Обобщая теперь анализ сущности и признаков основных структурных элементов педагогики, можно представить обзор оснований, по которым происходит обособление тех или иных структурных элементов в процессе развития науки (См. таблицу).
Структурный элемент науки | Основание для обособления | Примеры |
Отрасли науки (частные науки) | Объект изучения - специфическая педагогическая реальность, особый вид педагогической практики (деятельности) | Дошкольная педагогика Педагогика школы Коррекционная педагогика Военная педагогика Педагогика профессионального образования, Социальная педагогика Инженерная педагогика Педагогика детского движения Внешкольная педагогика (педагогика дополнительного образования) и др. |
Внутринаучные дисциплины | Предмет исследований - закономерности соответствующих процессов и педагогических явлений | Общепедагогические: Педагогическое науковедение, Методология педагогики (науки), История педагогики, Отраслевые (например, в педагогике школы): Методики обучения Школоведение Теория школьного управления и т.д. |
Разделы научных дисциплин | Форма или уровень научных знаний | Теория (дидактика) История Методология практики Теоретическая педагогика Практическая педагогика и т.п. |
Научные направления | Категория, определяющая исследовательский подход | Педагогическая аксиология, Педагогическая праксеология Педагогическое проектирование, и др. |
Научные течения | Идея-принцип | Педагогика социального творчества, Педагогика общей заботы, Педагогика сотрудничества, Педагогика успеха, Педагогика ненасилия, Вальдорфская педагогика и др. |
Научные области (интегративные, междисциплинарные, инструментально-прикладные) | Подход-проблема (проблемная область) | Психопедагогика (психологическая педагогика), Нейропедагогика, Музейная педагогика, Педагогическая социология Педагогическая валеология Педагогическая антропология Эдукология? и др. |
Научные школы | Исследовательская программа | Теория и практика воспитательных систем (научная школа Л.И.Новиковой, Москва) и др. |
***
|
|
Современный этап развития педагогической науки характеризуется усилением процессов дифференциации и интеграции, следствием которых и является возникновение новых научных областей, направлений и других элементов в ее структуре. Однако обретение соответствующего научного статуса тем или иным структурным формированием в определенной мере зависит от его наименования, выполняющего знаковую функцию и играющего роль своеобразной «визитной карточки». Поэтому, предлагая наименование развиваемой (развивающейся) научной области (отрасли, дисциплины) важно учитывать в какой ряд уже существующих наименований оно должно встать, чтобы не нарушить строй науки. В этой связи, например, нельзя признать удачным наименование «профессиональная педагогика» (А.П.Беляева) для обозначения отрасли педагогики. Во-первых, оно выглядит неоднозначным по смыслу - вне контекста не ясно, что оно обозначает: науку о профессиональной педагогической деятельности или науку о профессиональном образовании. Во-вторых, оно «выпадает» из ряда наименований других отраслей педагогической науки, т.к. в нем фактически не обозначается специфический объект науки.
|
|
Кроме того, следует заметить, что так называемые «междисциплинарные» области возникают не просто «на стыке» разных наук, они все же зарождаются как бы «в лоне» одной из них, что отражается в их наименовании (например: «философия образования», «социология образования»), а также, часто и в преобладании научно-исследовательского инструментария (терминологии, подходов, методов исследования и др.) прежде всего этой самой «донорской» - или можно сказать, «материнской» - науки, от которой «отпочковывается» новая междисциплинарная (интегративная) научная область. В этой связи вопрос о включении такой научной области в структуру одной из наук решается неоднозначно. В частности: такая научная область как философия образования должна входить в структуру педагогики или все же философии? А «социология образования» (С.Г.Вершловский) или «социология воспитания» (А.В.Мудрик) принадлежат социологии или педагогике? Во всяком случае, предложенные наименования этих научных областей указывают на решение поставленного вопроса не в пользу педагогики.