Регулирование внутренней торговли животными, шкурами, изделиями и частями от них

Постановлением Правительства РФ в 1994 г. были утверждены Правила продажи меховых товаров, запрещающие торговлю меховыми товарами, изготовленными из шкур животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации[41]. Соответственно Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации было поручено утвердить перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, продажа изделий из шкур которых запрещена. Такой перечень был утвержден приказом Минприроды РФ[42]. Предполагалась также разработка и утверждение формы сертификата на право реализации шкур и изделий из шкур животных, добытых в научно-исследовательских и иных предусмотренных законодательством целях.

В 1998 г. постановлением Правительства РФ были утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров…»[43], включающие и порядок продажи меховых товаров. Соответственно постановление Правительства РФ 1994 г., содержащее запрет торговли меховыми товарами, изготовленными из шкур животных, занесенных в Красную книгу РФ, было признано утратившим силу.

Новыми Правилами установлено, что продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, – на основании разрешения уполномоченного органа.

При продаже животных покупателю должна предоставляться информация об их видовом названии, об особенностях содержания и разведения. Продавец также должен предоставить информацию: о номере и дате разрешения (лицензии) на добывание определенных видов диких животных, выданного в установленном законодательством РФ порядке; о номере и дате разрешения на ввоз на территорию РФ определенных видов диких животных и дикорастущих растений, выданного компетентным органом страны-экспортера или иным уполномоченным на выдачу такого разрешения органом (в отношении ввезенных в Российскую Федерацию диких животных и дикорастущих растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, или конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции); о номере и дате свидетельства о внесении зоологической коллекции, частью которой является предлагаемое к продаже дикое животное, в реестр зоологических коллекций, поставленных на государственный учет, выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в отношении диких животных, разведенных в неволе и являющихся частью зоологической коллекции).

Вместе с товаром покупателю должны передаваться товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных, наименование продавца, дата продажи, цена, сведения о номере и дате разрешения, лицензии или свидетельства, а также ветеринарное свидетельство (ветеринарная справка), удостоверяющее, что животное здорово.

3.2.5. Регулирование внешней торговли животными, шкурами, изделиями и частями от них [44]

Выгода, получаемая от международной торговли живыми животными, продукцией животного мира, является серьёзным стимулом к их добыванию и главной угрозой для выживания редких и исчезающих видов флоры и фауны. По данным Интерпола, торговля нелегальными животными и растениями (без учета древесины и рыбной продукции) выходит на второе место в мире после наркотиков, её объем достигает 6 миллиардов долларов США[45]. Возможно, что эта цифра скорее преуменьшена, чем наоборот. Доказательством этого являются сведения, появляющиеся в печати.

Клаудиа А. Макмюри, заместитель государственного секретаря США, глава Бюро по проблемам океанов, экологии, науки и технологиям, следующим образом характеризует состояние незаконного оборота торговли дикими животными, называя известные факты шокирующими. «По имеющейся консервативной оценке, эта торговля в глобальных масштабах измеряется цифрой около 10 млрд. долл. ежегодно. По некоторым оценкам, она приближается к 20 млрд. долл. уступая лишь торговле наркотиками и вероятно, оружием. В США ежегодный декларируемый объем ввозимых и вывозимых ресурсов живой природы в 2000-2004 годах составлял приблизительно 1,6 млрд. долл. За этот период была оформлена отправка 135 тыс. партий живых природных ресурсов, причем в 10% из них обнаружены нарушения закона. Среди изъятых в международном аэропорту Майами – шкуры снежного барса, чучела тигров, сапоги из кожи питона и т.д. В США для помощи в борьбе с незаконной торговлей объектами и продуктами живой природы создана специальная добровольная Коалиция. Ее цель – развитие законодательства по охране редких видов растений и животных, сокращение спроса на них, обеспечение политической поддержки на высшем уровне, обмен информацией. Источник финансирования – добровольные пожертвования партнеров Коалиции»[46].

Наиболее криминальным местом провоза нелегальных партий объектов СИТЕС и других ценных в коммерческом отношении животных в России остается международный аэропорт Шереметьево-2. По оценке экспертов, через него ежегодно проходит контрабандный товар на сумму свыше 1,5 млн. долл. Прослеживаются хорошо отработанные каналы поставки нелегального зоотовара из Вьетнама, Нигерии, Камеруна, Чада, Перу. Россия становится транзитной страной для поставщиков контрабандного зоотовара в страны Западной Европы, Ближнего Востока и Японию, что подтверждается сведениями из Административных органов СИТЕС других стран, имеющих информационную сеть и действующих в тесном союзе с Интерполом. Участились случаи задержания крупных контрабандных партий зоотовара, следующих в Россию или из нее, на территориях других государств, что имеет крайне негативный резонанс у мирового сообщества. В последнее время отмечается увеличение нелегального вывоза сырья, произведенного из диких животных, в том числе редких и исчезающих видов. С Дальнего Востока вывозятся медвежья желчь, струя кабарги, туши амурского тигра. Продукция из этих товаров в нашу страну возвращаются в виде различных настоек, бальзамов, лекарств, мазей и т.п. При этом они ввозятся в страну совершенно свободно с нарушением требований СИТЕС[47].

В Индии ежегодно на поддержание системы национальных парков, лесов, территорий дикой природы, в которых обитают редкие и исчезающие виды животных, выделяется 50 млн. долларов США. Однако этих средств совершенно недостаточно, чтобы эффективно противостоять мощной системе незаконной торговли, в основе которой лежит браконьерская добыча редких и исчезающих диких животных. Оборот только традиционной китайской медицины оценивается более чем в 5 млрд. долларов в год. За рог носорога егерь или лесничий может получить сумму, равную его нескольким годовым зарплатам. В Китай идут не только рога носорогов, но и кости тигров, медвежья желчь. Потратив менее доллара на патроны, браконьер может добыть шкуру тигра, за которую скупщик на месте ему предложит 200 долларов. Перекупщик в столице Индии Дели, превратившейся в национальный центр незаконной торговли продукцией браконьерского промысла, даст уже 2000 долларов. Коллекционер в Нью-Йорке за нее заплатит 10 тысяч долларов. Ситуация осложняется и тем, что в этом бизнесе участвуют очень влиятельные лица. Это хорошо организованная международная система[48].

«Нелегальная торговля редкими и экзотическими видами – это крупный бизнес организованных преступных группировок по всему миру, в котором крутятся миллиарды долларов, и Россия – один из основных центров этого жестокого уничтожения дикой природы», – заявил Крис Тьюйт, директор программы по дикой природе и местам обитания редких видов Международного фонда защиты животных (IFAW), выступая в Москве на открытии приюта для размещения редких животных, задерживаемых на таможне при попытке нелегального ввоза в Россию[49].

Наиболее остра ситуация с сохранением балобана (Falco cherrug) в Казахстане. В Обращении Национального экологического общества Республики Казахстан к экологическим, зоологическим и орнитологическим объединениям центрально-азиатских государств от 21 апреля 2002 г. указывается, что балобан подвергается тотальному уничтожению в природе вследствие ажиотажа, созданного сокольниками стран Персидского залива. Соколиный бизнес оказался под сильнейшим влиянием криминальных лиц и организованных группировок. В некоторых странах он официально поощряется еще по политическим и коммерческим мотивам. За последнее десятилетие только из Казахстана вывезено в страны Персидского залива, по оценкам специалистов, не менее семи тысяч балобанов. Местные популяции составляли к 1990 г. две-три тысячи особей и имели тенденцию к росту. Ныне сохранилось не более двухсот гнездящихся пар. Хищнический отлов ведется в основном за счет птиц, мигрирующих через Казахстан и гнездящихся в Западной Сибири[50].

О том, как сейчас обстоят дела в России, вот что рассказал старший преподаватель кафедры товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии Сергей Ляпустин: «Первые сведения о незаконном отлове кречетов на Камчатке появились в 1994 году. Тогда у жителя Санкт-Петербурга в камчатском аэропорту Елизово были изъяты три незаконно отловленных особи. Год спустя в том же аэропорту был задержан киевлянин, у которого изъяты два кречета. В 1998-1999 годах становятся известными факты незаконного вылова соколов в районе поселка Саскылак Анабарского улуса Якутии. Птиц доставляли в Мирный, затем в Новосибирск, Москву, а оттуда после реаклиматизации и реабилитации контрабандно вывозили на Ближний Восток. Таким образом, жители арабских стран, специализирующиеся на контрабанде хищных птиц, занесенных не только в приложения СИТЕС, но и в Красную книгу России, в поисках мест обитания особо ценного «пернатого товара», с 1992 по 1998 год прошли Алтай, Туву, Бурятию, Хакасию, Сибирь и дошли до Камчатки. По данным орнитологов, эти годы характерны резким сокращением численности редких видов хищных птиц. Основные объекты незаконного отлова и вывоза – соколы кречет, балобан, сапасан, даже мелкий чеглок. Из ястребиных – тетеревятник. Также ведется нелегальный отлов беркутов, белоплечих орланов, соколов-дербников и других. Всего – 14 видов[51].

В последние годы таможенными и другими органами осуществляется контроль за вывозом и ввозом редких видов животных и растений. Так, в 1996 г. сотрудниками Шереметьевской таможни было задержано 5222 незаконно провозимых объекта СИТЕС, в 1997 г. – 9649. В течение 1999 г. были конфискованы две партии слоновой кости весом около тонны. На таможенных постах Москвы за 11 месяцев 1999 г. было произведено 47 задержаний незаконных грузов с образцами диких животных и растений на общую сумму свыше 100 тыс. долл. США. По оценке экспертов, это составляет лишь 5% от всего незаконного ввоза, осуществляемого через Москву[52]. В 2000 г. пресечен вывоз с территории России и ввоз на её территорию 5913 объектов СИТЕС. В Приморском крае пограничниками задержаны два гражданина КНР. У них изъяты 32 медвежьих лапы [53] и выделанная шкура тигра. Ранее, 29 апреля 2002 г., на этой же погранзаставе «Золотая» была пресечена попытка вывоза в Китай 18 живых медвежат [54]. Тем не менее, несмотря на некоторые, хорошо проведенные операции по пресечению нелегальной торговли, таможенные службы считают, что они способны предотвратить лишь 0,1% контрабанды природных ресурсов[55].

Иллюстрацией тесного взаимодействия природоохранных, таможенных и других правоохранительных органов может служить содержание письма ГТК России от 30 июля 1998 г. № 01-15/15892«О проведении мероприятий по пресечениюнезаконного вывоза соколов-балабанов». В нем сообщается, что, по информации Госкомэкологии России, в период с августа по октябрь возможны попытки нелегального вывоза из России соколов-балобанов (вид включен в приложение № II к Конвенции СИТЕС). По оценкам специалистов, средняя стоимость одной особи сокола-балобана в арабских странах составляет 1500 долларов США. Наиболее вероятные регионы нелегального отлова соколов-балобанов: южные районы Западной и Средней Сибири, Юго-Восточное Забайкалье, приграничные с Казахстаном и Монголией районы. Обычный способ перевозки – чемоданы и коробки с вентиляционными отверстиями. Большая часть задержанных ранее птиц этого вида вывозилась гражданами арабских стран (студенты, коммерсанты). С учетом этих обстоятельств ГТК России предложил таможенным органам усилить контроль за вывозимыми из России дикими животными, взаимодействуя, в том числе, при подготовке совместных мероприятий с территориальными органами Госкомэкологии России, ФСБ России, МВД России и органами погранично-ветеринарного контроля. К письму приложен список адресов и телефонов государственных природоохранных органов и специализированных питомников[56]. В результате такого взаимодействия контрабандный вывоз соколов-балобанов удалось в значительной мере пресечь. Охотоведом Олегом Зыковым в Кызылском аэропорту была задержана партия из 12 соколов-балобанов, которых граждане Сирии пытались вывести из Тувы. Затем были задержаны крупные партии краснокнижников в аэропортах Новосибирска, Казани, Москвы, в южных портах. Счет шел на сотни голов[57].

В полупустом грузовике, возвращавшемся в Китай, таможенники нашли 768 лап медведей, 1600 шкурок соболя, 280 мускусных желез кабарги, 49 кг лягушачьего жира и многое чего другого. По скромным российским прейскурантам стоимость этой контрабанды составляет 2,5 млн. рублей. После попадания в Китай все это стоило бы тоже 2,0–2,5 млн., но уже долларов. Чтобы получить такое количество лап, было необходимо убить не менее 192 медведей. Досталось и лягушкам, которых для выработки 49 кг лягушачьего жира потребовалось заготовить 100 тысяч штук[58].

Контрабандисты перевозят птиц жуткими способами – зпрячут в термосы, сумки, связывают им крылья и лапы. В результате часть из них погибает либо при перевозке, либо уже после конфискации. Так, 25 сентября 2007 г. в Московской области был задержан гражданин Хуссейни Ибрахим, который пытался на автомобиле провести 14 соколов-балобанов. Птицы были истощены, одна из них погибла. По данному факту инспекторами Росприроднадзора был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений». Кроме того, нарушителя планируется привлечь к уголовной ответственности по ст. 245 УК «Жестокое обращение с животными» [59]. Вторая партия соколиных (5 соколов-балобанов и 1 сокол-сапсан) была изъята Брянской таможней 9 октября у того же Хуссейни Ибрахима, следовавшего на поезде из Москвы в Киев. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 188 УК РФ («Контрабанда»)[60].

В августе 2007 г. во Владивостоке была задержана крупная партия дериватов – костей и шкуры амурского тигра, а также 480 лап медведя[61].

В 2008 году госавтоинспекцией была задержана автомашина, в которой в коробках из картона обнаружено 38 кречетов. Впоследствии один из кречетов погиб. Виновные были привлечены к уголовной ответственности за незаконную охоту, с них взыскан ущерб за погибшего кречета в размере 250 тыс. руб.[62]

Фактов выявления контрабанды краснокнижными видами очень много. Вот недавние сообщения: 17 апреля 2010 г. в Приморье задержаны несколько человек, которые пытались пересечь государственную границу пешком через тайгу со шкурами трёх амурских тигров и костями этого редкого хищника, занесённого в Красную книгу РФ[63]; 23 ноября 2010 г. пресечена попытка незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации восьми соколов-кречетов. Задержана гражданка России. В принадлежавших ей двух дорожных сумках были обнаружены восемь соколов. Птицы находились в самодельных деревянных ящиках с отверстиями, завернутые в ткань и переложенные пластиковыми бутылками со льдом. Согласно заключению специалистов данные птицы относятся к виду «сокол-кречет», занесенного в Красную книгу РФ и являются объектом охраны СИТЕС. Стоимость восьми соколов-кречетов на черном рынке составляет около 2 млн. рублей. По факту незаконного перемещения объектов СИТЕС решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 188 УК РФ (контрабанда)[64].

К началу 70-х гг. бурный рост неконтролируемой международной торговли дикими видами и вызванные ею развитие браконьерства и падение численности стали вызывать беспокойство не только экологов, но и правительств многих стран. С целью борьбы с нелегальной добычей и незаконной торговлей наиболее уязвимыми объектами живой природы по инициативе Международного союза охраны природы была принята подписанная 3 марта 1973 г. в Вашингтоне «Конвенция о торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» – СИТЕС (Convention of International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora – CITES)[65]. Конвенция явилась реакцией международного сообщества на рост опасности уничтожения многих видов. В настоящее время она подписана 160 государствами. Список стран-участниц Конвенции, подписавших её по состоянию на октябрь 1997 г., помещен в книге «Список животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС»[66]. Конвенция вступила в силу в 1975 г.
В 1976 г. к ней присоединился СССР. С 1992 г. Российская Федерация на правах продолжателя является участником, или, как принято говорить, – Стороной Конвенции[67].

Основная цель Конвенции – обеспечить международный контроль над торговлей дикими видами животных и растений, численность которых подорвана или может быть подорвана из-за того, что они являются популярными объектами торговли. Согласно положениям Конвенции, система мер охраны видов, находящихся под угрозой вымирания, распространяется на сферы как внешней, так и внутренней торговли, включает меры строгого контроля за перемещением через государственные границы видов животных, нуждающихся в особой охране, жесткой правовой регламентации всех операций (включая правила перевозки, размеры клеток, контейнеров и т.д.), усиления ответственности, повышения неотвратимости наказания, а также организацию специальных служб и органов. Торговля этими видами разрешается только в исключительных случаях и по специальным разрешениям, выдаваемым с учетом заключений научных организаций.

В Конвенции говорится о том, что договаривающиеся государства, признавая, что дикая фауна и флора в их многочисленных прекрасных и различных формах являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны быть охраняемы для настоящего поколения и для будущих, сознавая все увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры с точек зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики, признавая к тому же, что международное сотрудничество является необходимыми для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле, будучи убежденными в необходимости принятия надлежащих мер в этих целях, согласились поставить под особый контроль торговлю (экспорт, реэкспорт, импорт и интродукция из моря) видами, находящимися под угрозой вымирания, и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование.

Конвенцией предусмотрены три приложения, в которые включаются те или иные виды. Приложение № I – виды, находящиеся под угрозой вымирания; приложение № II – виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием; приложение № III – виды, которые по определению любой Стороны должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли.

Разрешения на экспорт, импорт, реэкспорт могут быть выданы лишь в случае, если научные компетентные органы государства решили, что такие действия не угрожают выживанию этого вида, а соответственно административные органы государства имеют удовлетворительные доказательства того, что данный вид не был добыт в нарушение законов данного государства, относящихся к защите фауны и флоры; и что всякий живой образец будет приготовлен к отправке и отправлен с минимумом риска повреждения, угрозы здоровью или жестокого обращения.

Правительством России в 1994 и в 2008 гг. были изданы постановления «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения…»[68].

Установлено, что:

- вывоз с территории Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру (далее – кроме осетровых видов рыб), допускается при наличии разрешения (сертификата) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, определенной административным органом, обеспечивающим выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб (далее – административный орган по Конвенции), и лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб, допускается в предусмотренных Конвенцией случаях при наличии разрешительных документов административного органа по Конвенции или другого компетентного органа государства-экспортера и разрешения (сертификата) административного органа по Конвенции;

- административный орган по Конвенции ведет реестр выдаваемых разрешений (сертификатов) на вывоз с территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб;

- решения об установлении квот на экспорт видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб, принимаются Правительством Российской Федерации на основании предложений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, согласованных с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Во исполнение этого постановления МПР России утвержден порядок выдачи и формы разрешений (сертификатов) на вывоз с территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб[69].

За выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей (ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Функции Научного органа СИТЕС в Российской Федерации возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы (ВНИИприроды), Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова Российской академии наук, Межведомственную ихтиологическую комиссию Минсельхоза России, Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Российскую академию наук.

Основными задачами и функциями Научного органа являются:

- сбор, обработка и хранение информации о видах, подвидах, популяциях животных и растений, торговля которыми регулируется СИТЕС;

- сбор сведений о состоянии в природе этих животных и растений;

- экспертиза образцов СИТЕС;

- подготовка научных рекомендаций (заключений) для Административного органа СИТЕС в Российской Федерации о возможности экспорта (реэкспорта) образцов СИТЕС, а также импорта в Россию образцов СИТЕС, включенных в приложение № I СИТЕС;

- разработка рекомендаций по изменению и дополнению приложений I и II СИТЕС и предложений по формированию приложения III СИТЕС от Российской Федерации с целью усиления контроля за использованием охраняемых и (или) особо ценных видов животных и растений отечественной фауны и флоры;

- оказание научно-методической помощи в организации пунктов по спасению конфискованных живых образцов;

- создание банка данных по действующим на территории Российской Федерации генетическим центрам (питомникам, зоопаркам, ботаническим садам, дендрариям и др.), осуществляющим содержание и разведение в неволе (культуре) видов животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС;

- разработка совместно с другими научными учреждениями мероприятий по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции, включая меры по сохранению и восстановлению видов животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС;

- оказание помощи органам Минприроды России, МВД России, прокуратуры, ветеринарного и таможенного контроля в обучении персонала, проведении экспертизы и идентификации образцов СИТЕС;

- участие в подготовке и издании справочных пособий, листовок и плакатов, касающихся образцов СИТЕС, в целях информационного обеспечения заинтересованных юридических и физических лиц и т.д.[70].

Особо следует подчеркнуть, что в разрешениях СИТЕС указывается на то, что разрешение действительно для перевозки животных только в том случае, если условия их транспортировки соответствуют рекомендациям СИТЕС, а в случае авиаперевозок – Правилам ИАТА[71]. Поэтому животные, перевозимые в несоответствующей таре, могут быть конфискованы, невзирая на наличие всех необходимых разрешительных документов.

Каждые два года все страны-участницы Конвенции собираются на свой высший форум – Конференцию Сторон, на которой принимаются решения, в том числе и по внесению поправок в приложения СИТЕС. В 2010 г. в г. Доха (Катар) состоялась 15 конференция Сторон Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Был принят обновленный Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), который вступил в действие с 23 июня 2010 г.[72].

Из перечня объектов животного мира, отнесенных в России к объектам охоты в приложениях к СИТЕС значатся: выдра речная (Lutra lutra – прил. № I); волк (Canis lupus – прил. № II); рысь (Felis lynx – прил. № II); медведь бурый (Ursus arctos – прил. № II); кот камышовый или хаус (Felis chaus – прил. № II); кот лесной амурский (Felis euptilura – прил. № II); манул (Felis manul – прил. № II); сайгак (Saiga tatarica – прил. № II); кабарга (Moschus spp. – прил. № II) и некоторые другие виды. Стало быть, для вывоза за границу даже единичных трофеев, добытых, например, во время охотничьих туров, необходимо оформление разрешения СИТЕС (т.е. обращения в Росприроднадзор с заявлением с указанием перечисленных выше параметров и приложением необходимых документов). В приложении № III к Конвенции виды из российской фауны не фигурируют (т.е. Россия не внесла в это приложение виды, которые в целях предотвращения или ограничения эксплуатации должны подвергаться регулированию торговли в сотрудничестве с другими государствами, подписавшими Конвенцию).

Правила использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, утвержденные постановлением Правительства РФ, определяют порядок использования на территории России безвозмездно изъятых или конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или произведенной из них продукции – дериватов (далее именуются – образцы) и направлены на обеспечение соблюдения требований статьи VIII Конвенции, а также рекомендаций конференций государств – участников Конвенции[73].

Установлено, что под безвозмездным изъятием следует понимать изъятие из незаконного владения лица (лиц) незаконно добытых объектов животного мира, находящихся в государственной собственности, а также полученной из них продукции.

В соответствии с требованиями Конвенции решение об использовании образцов принимает административный орган Конвенции в Российской Федерации (далее именуется – административный орган) на основании заключения научного органа Конвенции в Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и необходимости обеспечения надлежащих условий содержания и биологических потребностей животных, а также исключения жестокого обращения с ними.

Федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы, у которых временно находятся образцы, не позднее 3 дней с даты безвозмездного изъятия образцов или получения решения о конфискации образцов, принятого уполномоченным органом, уведомляют об этом административный орган. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) название биологического вида образца;

б) количество образцов;

в) описание образца;

г) сведения об образце (страна экспорта, наличие сопроводительных документов, документы, подтверждающие факт изъятия);

д) сведения о лице, у которого безвозмездно изъяты или конфискованы образцы (для физических лиц – фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные, для юридических лиц – полное название, юридический и фактический адрес).

Административный орган до принятия в установленном порядке решения об использовании образцов определяет специализированную организацию, которой передаются образцы для временного содержания (хранения).

Расходы специализированной организации по временному содержанию (хранению) образцов возмещаются физическим или юридическим лицом, у которого они безвозмездно изъяты или конфискованы, или за счет средств, полученных от реализации образцов.

В отношении живых образцов административный орган в течение 30 дней с даты получения информации, принимает одно из следующих решений:

а) о возврате в страну экспорта (после консультации с соответствующим государством);

б) о выпуске в естественную природную среду;

в) о безвозмездной передаче государственным или муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям для содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в природоохранных, научных и просветительских целях;

г) о передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для реализации в установленном порядке с соблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации (в случае невозможности реализации решений, предусмотренных подпунктами «а» – «в»);

д) об умерщвлении (при наличии заключения органов ветеринарного надзора).

В отношении неживых образцов административный орган в течение 60 дней с даты получения информации, принимает одно из следующих решений:

а) о возврате в страну экспорта;

б) о безвозмездной передаче государственным или муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям в природоохранных, культурных, научных, медицинских и просветительских целях;

в) о передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для реализации в установленном порядке с соблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации (в случае невозможности реализации решений, предусмотренных подпунктами «а» и «б»);

г) об уничтожении.

В случае принятия административным органом решения о передаче образца Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для реализации уведомление об этом направляется в Агентство в течение
5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом реализует образец в установленном порядке в 2-месячный срок после получения уведомления о принятии административным органом решения о передаче образца для реализации. В случае если образцы не реализованы в 2-месячный срок, они подлежат возврату административному органу для уничтожения.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом представляет в административный орган сведения о физическом (фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные) или юридическом (полное название, юридический и фактический адрес) лице, которое приобрело образец.

Документом, удостоверяющим законность приобретения образца, является разрешение, выдаваемое лицу, которое приобрело образец, административным органом в соответствии с требованиями Конвенции.

Разрешение выдается на каждый экземпляр образца или на партию образцов.

Порядок выдачи и форма разрешения определяются административным органом.

При смене владельца образца новый владелец должен получить
в 3-недельный срок разрешение на свое имя, представив в административный орган разрешение предыдущего владельца и документы, подтверждающие факт передачи образца новому владельцу.

В случае гибели (утраты) образца его владелец должен в 2-недельный срок известить об этом административный орган и вернуть разрешение.

Согласно Конвенции, к странам-нарушителям Конвенции могут применяться различные меры. Так, в связи с невыполнением Объединенными Арабскими Эмиратами требований Конвенции СИТЕС, Постоянный Комитет СИТЕС рекомендовал всем государствам, подписавшим Конвенцию, приостановить торговлю (импорт, экспорт и реэкспорт) видами животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС, с этой страной. В соответствии с этой рекомендацией Административный орган (в то время – МПР России) прекратил выдачу разрешений СИТЕС на вывоз видов в Объединенные Арабские Эмираты, приостановил действие ранее оформленных разрешений, а также проинформировал об этом таможенные органы. Аналогичные меры были приняты в 2002 г. в отношении Йемена, Фиджи[74].

По инициативе Московской городской Думы[75] Комитет по природным ресурсам и природопользованию подготовил законопроект «О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов животных и растений». По мнению авторов законопроекта, реализация норм проекта позволила бы получать дополнительные средства за счет взимания платы за регистрацию, рассмотрение заявлений, лицензирование, выдачу разрешений, возмещения вреда, компенсаций за передержку животных, исполнения удовлетворенных исков, уплаты штрафов[76]. К сожалению, в связи с отрицательным отзывом Правительства РФ на этот законопроект Советом Государственной Думы ФС РФ 17 апреля 2001 он был снят с рассмотрения. Других попыток законодательного урегулирования данных вопросов больше не предпринималось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: