Специфика гуманизма в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) теоцентрическая мировоззренческая ориентация в европейской культуре сменяется антропоцентрической, системообразующим принципом в философии и этике провозглашается гуманизм. Однако ренессансная интерпретация этой идеи отличается, как от христианского гуманизма, так и от современных представлений о гуманности. Гуманизм эпохи Возрождения предполагал, что:

· человек должен самовыражаться в творчестве, что делает его подобным Богу-Творцу;

· человек в моральном поведении должен руководствоваться разумом, что делает его подобным Богу – высшему Разуму;

· с помощью разума человек может сам обосновать нравственные ценности и нести ответственность за моральный смысл своей деятельности;

· мораль регулирует поведение человека среди людей, а не отношения человека и Бога;

· задача личности состоит в максимальном выражении своей человеческой сущности, таким образом, гуманизм трактуется как принцип отношения человека к самому себе, своим творческим способностям;

· гуманизм по отношению к другому человеку заключается в признании его разумности, творческих способностей, его человеческого достоинства.

Принцип гуманизма в эпоху Возрождения был основой освобождения человеческой личности, предпосылкой становления ее моральной автономии. Однако специфическая интерпретация гуманизма стала также предпосылкой некоторой разнузданности нравов.

Тема 1.3. Этические учения Нового времени

Предпосылками этики Нового времени (17-19 вв.) были:

· становление капиталистических товарно-денежных отношений и формирование класса свободных предпринимателей, что придавало этике буржуазные черты;

· становление математического естествознания, методы которого были перенесены в сферу гуманитарных наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: