Упражнение 1. На основании данных трех понятий постройте
правильный силлогизм, определите его фигуру и модус.
1 Единоборец; каратист; Иван.
2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта.
3 Аборигены; амулет; современные женщины.
Упражнение 2. Проверьте логическую состоятельность следующих
силлогизмов, определите его форму.
1 В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге
ценится ее содержание. Значит, в научной книге не ценится форма
изложения.
2 На зачете оцениваются или знания или умения. На этом зачете оценивают
знания. Значит, на этом зачете не оцениваются умения.
3 филиал УДГУ имеет большой потенциал. Иван – студент филиала УДГУ.
Следовательно, Иван имеет большой потенциал.
Упражнение 3. Определите посылки и заключение в следующих,
условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите
модус и проверьте правильность умозаключений по их форме.
1 Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу. Он изучал
|
|
логику. Значит…
2 Иван не станет чемпионом, если он не выиграет эту встречу. Он выиграл
эту встречу. Значит…
3 Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме
три термина. Следовательно….
Упражнение 4. Используя условную посылку, постройте
умозаключение: а ) по утверждающему модусу, б ) по отрицательному модусу.
1 Если яблоки на яблоне созрели, то они падают.
2 Если эти растения замерзнут, то они погибнут.
3 Если мы не можем изменить обстоятельства, то мы вполне можем
изменить свое отношение к ним.
Упражнение 5. Восстановите пропущенную часть силлогизма.
1 Эта победа не может быть признана, так как была достигнута с нарушением
правил.
2 Иван – студент, поэтому он сдает логику.
3 Иван не изучает логику, и он не является студентом УдГУ.
ВАРИАНТ № 5