Этика гуманизма. Поиск человеческого в человеке проходит красной нитью через всю историю этики

Поиск человеческого в человеке проходит красной нитью через всю историю этики. На рубеже XIX-ХХ вв. три русских писателя выразили свои думы о человеке как субъекте морали. «В душе человека дьявол с Богом борются», – подвел итог нравственным исканиям Достоевский. «Счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить друг друга», – подтвердил мысль апостола Павла Толстой. «Человек – это звучит гордо!» – в своем афоризме выразил идею гуманизма Возрождения Горький.

В ХХ в. с наибольшей полнотой суть гуманизма сформулировал Альберт Швейцер (1875–1965), по-своему осмыслив древнеиндийскую заповедь ахимсы. «Благоговение перед жизнью» – вот моральная максима, достойная человека, и последующие новые идеи в этике стали развитием этой максимы. Такова этика ненасилия, сформулированная Махатмой Ганди (1869–1949) и в настоящее время развиваемая во многих странах: в Германии – Х. Госс-Мейер, в России – А. А. Гусейновым. Этика любви в ХХ в. последовательно развивалась Эрихом Фроммом в трудах «Душа человека» и «Искусство любви». Андре Глюксман (1937) развил концепцию «негативного гуманизма», рассматривая проблему личности в условиях постоянной угрозы войны и тоталитаризма. Лишь уклонение от борьбы и конфликта позволяет реализовать идеал гуманизма, но обрекает человека на одиночество. Наконец, этики космическая и экологическая подчеркнули необходимость практических действий в глобальных масштабах.

Говоря о перспективах этики гуманизма, необходимо подчеркнуть, что в декабре 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, ратифицированная уже всеми государствами – членами ООН (а их более 200!). На ее основе вносились изменения в существующие конституции, а Конституция Российской Федерации включает основополагающие принципы Декларации. Права человека, равные для каждого живущего на Земле, включают основные свободы, требуют в каждом уважать личность.

Впервые принципы этики гуманизма получили международное признание и законодательное закрепление. В известном смысле слова это можно рассматривать и как один из итогов многовекового развития этической мысли.

Вопросы для повторения раздела II

1. Когда и почему возникла этика?

2. В чем отличие этики веданты от этики йоги?

3. Сопоставьте этику даосизма с этикой конфуцианства.

4. Сравните этику Демокрита с этикой Эпикура.

5. Сравните этические взгляды Платона и Аристотеля.

6. Каковы основания римского стоицизма?

7. Охарактеризуйте особенности христианской этики.

8. Каковы главные черты этики ислама?

9. В чем заключается своеобразие византийской этики?

10. Как возникла и развивалась этика в Киевской и Московской Руси?

11. Каковы особенности религиозной этики в средневековой Европе?

12. Католическая церковь и этика томизма в эпоху Возрождения: проблемы и решения.

13. Как гуманисты Возрождения решали проблему свободы воли?

14. Этика протестантизма. Сопоставьте позиции Лютера и Кальвина.

15. Каковы взгляды английских утилитаристов на природу человека?

16. Английская эволюционная этика. Каковы ее определяющие идеи?

17. Охарактеризуйте взгляды французских этиков на нравственные качества человека.

18. Каковы особенности этической мысли в Германии XVII–XIX вв.?

19. В чем заключается своеобразие этики в России в XVIII–XIX вв.?

20. Дайте общую характеристику этики XX в.

21. Охарактеризуйте этические концепции, опирающиеся на достижения естественных наук.

22. Каковы особенности этических учений, базирующихся на достижениях общественных наук?

23. Расскажите о судьбах этики в СССР и Российской Федерации (XX – начало XXI вв.).

24. Что собой представляет этика гуманизма в XX в.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: