышения эффективности деятельности электроэнергетической отрасли является наличие своеобразного правового вакуума, образовавшегося после отказа от административно-командных методов управления, отсутствие федерального и регионального правового регулирования, приводящего к возникновению проблем и острых разногласий внутри электроэнергетического комплекса.

Функционирование самостоятельных энергопроизводителей в новых экономических условиях, возникновение и развитие конкурентных отношений между ними предопределяют необходимость проведения структурной перестройки отрасли, которая призвана обеспечить успешную и стабильную ее работу.

Реструктуризация РАО «ЕЭС России» предусматривала, прежде всего, разукрупнение для формирования независимых производителей энергии. При этом конечная цель ее проведения сводилась к созданию конкурентного рынка на всей территории Российской Федерации. Именно на этой основе предполагалось добиться сначала стабилизации уровня затрат на энергоресурсы, а затем их снижения. Предложенный подход был классическим с точки зрения формирования конкурентного рынка, однако, он в полной мере не учитывал некоторые специфические региональные аспекты функционирования отечественной экономики. В связи с этим РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование.

Необходимо учитывать, что развитие конкурентного рынка на региональном уровне не может повторять и копировать меры, принятые для решения проблем РАО «ЕЭС России». Объясняется это, прежде всего, ограниченным количеством энергопроизводящих предприятий, сориентированных на первоочередное удовлетворение нужд определенных потребителей и отличающихся друг от друга лишь техническими условиями работы.

В рыночной экономике, отличающейся динамизмом и неопределенностью, в действие вступают принципиально другие экономические отношения и интеллектуальные модели принятия решений менеджментом. В результате энергетические компании с традиционными для отечественной электроэнергетики системами управления сталкиваются с беспрецедентно сложными задачами. Такие вопросы, как обновление основных фондов, ценообразование, топливоснабжение, технические нововведения, уже невозможно эффективно решать привычными методами. В энергокомпании возникает необходимость в организации новых сфер деятельности: маркетинга, инвестиционного и финансового менеджмента, управления персоналом, работы с общественностью.

Назрела потребность в широко образованных и компетентных управленческих кадрах с качественно новыми для отечественной электроэнергетики ценностными ориентациями: на самостоятельность в принятии решений, предприимчивость, умение рисковать, ставить и реализовывать стратегические цели и задачи, связанные с адаптацией энергокомпании к изменениям рыночной внешней среды.

Российская электроэнергетика переживает кризис, который является следствием, прежде всего, критического износа основных фондов, низкого технико-экономического уровня систем электро- и теплоснабжения, серьезных перебоев в топливоснабжении электростанций. Это происходит на фоне нестабильного финансового положения региональных энергокомпаний, дезорганизации инвестиционных процессов и неэффективного регулирования цен на электро- и теплоэнергию. В результате электроэнергетика не способна обеспечить необходимые темпы экономического роста и техническое перевооружение промышленности, которое должно осуществляться преимущественно на основе повышения уровня электрификации, т.е. внедрения прогрессивных, как правило, электроемких технологий. Более того, все чаще нарушения, возникающие в энергоснабжении народного хозяйства, представляют непосредственную угрозу для нормальной жизнедеятельности общества.

В такой ситуации, конечно, необходимы экстренные антикризисные меры, предполагающие прямое государственное вмешательство. Однако они смогут лишь нейтрализовать наиболее тяжелые последствия кризиса на какое-то время, но кардинально решить проблему не в состоянии: энергетический кризис перейдет в скрытую форму с неизбежными рецидивами в будущем. Сложившаяся в энергосистеме ситуация требует поиска путей ее разрешения.

Выход из создавшегося положения – это проведение реформирования электроэнергетики с проведением преобразований в ее организационной структуре, в ее экономическом механизме и в системе общественного регулирования.

Рассмотрим более детально ситуацию в энергетическом комплексе Республики Татарстан с позиции органов регионального управления. В соответствии с распоряжением Правительства республики с привлечением заинтересованных министерств, ведомств, промышленных предприятий, а также научных организаций впервые в Татарстане разработан проект комплексной Программы развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан до 2020 г.

Основой для разработки программы стали нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, в т.ч. Программа социально-экономического развития Татарстана, республиканские Программы развития нефтегазохимического комплекса, энергоресурсоэффективности, исследования по основным направлениям научно-технического прогресса в топливно-энергетическом комплексе.

Целью Программы является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения республики.

Основными задачами Программы являются: 1) обеспечение устойчивого развития республиканской минерально-сырьевой базы; 2) повышение эффективности энергетического сектора экономики; 3) качественное и полное обеспечение населения и отраслей экономики республики энергоресурсами по доступным и, вместе с тем, стимулирующим энергосбережение тарифам; 4) снижение удельных затрат в производстве и использования энергоресурсов; 5) диверсификация используемых в республике видов топлива и энергии; 6) минимизация техногенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.

В Программе уделено значительное внимание развитию одной из важнейших отраслей экономики республики - энергетике. Основным производителем тепловой и электрической энергии в настоящее время является «Татэнерго».

В связи со стабилизацией социально ¾ экономической ситуации, увеличением объемов производства в последние годы наблюдается рост потребления электрической и тепловой энергии. При этом опережающими темпами растет объем потребления электрической энергии. В дальнейшем прогнозируется рост потребления электрической энергии к 2020 г. на 55 %-65 %. Республиканское потребление полностью обеспечивается «Татэнерго». Кроме того предполагается, что к 2020 г. «Татэнерго» станет крупным экспортером электрической энергии на федеральный оптовый рынок. Очень важно, что «Татэнерго» уже в 2006 г. стала участником оптового рынка и объем продаж в этом году составит 500 млн кВт.ч.

Потребление тепловой энергии также имеет тенденцию к увеличению. Планируемый рост в 2020 г. – до 19 %. Основными поставщиками тепловой энергии являются «Татэнерго» и предприятия тепловых сетей.

Для выполнения поставленных программой задач суммарная мощность вновь введенных энергетических мощностей на тепловых электростанциях в Республике Татарстан до 2020 г. должна составить не менее 2 тыс. МВт. При этом будут проводиться работы по выводу из эксплуатации устаревшего отработавшего срок эксплуатации и неэффективного оборудования. Уже сегодня в «Татэнерго» введены 50 МВт новых мощностей на базе газотурбинных установок, реализуется проект модернизации на Нижнекамской ТЭЦ мощностей в объеме 75 МВт, и Заинской ГРЭС – 200 МВт.

Развитие энергосистемы предусматривает оптимизацию уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС не позднее 2010 г., что эквивалентно вводу мощностей в объеме 740 МВт. При этом дополнительная выработка электроэнергии составит 1,4 млрд кВт.ч. в год. Это позволит поддерживать конкурентоспособность энергосистемы Республики Татарстан на федеральном оптовом рынке. Кроме того, экономия топлива за счет замещения выработки на тепловых электростанциях составит около полмиллиарда кубических метров природного газа, а также уменьшение роста выбросов вредных веществ в объеме 24 тыс. тонн в год.

В Программе определено, что основными направлениями развития систем теплоснабжения республики должно стать оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных систем отопления. Автономные системы теплоснабжения экономически оправданы в небольших населенных пунктах с малоэтажной застройкой и некоторых городских районах с объективно дорогим подключением к централизованным тепловым сетям. В зоне, где есть централизованное теплоснабжение, Программа предусматривает подключение к нему максимального числа потребителей. Это позволит довести централизацию теплоснабжения, учитывающую максимальное использование комбинированной выработки, доведя его до 95 %.

В программе учтены возможности использования нетрадиционных источников энергии. Следует отметить, что в республике имеется потенциал для развития альтернативных источников энергии с использованием местных, также вторичных ресурсов. В их числе отходы деревообработки и животноводческих хозяйств, детандерные установки, получение биоэтанола и биодизеля при переработке рапса, возможность строительства малых гидроэлектростанций, ветроустановок, электростанций на местных углях.

Несмотря на сложившиеся экономические условия в России, где альтернативная энергетика на сегодня не является привлекательной для бизнеса, поскольку удельные затраты на создание альтернативных энергетических мощностей и соответствующие тарифы на электрическую энергию превышают традиционную энергетику в 5-7 раз, в перспективе роль альтернативной энергетики будет возрастать. И конкурентные преимущества получит тот, кто будет готов к ее масштабному использованию. В связи с этим перед нами стоит задача разработки республиканской программы «Развитие и использование альтернативных энергоисточников в Республике Татарстан». Министерство экономики и промышленности приступило к этой работе. Прежде всего, приоритет видится в развитии проектов на стыке энергетики и экологии, которые можно осуществить в рамках реализации Киотского протокола.

Долгосрочные перспективы роста экономики и качества жизни граждан Республики Татарстан предопределяют увеличение спроса на энергетические ресурсы. Ориентация экономики республики на энергоемкий рост угрожает, с одной стороны, потерей конкурентоспособности производственного сектора, а с другой стороны, спрос на топливно- энергетические ресурсы может быть не обеспечен предложением. В этих условиях особое значение приобретает реализация государственной республиканской политики в сфере управления спросом на топливно-энергетические ресурсы и энергоэффективности.

Для реализации задачи повышения эффективности экономики и конкурентоспособности товарной продукции была принята и успешно реализована Республиканская Программа энергосбережения, основным итогом которой стало снижение энергоемкости валового регионального продукта республики на 28 %. Дальнейшая перестройка структуры экономики в сторону высокотехнологичных и менее энергоемких производств, технологические меры экономии энергии должны позволить снизить энергоемкость валового регионального продукта на 45 %-55 % к 2020 г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляет собой энергетическое хозяйство страны?

2. Каков состав энергетической цепи и внешние связи энергетики?

3. В чем сущность закона «композиции» и «пропорциональности», «самосохранения» и «единства анализа и синтеза»?

4. Понятие «организация».

5. Фазы жизненного цикла организации.

6. Состав и особенности энергохозяйства промышленности.

7. Что собой представляет промышленное предприятие и его цели?

8. Организационно-правовые формы организаций.

9. Понятие «энергетическое хозяйство» любого государства.

10. Состояние и предпосылки для реформирования энергосистемы России.

11. Показатели использования различных видов энергоносителей.

12. Энергоемкость и электроемкость продукции.

13. Теплоемкость продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: