double arrow
Тема 1. Понятие. Определение, деление и классификация понятий

Понятие как форма мышления. Способы выражения понятий в естественном языке. Понятие и смысл имени. Именапростые и сложные.

Признаки предметов. Виды признаков: общие и единичные, существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.Способы образования понятий.

Содержание и объём понятия. Логическое и фактическое (основное и полное) содержание понятия. Логический и фактический (основной и полный) объём понятия. Содержание понятия и смысл имени. Закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия.

Виды объектов мысли и виды понятий. Понятия конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Понятие юридического термина. Способы введения юридических терминов.

Отношения между понятиями.Понятия сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Виды совместимости и несовместимости понятий. Обобщение и ограничение понятий. Специфика правовых понятий.

Логическая операция определения понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определения выражений типа единичных имён, типа общих имён, типа предикатов и знаков предметных функций. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Индуктивные определения.

Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.Приёмы, сходные с определением: остенсивное определение, описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров.

Логическая операция деления понятий. Виды деления: дихотомическое, таксономическое и мереологическое, одноступенчатое и многоступенчатое. Правила таксономического деления, типичные ошибки.

Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды классификаций. Логические операции с классами: сложение, вычитание, умножение, дополнение. Роль классификаций в правовом познании.






Сейчас читают про: