Глава 7. Применение общетеоретических положений в судебной статистике

В теории государства и права статистический метод является частно-научным методом исследования, в связи с чем анализ данных судебной статистики является одним из научных методов исследования судебного производства и судебной практики. Наличие в распоряжении исследователя информативной и заведомо достоверной статистической базы обеспечивает научность проводимых исследований.

Метод массового статистического наблюдения применительно к судебной статистике означает, что только путем изучения большого количества судебных документов (судебных актов, учетных документов) можно установить объективные закономерности в правоприменительной деятельности судов и судимости. Статистическое наблюдение в судебной статистике осуществляется, как правило, с использованием сплошного учета на утвержденных документах первичного учета.

При помощи сводки и группировки в судебной статистике можно дать систематизированное представление о структуре и результатах рассмотрения дел в различных судебных инстанциях и по видам производства.

Формы статистической отчетности, утверждаемые Судебным департаментом при Верховном Суде РФ для судов общей юрисдикции и Высшим Арбитражным Судом РФ для системы арбитражных судов, по сути дела, являются программами сводки значений первичного статистического учета и отражают потребности в данных по определенным статистическим показателям. При этом значения статистических показателей в формах сгруппированы определенным образом. Например, группировки дел в показателях по срокам нахождения в производстве, группировки-классификации по отдельным составам УК РФ, видам судебного производства, категориям дел и т.п.

Статистическое наблюдение, в том числе в форме статистической отчетности, можно классифицировать в зависимости от ее статуса и уровня на государственную и ведомственную, федеральную и региональную. В законодательстве используются как равнозначные понятия "государственная статистическая отчетность"*(10) и "государственное статистическое наблюдение"*(11), "федеральное государственное статистическое наблюдение"*(12). Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ определяет понятие "федеральное статистическое наблюдение" как сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета. В ст. 2 указанного закона определена совокупность взаимосвязанных понятий: "официальный статистический учет" - деятельность, направленная на проведение федеральных статистических наблюдений, "субъекты официального статистического учета" - федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации, "официальная статистическая информация" - сводная агрегированная документирования информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов Российской Федерации, "административные данные" - документированная информация, используемая при формировании официальной статистической информации, "первичные статистические данные" - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения.

Статистическую отчетность судов, формируемую на основе данных документов первичного статистического учета (в терминологии закона - административных данных), нельзя назвать неофициальной, и по остальным определениям понятие "судебная статистика" может быть отнесена к федеральному статистическому наблюдению.

Однако в ст. 5 закона понятие официального статистического учета ограничивается объемом федерального плана статистических работ, утверждаемого правительством. Формально, пока в этот план не включаются формы отчетности для судебной системы, то нормы указанного закона не регулируют вопросы ведения судебной статистики в судебной системе. В указанный план статистических работ также в настоящее время не включены и формы отчетности, утверждаемые другими правоохранительными ведомствами. Таким образом, положения закона регулируют только отношения органов государственной статистики и респондентов, обязанных представлять статистические и административные данные в соответствии с нормативными актами Федеральной службы государственной статистики (Росстатом)*(13).

Судебная статистика судов общей юрисдикции и арбитражных судов имеет статус федерального ведомственного статистического наблюдения. Формы первичного учета и отчетности утверждаются органами, уполномоченными осуществлять ведение статистики (Судебным департаментом при Верховном Суде РФ для судов общей юрисдикции и Высшим Арбитражным Судом для системы арбитражных судов). Сбор статистической информации осуществляется на федеральном уровне, формирование утвержденной отчетности является обязательным для всех судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" "органы государственной власти обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов". В связи с тем что правовое поле закона не охватывает системы правоохранительных и судебных органов, нормативно-правовая основа взаимоотношений Росстата с такими органами не определена законом, то на сегодняшний день Росстатом для получения статистической информации об их деятельности подписываются соглашения об обмене статистической информацией или же интересующая информация представляется по запросам.

Безусловно, для ведения статистики, независимо от ее статуса, требуется соблюдение принципов статистического учета, предусмотренных ст. 4 указанного закона:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации и по муниципальным образованиям;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Приказом Росстата от 16 апреля 2008 г. утвержден формуляр-образец формы федерального статистического наблюдения, который предусматривает обязательную структуру статистического отчета, состоящую из трех частей: заголовочной, содержательной и оформительской, в пределах которых располагается шесть зон.

В заголовочной части указывается гриф статистического наблюдения, наименование формы, период, за который или дата, на которую предоставляется статистическая информация. С левой стороны под наименованием формы располагается адресная часть (кто, кому и в какие сроки представляет форму). Далее указывается наименование отчитывающейся организации и при необходимости ее код. Указанные реквизиты располагаются на титульном листе (лицевой стороне).

Содержательная часть представляет собой статистические таблицы - разделы формы, которые имеют заголовки, показатели располагаются в подлежащем и сказуемом, которые нумеруются.

Далее содержится зона подписей с реквизитами (должность, фамилия, имя и отчество подписывающего форму лица, номер контактного телефона и дата составления документа).

В последней зоне размещаются указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, являющиеся неотъемлемой частью формы, или может даваться ссылка на нормативный правовой акт, которым установлен порядок заполнения формы.

Этих правил также придерживаются при разработке форм отчетности ведомственного статистического наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: