Наука как система знаний

ВЕРА – это, что не требует доказательств. Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена). Вера – субъективная уверенность в правильности догадки, гипотезы – обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве.Знание и вера основ­ные, взаимосвязанные друг с другом способы деятельности человеческого разума, где знание означает фиксированную систему суж­дений о мире, а вера это убеждённость, не требующая доказательств. Если знание объективиру­ется в представлениях, теориях, продуктах труда и подлежит различным видам анализа, характеризу­ется рефлексивностью, логической обоснованностью, возможностью проверки, оценки, то вера характе­ризуется в понятиях достоверности, убежденности, возможности. В различных философских и рели­гиозных концепциях отношения знание и веры имеют раз­ные интерпретации: от теории «двух истин» (У. Ок­кам, Ф. Бэкон) до целостного понимания опыта знания и веры (Вл. Соловьев).

ВИДЫ ВНЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ: 1) ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное – предварительная база научного; 3) паранаучное – не­совместимое с имеющимся познавательным стандар­том; 4) лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание – основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное – утопич­ное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное – спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).

ВИДЫ ЗНАНИЯ – определённые системы идеального отражения действительности. Различают следующие виды знания: 1) знание-умение, т.е. знание о том, как можно что-либо сделать; 2) знание-ознакомление – это способность человека распознавать какой-либо объект на основе аналогии; 3) знание-информация – знание, которое характеризует наличие у предметов определенных свойств, связей, закономерностей. К научным знаниям относятся только знания третьего вида.

ВНЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, фи­лософское, религиозное, художественно-образное, иг­ровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мис­тику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Это знание претендует на статус науки, но таковым не является. Оно часто использует научную терминологию, но в действительности несовместимо с наукой. Выделяют следующие виды вненаучных знаний: 1) ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное – предварительная база научного; 3) паранаучное – не­совместимое с имеющимся познавательным стандар­том; 4) лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание – основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное – утопич­ное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное – спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.). Возникнув в эпоху поздней античности и получив развитие в средние века, оно не исчезло в настоящее время, несмотря на развитие и распространение научных знаний. Этому явлению есть как гносеологические, так и социальные причины. Несмотря на рост научного знания, существует еще много «белых пятен», которые наука не в силах объяснить. Это порождает вненаучные толкования. С другой стороны, социальные кризисы способствуют росту оккультного знания. В переломные эпохи, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному. Возрождается вера в колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, спиритизм. Так было в годы кризиса, порожденного первой мировой войной, когда возникли «теория психотрансмутации» Г.Ю. Гаджиева, антропософия Р. Штейнера, теософия Е.П. Блаватской и др. учения. Не все эзотерические знания равноценны и равнозначны. Некоторые паранаучные теории содержали в себе полезные сведения (в поисках «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро средневековыми исследователями были обнаружены реальные свойства металлов, что способствовало в дальнейшем формированию химии как науки). В 60-е годы XX столетия во время кризиса в странах Запада оказались модными эзотерические учения. Кризис в нашей стране, порожденный перестроечными процессами, создал духовный вакуум, который быстро заполнился «учениями» далекими от науки. Даже телевидение стало пропагандировать экстрасенсов и других целителей.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности его объективным прообразам. 3аблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпиричес­кие и теоретические, иллюзии, утопии, ошибки (ло­гические, фактические), религиозные, философские (эмпиризм, софистика, эклектика, догматизм, реля­тивизм, схоластика) и т.п. 3аблуждение – это необходимый мо­мент движения к истине. 3аблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в чьих-то коры­стных интересах, а также от ошибки – результата не­правильного действия индивида в любой сфере дея­тельности.

ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет.Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо какого-либо определённого смысла. Знаком также называют конкретный случай использования такого соглашения для передачи знания и информации. Знак может быть составным, то есть состоять из нескольких других знаков.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание сознания, которое получено чело­веком в ходе активного отражения, идеального вос­произведения объективных закономерных связей и от­ношений реального мира. Термин знания обычно употреб­ляется в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые, базируются на осведомленно­сти, как что-либо сделать, осуществить; б) любая по­знавательно значимая информация; в) особая позна­вательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии и эпистемологии.

ЗНАЧЕНИЕ – это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака; ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения, которая отражает функцию знака представлять и выражать содержание знания, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. неразумное) – знание, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему. Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуи­ция, воля, а также ано­мальные явления, которые характеризуются парадоксальностью и не подчинённостью законам логики.

ЛИЧНОСТНОЕ (НЕЯВНОЕ) ЗНАНИЕ – компо­ненты научного знания, явля­ющиеся предпосылками мышления, которые не­возможно полностью выразить в языке в виде четких формулировок (навыки восприятия, исполь­зования языка науки, методы экспериментирования, практические умения, ценностные ориентации). Концепцию личностного знания разработал в XX в. английский ученый и философ М. Полани, который определил их как знания, которые передаются путем непосредственной демонстрации образцов научной деятельности и ее продуктов (напр. нет чётких рецеп­тов построения аксиом, хотя су­ществуют соответствующие аксиомы).

МНЕНИЕ – недостоверные, не вполне определенные образы реальности, которые выступают заменителем, суррогатом знания. Во мнении выражены не столько объективные свойства объекта, сколько состояние сознания субъекта, его точка зрения, во многом сформированная предрассудками, давлением среды и так называемыми внешними обстоятельствами. Проблема различения знания и мнение стала исходным пунктом становления гносеологии в античности.

ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное в повседневной жизни, которое обладает следующими особенностями: 1) субъектом знания являются широкие массы людей, а его объектом – явления жизненного опыта и трудовой деятельности; 2) в каче­стве методов выступает непосредственная жизненная практика; 3) содержание знания не проникает в сущ­ность; 4) знание выражается естественным языком и опи­сывает практические действия человека.

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. тайный) – совокупность учений, признающих существование в мире тайных сил и сущностей, недоступных научному познанию. Последователи оккультизма разрабатывают способы описания этих сущностей и пути взаимодействия с ними. Их изыскания претендуют на своего рода теоретичность. Элементы оккультного миропонимания были в Древнем Египте, Вавилоне. Систематическое изложение оккультизма. впервые было представлено в герметической философии (период позднего эллинизма). Сам термин оккультизм впервые был употреблен в сочинении Агриппы Неттесхеймского «О сокровенной философии» (1533). В новейшее время оккультизм представлен теософией Е. Блаватской, антропософией Р. Штейнера, а также различными паранаучными учениями.

ПАРАНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за необычными явлениями, которые наука пока еще не может объяснить, но своей таинственностью эти явления всегда привлекали внимание. Среди паранормальных явлений различают экстрасенсорное восприятие, разделяющееся на: телепатию (обмен информацией между двумя и более особями паранормальным способом, т.е. не прибегая к непосредственным физическим приемам), ясновидение (способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и пр.), психокинез (способность воздействовать на внешние предметы без непосредственного участия моторной деятельности, другими словами, перемещать предметы нефизическим способом). Сейчас делается попытка исследовать эти паранормальные явления средствами науки.

ПРОБЛЕМА – знание о незнании; осознанная формулировка воп­росов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа дви­жения познания): постановку вопросов и их решение.

СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле.

ЯЗЫК – это система знаков для оформления знаний, имеющих значение и смыслы. Знак – это и есть слово, за­меняющее и представляющее объект. Значение знака – содержание, закрепившееся за ним. Смысл знака – то значение, которое он приобретает в данной ситуации и при данных условиях. Например, слово «дождь» само по себе является знаком, представляющим определенное явление. Его значение – осадки, выпадающие с неба. Смыслы этого знака различны: моросящий дождик, ливень и т.п. Кроме того, смысл может быть связан с эмоциональным отношением человека к происходящему. Так, в зависимости от ситуации слово «дождь» может выражать радость, огорчение или безразличие. Перевод знаний в языковую форму придает результатам мышления общечеловеческий, межличностный харак­тер.Язык выполняет две основные функ­ции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством об­щения (коммуникативная). Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Естественные языки формируются са­мопроизвольно в ходе развития человечества (русский, французский, китайский и др.). Искусственные языки создаются людьми для определенных целей (азбука Морзе, математические символы, языки программирования и др.). Основные функции языка: познавательная (средство развития познания) и коммуникативная (средство общения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: