1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли.
2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли.
3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.
Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли
|
Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешней торговли, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами (рис. 13-1).
|
Рис. 13-1
Экономические меры подобно таможенным пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли на рынке более дорогой импортный или более дешевый аналогичный отечественный товар (рис. 13-2).
|
Рис.13-2
Административные меры действуют непосредственным образом, т.е. минуя рыночные отношения, ограничивая доступ импортных товаров на внутренний рынок и поставку отечественных товаров за границу. При этом покупатель лишается права на свободный выбор товара, а государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка (рис. 13-3).
|
Рис. 13-3
Технические барьеры нетарифных ограничений – национальные требования к техническим характеристикам товаров, специальные требования к качеству товаров, требования соответствия товаров санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации, соблюдению прав собственности и др.
|
Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) – действующее в рамках ВТО соглашение, признающее за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров), целью которых является: обеспечение качества продукции, защита жизни и безопасности людей, животных и растений (рис. 13-4).
|
Рис. 13-4
Эмбарго
|
Эмбарго – запрет ввоза или вывоза товара в какую-либо страну (страны).
|
Мотивы – политические. В результате эмбарго наносится ущерб обеим сторонам. Выигрыш – у неприсоединившихся к эмбарго стран (рис. 13-5).
|
S 23 – внутреннее предложение страны 2 и предложение нейтральных (третьих) стран
S 123 – экспортное предложение страны 1, внутреннее предложение страны 2 и предложение нейтральных (третьих) стран
Рис. 13-5
|
До эмбарго
| Цена P 1, величина спроса в стране 2 Q 0, предложение S 123, импорт и экспорт показаны фигурными скобками
|
После эмбарго
| Цена P 2, величина спроса в стране 2 Q 1, предложение S 23
|
Результат
| Потери 1-й страны: а, выигрыш изготовителей страны 2 и третьих стран: b, потери потребителей страны 2: b + c + d.
Общие потери от эмбарго всех стран: a + c + d
|
Квотирование
|
В настоящее время средневзвешенный импортный ТТ по рекомендации ВТО должен быть низким 3%, поэтому государства применяют и нетарифные методы.
|
Квотирование – наиболее распространенная форма нетарифного ограничения внешней торговли – ограничение в количестве или стоимости ввозимого товара (рис. 13-6).
|
Рис. 13-6 Квотирование импорта (КВ)
|
До введения КВ было
| Цена Pw,производство в национальной экономике Q 1
|
После введения КВ
| Цена Р 1, предложение S сум, потребление Q 2. Более высокая цена стимулирует отечественное производство
|
Результат
| Потери потребителя: a + b + c + d + e.
Выигрыш производителя: а.
c + d – доход государства при лицензировании или доход импортеров.
Чистые потери b + e.
Результат аналогичен введению ТТ, но в том случае доход частично идет в государственный бюджет, а в этом случае поступлений в государственный бюджет может и не быть
|
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО)
|
ДЭО – страна-экспортер устанавливает добровольно квоту на вывоз своих товаров в другую страну.
|
Такая форма ограничения торговли лишь внешне представляется добровольной, а по существу она навязывается экспортеру под угрозой жестких протекционистских санкций и направлена на сдерживание ввоза определенных товаров.
Самоограничение поставок осуществляется путем принятия одной из сторон обязательств: или сократить объем поставок; или снизить темп прироста поставок; или повысить цены на экспортируемые товары, что должно повлечь за собой сокращение поставок.
С помощью указанных мер сдерживались продажи продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, молочных продуктов, бытовой электроники, легковых автомобилей, металлообрабатывающих станков.
|
Часто используются Японией и НИС при экспорте в США и ЕС. Последствия хуже, чем от тарифа или квоты. Обычно действуют параллельно с ТТ (ВТО требует отмены ДЭО).
|
Последствия добровольных экспортных ограничений (рис. 13-7).
Рис. 13-7
|
До установления ДЭО
| Цена (Pw + ТТ), импорт Q 2, доход государства = Q 2 × TT
|
После установления ДЭО
| Q ДЭО – величина ДЭО, предложение S вн + Q ДЭО (на графике – ломаная линия), цена P 1, импорт = Q 1, доход государства = Q 1 ×TT
|
Результат
| Потери потребителей a + b + c + d + e, выигрыш изготовителя – область а, потери государства (f + g).
Общий результат: потери (b + с + d + e + f + g)
|
Стимулирование экспорта
|
Экспортные субсидии (ЭС)
|
ГАТТ в редакции 1994 г. понимает под субсидией любую форму поддержки доходов и цен предприятия за счет государства. В соответствии с правилами ВТО субсидии делятся на специфические и неспецифические.
|
Специфические субсидии выделяются отдельным конкретным предприятиям или отраслям промышленности, ставя их в преимущественное положение.
|
Неспецифические субсидии распространяются на все без исключения предприятия, находящиеся в аналогичном положении.
|
ЭС вводятся для поощрения (увеличения) экспорта.
|
Одно из положений ГАТТ – 1994 оценивает экспортные субсидии как нарушение правил добросовестной международной конкуренции и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».
|
Последствия прямых экспортных субсидий
(при относительно низкой эластичности спроса на мировом рынке) (рис. 13-8)
|
Dim – спрос на импорт
ИКП – импортная компенсационная пошлина
Рис. 13-8
|
До введения ЭС
| Цена Pw, импорт Mo
|
После введения ЭС
| ЭС = (Pw – Pc), Pc – цена субсидированного импортного товара, импорт увеличивается до M 1
|
Результат после введения ИКП
| Площадь фигуры FADE – поступления в государственный бюджет страны – импортера
|
Последствия прямых экспортных субсидий
(при высокой эластичности спроса на мировом рынке) (рис. 13-9)
|
Рис. 13-9
|
До введения ЭС
| Цена Pw, экспорт = Q 2
|
После введения ЭС
| ЭС – величина ЭС, производство соответствует точке F, цена P вн= PW + ЭС, экспорт увеличивается до Q 1
|
Результат
| Потери потребителей a + b, выигрыш изготовителей a + + b + c + d + e,затраты государства на субсидии: b + + c + d + e + f.
Общий результат: потери страны в целом: (b + f)
|
Внутренние субсидии (ВС) (рис. 13-10)
|
Рис. 13-10
|
До введения ВС
| Цена Pw, предложение S вн, импорт = Q 3 –Q 1
|
После введения ВС
| ВС – величина ВС, предложение увеличивается до S нов, импорт сокращается до Q 3 –Q 2, увеличение предложения отечественного изготовителя составило Q 2 –Q 1
|
Результат
| Импорт сократился за счет увеличения отечественного производства, произошло частичное замещение импорта
|
Демпинг
|
Демпинг (dumping) – в ГАТТ понимается распространение продуктов одной страны на рынке другой страны по цене ниже нормальной, если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству одной из стран-участниц или существенно снижает производство национальной продукции. Под нормальной ценой понимается цена товара на внутреннем рынке страны-экспортера или производителя, либо цена при его экспорте в третью страну.
|
Разбойничий демпинг (predatory dumping) – временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурентов с данного рынка, и восстановление уровня цен по достижении цели.
|
Постоянный демпинг (persistent dumping) – поддержание низких цен продолжается неограниченное время.
|
Демпинг монополиста (рис. 13-11)
|
D вн – спрос на внутреннем рынке;
MC, MR – предельные издержки и предельный доход.
Прибыль максимизируется при MC = MR
Рис. 13-11
|
При отсутствии демпинга
| Цена P 2, производство и продажа Q 2, общее количество купленного товара в стране и за рубежом Q 2
|
При наличии демпинга
| Объем товара Q 2 –Q 1 продается на внешнем рынке по цене P 2, объем Q 1 реализуется на внутреннем рынке по цене P 1
|
Результат
| Продажа за рубежом по цене более низкой, чем у себя в стране, т.е. демпинг
|
Принятый в 1967 г. в ГАТТ международный антидемпинговый кодекс позволяет странам-импортерам в случае предоставления доказательств вводить специальные защитные меры против демпинга
|
Антидемпинговые пошлины – пошлины, которыми облагаются товары, ввозимые в страну с использованием демпинга, т.е. занижения цены товара по сравнению с его нормальной стоимостью
|
В соответствии с Антидемпинговым кодексом ГАТТ для введения антидемпинговой пошлины необходимо соблюсти следующие условия.
|
Условия введения антидемпинговой пошлины
|
1. Факт демпинга должен быть установлен в ходе расследования.
2. Необходимо доказать, что факт демпинга нанес существенный ущерб национальному производству.
3. Величина пошлины не должна превышать величины демпинговой разности.
4. Пошлины могут вводиться только в случаях, если демпинговая разность превышает 2%, а общий объем импорта из страны, подвергшейся санкциям, составляет не менее 3% всего импорта данного товара в импортирующей стране.
5. Срок действия пошлин не должен превышать 5 лет и может продлеваться лишь в случае, если их отмена приведет к возобновлению ущерба от демпинга.
|
Вопрос 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли
| |
Основной принцип механизма мирового хозяйства – самоорганизация. При этом заметную роль играют ТНК. В то же время значительное место занимает торговая политика. Она осуществляется через двусторонние (между отдельными странами) и многосторонние международные договоры.
| |
Уровни регулирования экономики
| Общемировая координация (международные экономические организации);
региональная координация (интеграционные союзы и таможенные объединения);
внутригосударственное регулирование (ТТ, квоты…)
| |
Основная роль в общемировой координации принадлежит
| ВТО, ЮНКТАД, Европейской Экономической комиссии ООН (ЕЭК), ОЭСР, «Большой семерке»
| |
Значительная роль в региональной координации принадлежит
| Зонам свободной торговли.
Зона свободной торговли – один из этапов международной экономической интеграции, предполагающий отмену странами-участницами таможенных барьеров во взаимной торговле при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам
| |
|
Таможенным союзам.
Таможенный союз – один из этапов экономической интеграции. Образуется как результат соглашения группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов при одновременном установлении единого тарифного режима и переходе к единой торговой политике по отношению к третьим странам
| |
Последствия присоединения страны к таможенному союзу
|
Внутри союза торговля без ТТ (рис. 13-12).
Рис. 13-12
|
До присоединения было
| Цена Pw + ТТ, импорт Q 1, доход государства = c + f
|
После присоединения
| Ценав странепонизиласьдо P внутри союза, ТТ = 0, импорт Q2, доход государства = 0, имеет место расширение торговли внутри союза и свертывание за его пределами
|
Результат
| Выигрыш потребителей a + b + c + d, потери изготовителя – область а, потери государства (c + f). Общий результат: (b + d – f), может быть положительным или отрицательным. Результат зависит от преобладания расширения или свертывания торговли
|
Вопрос 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли
|
Основная роль в либерализации торговли принадлежит ГАТТ/ВТО
| В 1947 г. 23 страны подписали ГАТТ, где провозглашены следующие три принципа:
· равный режим для всех стран (не дискриминация) – режим наибольшего благоприятствования;
· снижение пошлин;
· устранение количественных ограничений
|
При разрешении разногласий рекомендовано использовать: взаимность уступок; переговоры и третейские суды в разрешении споров (третейский суд – суд, избираемый спорящими сторонами)
|
Затем в 1986 г. (в Уругвае) было решено
| · устранить ограничение в торговле с∕х товарами;
· устранить ограничение в торговле услугами;
· устранить ограничение в инвестициях;
· внедрить на международной основе признание авторских прав
|
Переговоры России о вступлении в ГАТТ/ВТО
| Проводятся с 1994 г., начались с составления Меморандума, который содержал:
– направления экономических реформ;
– внешнеторговый механизм;
– состояние валютно-финансовой сферы;
– основные законы о внешнеэкономической деятельности;
– статистику экономики
|
В 1994 г. заключено соглашение о сотрудничестве с ЕС, по нему РФ отнесена к странам с переходной экономикой
|
Сложности вступления России в ВТО
| · субсидирование производства, особенно с∕х продукции (демпинг);
· ужесточение конкуренции, слабая конкуренто-способность;
· необходимость улучшения статистической отчет-ности;
· необходимость перехода к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов (в т.ч. и при закупках правительства);
· предъявление к РФ необязательных требований со стороны ВТО и отдельных стран
|
Несмотря на трудности, которые предстоит испытать российской экономике в связи со вступлением в ВТО, альтернативы этому процессу, по мнению многих экономистов, не существует.
|
Направления деятельности и роль ВТО представлены ее организационной структурой (рис. 13-13).
|
Организационная структура ВТО
Рис. 13-13
|
Тема 14. Международный рынок услуг
1. Характеристика и классификация услуг.
2. Международные транспортные услуги.
3. Международный туризм.
4. Международный рынок технологий.
5. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг.
6. Страховые и банковские услуги.
Вопрос 1. Характеристика и классификация услуг
|
Важную и все более возрастающую часть в международной торговле занимает торговля услугами. Стоимость мировой торговли коммерческими услугами составляет около четверти стоимостного объема торговли товарами.
|
Услуги – это тоже товары, но часто услуги неосязаемы, поэтому их называют в МЭО «невидимым» экспортом и импортом. Полезный эффект услуги экспортируется посредством передачи материального носителя (документ, обзор, обученный специалист), непосредственно услуги (транспорт, связь и т.п.) или временным перемещением производителя или потребителя данной услуги.
|
Услуги – продукт многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.
|
Различия товаров и услуг
|
Товары
| Услуги
|
Осязаемы
| Неосязаемы
|
Видимы
| Невидимы
|
Поддаются хранению
| Не поддаются хранению
|
Торговля товарами не связана с производством
| Торговля товарами связана с производством
|
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории страны
| Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу (т.е. нерезиденту), даже если он находится на таможенной территории страны
|
В рамках Уругвайского раунда многосторонних переговоров (ныне ВТО) действует классификатор услуг, который включает 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 разделов.
|
Классификация услуг[1]
|
Раздел
| Количество групп
| Доли в производстве услуг (%)
|
I
| Деловые услуги
|
|
|
А. Профессиональные
(правовые, бухгалтерские, налоговые, архитектурные, медицинские и др.)
|
| 8,0
|
Б. Коммерческие услуги
(консультация, обработка данных, ведение банка данных и др.)
|
| 2,0
|
В. Научно-исследовательские услуги
(естественные науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные услуги)
|
| 2,0
|
Г. Услуги, связанные с арендой недвижимости
|
| 11,0
|
Д. Услуги, связанные с арендой и лизингом
|
| 2,0
|
Е. Другие деловые услуги (реклама, исследование рынков, консалтинговые, инжиниринговые
|
| 9,0
|
II
| Коммуникационные услуги
|
| 5,2
|
А. Почтовые услуги
|
| 0,5
|
Б. Курьерская служба
|
| 0,2
|
В. Телекоммуникационные услуги и др.
|
| 3,8
|
Г. Аудивизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, кинопроекция, радио и телевидение, звукозапись и др.)
|
| 0,9
|
III
| Строительные и конструкторские услуги
|
| 6,4
|
IV
| Услуги, связанные с распределением (дистрибьюторские)
|
|
|
V
| Образовательные услуги
|
| 0,3
|
VI
| Услуги, связанные с охраной окружающей среды
|
| 0,2
|
VII
| Финансовые услуги
|
| 9,8
|
А. Страхование
|
| 3,8
|
Б. Банковские услуги
|
| 6,0
|
В. Другие виды
|
|
|
VIII
| Медицинские услуги
|
| 4,7
|
IХ
| Туристические услуги
|
| 3,2
|
Х
| Развлечения, культурные и спортивные услуги
|
| 0,8
|
ХI
| Транспортные услуги
|
| 8,2
|
А. Морские транспортные услуги
(пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренда судов с командой, ремонт судов, буксирование и др.)
|
| 1,7
|
Б. Услуги внутреннего транспорта
|
| 0,5
|
В. Услуги воздушного транспорта
|
| 0,1
|
Г. Услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников
|
| 0,02
|
Д. Железнодорожный транспорт
|
| 0,3
|
Е. Наземный безрельсовый транспорт
|
| 1,0
|
Ж. Трубопроводный транспорт
|
| 1,0
|
З. Другие транспортные услуги
|
| 1,0
|
ХII
| Другие виды услуг, не включенные в вышеперечисленные группы
|
| 8,4
|
ГАТС ВТО предусмотрены четыре способа торговли услугами
|
Трансграничная поставка (cross-border trade)
| С территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО
|
Потребление за рубежом(consumption abroad)
| На территории одного члена ВТО потребителю услуг другого члена ВТО
|
Коммерческое присутствие в стране предоставления услуг(commertial presence, right of establishment)
| Поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО
|
Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу(presence of natural persons providing services)
| Поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц этого члена на территории другого члена ВТО
|
Темпы роста услуг
|
Доля услуг
| Достигает 70% и более в ВВП развитых стран и, как указано выше, составляет около 25% от стоимости экспорта в МЭО
| |
Темп роста международной торговли услугами
| Последние 10 лет ХХ в. 6,27% и последние 5 лет ХХ в. 6,35% в реальном исчислении в год
| |
Темп роста занятых в сфере услуг в мире
| К 2000 г. составил 5,7%
| |
Теория торговли услугами
| |
Теория спроса и предложения в международной торговле применима к торговле услугами.
| |
Теория сравнительных преимуществ (Рикардо)
| При определении альтернативной стоимости образовательная услуга сравнима с туристической услугой, страховая услуга сравнима с транспортной услугой, если они продаются нерезидентам
| |
Применимы и другие теории, например, теория Хекшера–Олина
| Одни страны специализируются на предоставлении туристических услуг, другие – на предоставлении деловых услуг в силу их относительной избыточности в странах
| |
| | | |
Вопрос 2. Международные транспортные услуги (Transport services)
| |
Международные транспортные услуги – это услуги всех видов транспорта (морской, наземный, воздушный, трубопроводный, речной…), оказываемый резидентами одной стороны резидентам другой страны.
| |
Транспортные издержки составляют примерно 5% мирового экспорта
| |
Влияние транспортных издержек на международную торговлю
| |
· Уменьшают экспорт;
· препятствуют выравниванию цен товаров, услуг, факторов;
· влияют на специализацию;
· распределяются между экспортером и импортером в зависимости от эластичности спроса и предложения.
| |
Морской транспорт
| |
Тоннаж (дедвейт)
| 1996 г. – 758,2 млн т, 1997 г. – 780 млн т, 2000 г. – 880 млн т, сухогрузный (30%), танкерный (100 – 30 = 70%)
| |
Объем перевозок
| 5 млрд т грузов ежегодно
| |
Темп роста объема перевозок
| ~ 4% /год
| |
Страны, владеющие большим торговым флотом
| Япония, Греция, США, Великобритания, Норвегия, Гонконг, Россия, Китай, Германия
| |
Замечание
| Перевозки внутренним водным транспортом снизились из-за развития автоперевозок
| |
Трубопроводный транспорт
| |
Развивается динамично
| в США, РФ и др.
|
Особенность
| дешевое транспортирование
|
Железнодорожный транспорт
| |
Объем перевозок
| 3,7 млрд т грузов ежегодно
| |
Особенность
| доля сокращается
| |
Воздушный транспорт
| |
Большей частью занят
| в международных перевозках (54%)
| |
Особенность
| развивается динамично
| |
Автомобильный транспорт
| |
Объем перевозок
| 16 млрд т грузов ежегодно
| |
Большей частью занят
| Во внутренних перевозках (95%)
| |
Ежегодный объем прироста перевозок
| 3,5% в год
| |
Транспорт в международных перевозках Европы
| Volvo, Mersedes, Man, DAF
| |
Место российских фирм
| В международных перевозках (в РФ – 11 тыс. авто) почти полностью вытеснены с рынка перевозок экспортных и импортных товаров РФ, Польшей (20 тыс. авто), Болгарией (20 тыс. авто), Литвой –12, Украиной – 11, Латвией – 10, Словакией – 5,5
| |
| | | | |
Вопрос 3. Международный туризм (tourist services)
|
Международный туризм – это предоставление туристических услуг и товаров туристического спроса.
|
В 60–70 гг. приобрел всемирный характер с повышением уровня жизни.
|
Доходы туристических фирм в мире
| ~500 млн $ (в т.ч. США ~80 млн $, Испания ~37 млн $, Франция ~34 млн $, Италия ~22 млн $, Китай ~ 20, млн $, Россия ~ 4 млн $)
|
Темп роста объемов услуг
| 4,5–5% в год
|
Значение международного туризма
| · Расширение МРТ;
· Источник валюты;
· Косвенный и вторичный эффект туризма – увеличение D на отечественные товары, рост занятости, доходов занятых, увеличение спроса на товары поставщиков
|
Особенности сферы туризма
| · Засилье ТНК.
· Возрастание стоимости из-за высокого уровня капиталоемкости
|
Центры туризма
| Европа, Северная Америка
|
Нетто –экспортеры туристических услуг
| Франция, Италия, Испания, Мексика, Китай, Россия
|
Вопрос 4. Международный рынок технологий
|
Рынок технологий – это обмен технологиями в коммерческой и некоммерческой форме, относится к прочим услугам по классификации ВТО.
|
Обмен в некоммерческой форме
| Публикации, выставки, конференции…
|
Обмен в коммерческой форме
| · Лицензионные соглашения – передача прав пользования патентами, технической документацией, инжиниринговые услуги, стражировка специалистов;
· лизинговые (leasing) соглашения (их относят также к финансовым услугам)
|
Предпосылки создания международного рынка технологий
| · Появление в XVIII–XIX в.в. патентных систем;
· неравномерность научно – технического развития;
· вклады ведущих стран в НИР, вклад США в НИР больше, чем пяти следующих стран: Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, Японии
|
Агенты
| Крупные компании и мелкие инновационные фирмы (венчурные компании)
|
Современные особенности
| · Экспорт услуг, связанных с наукоемкой продукцией;
· Увеличение соответствующих государственных расходов;
· Увеличение числа коллективных НИР-фирм
|
Вопрос 5. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг
|
Инжиниринг (Engineering services) – услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, обслуживания объектов: инженерно-расчетные, услуги в процессе строительства.
|
Развитие рынка инжиниринговых услуг зависит:
| – от инвестиций;
– от НТП;
– от наличия свободного капитала (для этого рынка)
|
Спрос
| возрастает
|
Наибольшее число фирм
| в ФРГ и Австрии
|
Крупные компании
| в Великобритании, Нидерландах, Швеции, Финляндии
|
Большая часть контрактов
| в Азиатско-тихоокеанском регионе (53%), Европе (38%)
|
Консалтинг (consulting services) – консультации и помощь в решении деловых проблем.
|
Включает
| – управление фирмой, менеджерами;
– помощь в организации деятельности;
– формирование имиджа;
– аудит-консалтинговые сети, налоговый консалтинг, создание компьютерных сетей логистики, менеджмента…
|
Темп роста
| С 60-х гг. прирост до 15% в год
|
Крупные компании
| Американские, японские (мозговые центры, персонал, производство, продвижение товаров за рубеж)
|
Большая часть заказов приходится
| · В мире – на разработку управленческих решений (80% заказов);
· в РФ – на аудиторско-консалтинговые услуги
|
Информационные услуги (Information and/or data services) – предоставление деловой, правовой, медицинской, экологической информации
|
Владельцы информации
| Издательства, НИИ, специализированные учреждения
|
Большая часть рынка
| У ведущих стран – США > 50%, Японии, Великобритании (до 3/4 рынка)
|
Особенности рынка
| · рост спроса;
· компьютеризация;
· относительное увеличение виртуальной части;
· возрастание роли этих услуг
|
Вопрос 6. Страховые и банковские услуги (financial services)
|
Страховые услуги – комплекс услуг по страхованию рисков. Страхование международное – если участки в разных странах, или объект страхования находится в другой стране.
|
Основные услуги по страхованию рисков
| – транспортных (каско, карго);
– личного (например, в туристической поездке);
– ответственности (например, за невозврат кредита)
|
Ведущие компании
| США, Великобритании, Японии
|
Особенность рынка
| Проходит слияние, укрупнение компаний на этом рынке
|
Банковские услуги. Основные операции кредитные, депозитные, эмиссионные (ценных бумаг)
|
Агенты
| Крупные национальные банки и ТНБ
|
Ведущие банки
| Японии, Франции, Англии
|
Особенности рынка
| · Происходит слияние, укрупнение компаний на этом рынке;
· создаются офф-шоры банковской деятельности в США, Японии
|
| | |
Роль ГАТС в либерализации торговли услугами
| Ожидается быстрый рост доли услуг в мировой торговле, что связано с либерализацией этого рынка в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС – GATS)
|
Проблемы торговли услугами
| За дальнейшую существенную либерализацию выступают развитые страны (США, Япония и др.), но развивающиеся страны видят в этом угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов
|
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА