Тема 13. Регулирование внешней торговли товарами: неТарифные методы

1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли.

2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли.

3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли
Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешней торговли, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами (рис. 13-1).

Рис. 13-1

Экономические меры подобно таможенным пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли на рынке более дорогой импортный или более дешевый аналогичный отечественный товар (рис. 13-2).

Рис.13-2

Административные меры действуют непосредственным образом, т.е. минуя рыночные отношения, ограничивая доступ импортных товаров на внутренний рынок и поставку отечественных товаров за границу. При этом покупатель лишается права на свободный выбор товара, а государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка (рис. 13-3).

Рис. 13-3

Технические барьеры нетарифных ограничений – национальные требования к техническим характеристикам товаров, специальные требования к качеству товаров, требования соответствия товаров санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации, соблюдению прав собственности и др.
Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) – действующее в рамках ВТО соглашение, признающее за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров), целью которых является: обеспечение качества продукции, защита жизни и безопасности людей, животных и растений (рис. 13-4).

Рис. 13-4


Эмбарго
Эмбарго – запрет ввоза или вывоза товара в какую-либо страну (страны).
Мотивы – политические. В результате эмбарго наносится ущерб обеим сторонам. Выигрыш – у неприсоединившихся к эмбарго стран (рис. 13-5).
P 2

S 23 – внутреннее предложение страны 2 и предложение
нейтральных (третьих) стран

S 123 – экспортное предложение страны 1, внутреннее предложение страны 2
и предложение нейтральных (третьих) стран

Рис. 13-5

До эмбарго Цена P 1, величина спроса в стране 2 Q 0, предложение S 123, импорт и экспорт показаны фигурными скобками
После эмбарго Цена P 2, величина спроса в стране 2 Q 1, предложение S 23
Результат Потери 1-й страны: а, выигрыш изготовителей страны 2 и третьих стран: b, потери потребителей страны 2: b + c + d. Общие потери от эмбарго всех стран: a + c + d
Квотирование
В настоящее время средневзвешенный импортный ТТ по рекомендации ВТО должен быть низким 3%, поэтому государства применяют и нетарифные методы.
Квотирование – наиболее распространенная форма нетарифного ограничения внешней торговли – ограничение в количестве или стоимости ввозимого товара (рис. 13-6).
  Рис. 13-6 Квотирование импорта (КВ)
До введения КВ было Цена Pw,производство в национальной экономике Q 1
После введения КВ Цена Р 1, предложение S сум, потребление Q 2. Более высокая цена стимулирует отечественное производство
Результат Потери потребителя: a + b + c + d + e. Выигрыш производителя: а. c + d – доход государства при лицензировании или доход импортеров. Чистые потери b + e. Результат аналогичен введению ТТ, но в том случае доход частично идет в государственный бюджет, а в этом случае поступлений в государственный бюджет может и не быть
Добровольные экспортные ограничения (ДЭО)
ДЭО – страна-экспортер устанавливает добровольно квоту на вывоз своих товаров в другую страну.
Такая форма ограничения торговли лишь внешне представляется добровольной, а по существу она навязывается экспортеру под угрозой жестких протекционистских санкций и направлена на сдерживание ввоза определенных товаров. Самоограничение поставок осуществляется путем принятия одной из сторон обязательств: или сократить объем поставок; или снизить темп прироста поставок; или повысить цены на экспортируемые товары, что должно повлечь за собой сокращение поставок. С помощью указанных мер сдерживались продажи продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, молочных продуктов, бытовой электроники, легковых автомобилей, металлообрабатывающих станков.
Часто используются Японией и НИС при экспорте в США и ЕС. Последствия хуже, чем от тарифа или квоты. Обычно действуют параллельно с ТТ (ВТО требует отмены ДЭО).
Последствия добровольных экспортных ограничений (рис. 13-7). Рис. 13-7
До установления ДЭО Цена (Pw + ТТ), импорт Q 2, доход государства = Q 2 × TT
После установления ДЭО Q ДЭО – величина ДЭО, предложение S вн + Q ДЭО (на графике – ломаная линия), цена P 1, импорт = Q 1, доход государства = Q 1 ×TT
Результат Потери потребителей a + b + c + d + e, выигрыш изготовителя – область а, потери государства (f + g). Общий результат: потери (b + с + d + e + f + g)
Стимулирование экспорта
Экспортные субсидии (ЭС)
ГАТТ в редакции 1994 г. понимает под субсидией любую форму поддержки доходов и цен предприятия за счет государства. В соответствии с правилами ВТО субсидии делятся на специфические и неспецифические.
Специфические субсидии выделяются отдельным конкретным предприятиям или отраслям промышленности, ставя их в преимущественное положение.
Неспецифические субсидии распространяются на все без исключения предприятия, находящиеся в аналогичном положении.
ЭС вводятся для поощрения (увеличения) экспорта.
Одно из положений ГАТТ – 1994 оценивает экспортные субсидии как нарушение правил добросовестной международной конкуренции и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».
Последствия прямых экспортных субсидий (при относительно низкой эластичности спроса на мировом рынке) (рис. 13-8)
Dim спрос на импорт ИКП импортная компенсационная пошлина Рис. 13-8
До введения ЭС Цена Pw, импорт Mo
После введения ЭС ЭС = (Pw – Pc), Pc цена субсидированного импортного товара, импорт увеличивается до M 1
Результат после введения ИКП Площадь фигуры FADE – поступления в государственный бюджет страны – импортера
Последствия прямых экспортных субсидий (при высокой эластичности спроса на мировом рынке) (рис. 13-9)
 
 
F
G


Рис. 13-9

До введения ЭС Цена Pw, экспорт = Q 2
После введения ЭС ЭС – величина ЭС, производство соответствует точке F, цена P вн= PW + ЭС, экспорт увеличивается до Q 1
Результат Потери потребителей a + b, выигрыш изготовителей a + + b + c + d + e,затраты государства на субсидии: b + + c + d + e + f. Общий результат: потери страны в целом: (b + f)
Внутренние субсидии (ВС) (рис. 13-10)
Рис. 13-10
До введения ВС Цена Pw, предложение S вн, импорт = Q 3 –Q 1
После введения ВС ВС – величина ВС, предложение увеличивается до S нов, импорт сокращается до Q 3 –Q 2, увеличение предложения отечественного изготовителя составило Q 2 –Q 1
Результат Импорт сократился за счет увеличения отечественного производства, произошло частичное замещение импорта
Демпинг
Демпинг (dumping) – в ГАТТ понимается распространение продуктов одной страны на рынке другой страны по цене ниже нормальной, если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству одной из стран-участниц или существенно снижает производство национальной продукции. Под нормальной ценой понимается цена товара на внутреннем рынке страны-экспортера или производителя, либо цена при его экспорте в третью страну.
Разбойничий демпинг (predatory dumping) – временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурентов с данного рынка, и восстановление уровня цен по достижении цели.
Постоянный демпинг (persistent dumping) – поддержание низких цен продолжается неограниченное время.
Демпинг монополиста (рис. 13-11)
D вн – спрос на внутреннем рынке; MC, MR – предельные издержки и предельный доход. Прибыль максимизируется при MC = MR Рис. 13-11
При отсутствии демпинга Цена P 2, производство и продажа Q 2, общее количество купленного товара в стране и за рубежом Q 2
При наличии демпинга Объем товара Q 2 –Q 1 продается на внешнем рынке по цене P 2, объем Q 1 реализуется на внутреннем рынке по цене P 1
Результат Продажа за рубежом по цене более низкой, чем у себя в стране, т.е. демпинг
Принятый в 1967 г. в ГАТТ международный антидемпинговый кодекс позволяет странам-импортерам в случае предоставления доказательств вводить специальные защитные меры против демпинга
Антидемпинговые пошлины – пошлины, которыми облагаются товары, ввозимые в страну с использованием демпинга, т.е. занижения цены товара по сравнению с его нормальной стоимостью
В соответствии с Антидемпинговым кодексом ГАТТ для введения антидемпинговой пошлины необходимо соблюсти следующие условия.
Условия введения антидемпинговой пошлины
1. Факт демпинга должен быть установлен в ходе расследования. 2. Необходимо доказать, что факт демпинга нанес существенный ущерб национальному производству. 3. Величина пошлины не должна превышать величины демпинговой разности. 4. Пошлины могут вводиться только в случаях, если демпинговая разность превышает 2%, а общий объем импорта из страны, подвергшейся санкциям, составляет не менее 3% всего импорта данного товара в импортирующей стране. 5. Срок действия пошлин не должен превышать 5 лет и может продлеваться лишь в случае, если их отмена приведет к возобновлению ущерба от демпинга.
Вопрос 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли  
Основной принцип механизма мирового хозяйства – самоорганизация. При этом заметную роль играют ТНК. В то же время значительное место занимает торговая политика. Она осуществляется через двусторонние (между отдельными странами) и многосторонние международные договоры.  
Уровни регулирования экономики Общемировая координация (международные экономические организации); региональная координация (интеграционные союзы и таможенные объединения); внутригосударственное регулирование (ТТ, квоты…)  
Основная роль в общемировой координации принадлежит ВТО, ЮНКТАД, Европейской Экономической комиссии ООН (ЕЭК), ОЭСР, «Большой семерке»  
Значительная роль в региональной координации принадлежит Зонам свободной торговли. Зона свободной торговли – один из этапов международной экономической интеграции, предполагающий отмену странами-участницами таможенных барьеров во взаимной торговле при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам  
 
Таможенным союзам. Таможенный союз – один из этапов экономической интеграции. Образуется как результат соглашения группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов при одновременном установлении единого тарифного режима и переходе к единой торговой политике по отношению к третьим странам  

Последствия присоединения страны к таможенному союзу
Внутри союза торговля без ТТ (рис. 13-12). Рис. 13-12
До присоединения было Цена Pw + ТТ, импорт Q 1, доход государства = c + f
После присоединения Ценав странепонизиласьдо P внутри союза, ТТ = 0, импорт Q2, доход государства = 0, имеет место расширение торговли внутри союза и свертывание за его пределами
Результат Выигрыш потребителей a + b + c + d, потери изготовителя – область а, потери государства (c + f). Общий результат: (b + d – f), может быть положительным или отрицательным. Результат зависит от преобладания расширения или свертывания торговли
Вопрос 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли
Основная роль в либерализации торговли принадлежит ГАТТ/ВТО В 1947 г. 23 страны подписали ГАТТ, где провозглашены следующие три принципа: · равный режим для всех стран (не дискриминация) – режим наибольшего благоприятствования; · снижение пошлин; · устранение количественных ограничений
При разрешении разногласий рекомендовано использовать: взаимность уступок; переговоры и третейские суды в разрешении споров (третейский суд – суд, избираемый спорящими сторонами)
Затем в 1986 г. (в Уругвае) было решено · устранить ограничение в торговле с∕х товарами; · устранить ограничение в торговле услугами; · устранить ограничение в инвестициях; · внедрить на международной основе признание авторских прав
Переговоры России о вступлении в ГАТТ/ВТО Проводятся с 1994 г., начались с составления Меморандума, который содержал: – направления экономических реформ; – внешнеторговый механизм; – состояние валютно-финансовой сферы; – основные законы о внешнеэкономической деятельности; – статистику экономики
В 1994 г. заключено соглашение о сотрудничестве с ЕС, по нему РФ отнесена к странам с переходной экономикой
Сложности вступления России в ВТО · субсидирование производства, особенно с∕х продукции (демпинг); · ужесточение конкуренции, слабая конкуренто-способность; · необходимость улучшения статистической отчет-ности; · необходимость перехода к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов (в т.ч. и при закупках правительства); · предъявление к РФ необязательных требований со стороны ВТО и отдельных стран
Несмотря на трудности, которые предстоит испытать российской экономике в связи со вступлением в ВТО, альтернативы этому процессу, по мнению многих экономистов, не существует.
Направления деятельности и роль ВТО представлены ее организационной структурой (рис. 13-13).
Организационная структура ВТО Рис. 13-13

 
 

Тема 14. Международный рынок услуг


1. Характеристика и классификация услуг.

2. Международные транспортные услуги.

3. Международный туризм.

4. Международный рынок технологий.

5. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг.

6. Страховые и банковские услуги.

Вопрос 1. Характеристика и классификация услуг
Важную и все более возрастающую часть в международной торговле занимает торговля услугами. Стоимость мировой торговли коммерческими услугами составляет около четверти стоимостного объема торговли товарами.
Услуги – это тоже товары, но часто услуги неосязаемы, поэтому их называют в МЭО «невидимым» экспортом и импортом. Полезный эффект услуги экспортируется посредством передачи материального носителя (документ, обзор, обученный специалист), непосредственно услуги (транспорт, связь и т.п.) или временным перемещением производителя или потребителя данной услуги.
Услуги – продукт многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей.
Различия товаров и услуг
Товары Услуги
Осязаемы Неосязаемы
Видимы Невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
Торговля товарами не связана с производством Торговля товарами связана с производством
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории страны Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу (т.е. нерезиденту), даже если он находится на таможенной территории страны
В рамках Уругвайского раунда многосторонних переговоров (ныне ВТО) действует классификатор услуг, который включает 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 разделов.

Классификация услуг[1]
Раздел Количество групп Доли в производстве услуг (%)
I Деловые услуги    
А. Профессиональные (правовые, бухгалтерские, налоговые, архитектурные, медицинские и др.)   8,0
Б. Коммерческие услуги (консультация, обработка данных, ведение банка данных и др.)   2,0
В. Научно-исследовательские услуги (естественные науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные услуги)   2,0
Г. Услуги, связанные с арендой недвижимости   11,0
Д. Услуги, связанные с арендой и лизингом   2,0
Е. Другие деловые услуги (реклама, исследование рынков, консалтинговые, инжиниринговые   9,0
II Коммуникационные услуги   5,2
А. Почтовые услуги   0,5
Б. Курьерская служба   0,2
В. Телекоммуникационные услуги и др.   3,8
Г. Аудивизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, кинопроекция, радио и телевидение, звукозапись и др.)   0,9
III Строительные и конструкторские услуги   6,4
IV Услуги, связанные с распределением (дистрибьюторские)    
V Образовательные услуги   0,3
VI Услуги, связанные с охраной окружающей среды   0,2
VII Финансовые услуги   9,8
А. Страхование   3,8
Б. Банковские услуги   6,0
В. Другие виды    
VIII Медицинские услуги   4,7
Туристические услуги   3,2
Х Развлечения, культурные и спортивные услуги   0,8
ХI Транспортные услуги   8,2
А. Морские транспортные услуги (пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренда судов с командой, ремонт судов, буксирование и др.)   1,7
Б. Услуги внутреннего транспорта   0,5
В. Услуги воздушного транспорта   0,1
Г. Услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников   0,02
Д. Железнодорожный транспорт   0,3
Е. Наземный безрельсовый транспорт   1,0
Ж. Трубопроводный транспорт   1,0
З. Другие транспортные услуги   1,0
ХII Другие виды услуг, не включенные в вышеперечисленные группы   8,4
ГАТС ВТО предусмотрены четыре способа торговли услугами
Трансграничная поставка (cross-border trade) С территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО
Потребление за рубежом(consumption abroad) На территории одного члена ВТО потребителю услуг другого члена ВТО
Коммерческое присутствие в стране предоставления услуг(commertial presence, right of establishment) Поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО
Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу(presence of natural persons providing services) Поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц этого члена на территории другого члена ВТО
Темпы роста услуг
Доля услуг Достигает 70% и более в ВВП развитых стран и, как указано выше, составляет около 25% от стоимости экспорта в МЭО  
Темп роста международной торговли услугами Последние 10 лет ХХ в. 6,27% и последние 5 лет ХХ в. 6,35% в реальном исчислении в год  
Темп роста занятых в сфере услуг в мире К 2000 г. составил 5,7%  
Теория торговли услугами  
Теория спроса и предложения в международной торговле применима к торговле услугами.  
Теория сравнительных преимуществ (Рикардо) При определении альтернативной стоимости образовательная услуга сравнима с туристической услугой, страховая услуга сравнима с транспортной услугой, если они продаются нерезидентам  
Применимы и другие теории, например, теория Хекшера–Олина Одни страны специализируются на предоставлении туристических услуг, другие – на предоставлении деловых услуг в силу их относительной избыточности в странах  
       
Вопрос 2. Международные транспортные услуги (Transport services)  
Международные транспортные услуги – это услуги всех видов транспорта (морской, наземный, воздушный, трубопроводный, речной…), оказываемый резидентами одной стороны резидентам другой страны.  
Транспортные издержки составляют примерно 5% мирового экспорта  
Влияние транспортных издержек на международную торговлю  
· Уменьшают экспорт; · препятствуют выравниванию цен товаров, услуг, факторов; · влияют на специализацию; · распределяются между экспортером и импортером в зависимости от эластичности спроса и предложения.  
Морской транспорт  
Тоннаж (дедвейт) 1996 г. – 758,2 млн т, 1997 г. – 780 млн т, 2000 г. – 880 млн т, сухогрузный (30%), танкерный (100 – 30 = 70%)  
Объем перевозок 5 млрд т грузов ежегодно  
Темп роста объема перевозок ~ 4% /год  
Страны, владеющие большим торговым флотом Япония, Греция, США, Великобритания, Норвегия, Гонконг, Россия, Китай, Германия  
Замечание Перевозки внутренним водным транспортом снизились из-за развития автоперевозок  
Трубопроводный транспорт  
Развивается динамично в США, РФ и др.
Особенность дешевое транспортирование
Железнодорожный транспорт  
Объем перевозок 3,7 млрд т грузов ежегодно  
Особенность доля сокращается  
Воздушный транспорт  
Большей частью занят в международных перевозках (54%)  
Особенность развивается динамично  
Автомобильный транспорт  
Объем перевозок 16 млрд т грузов ежегодно  
Большей частью занят Во внутренних перевозках (95%)  
Ежегодный объем прироста перевозок 3,5% в год  
Транспорт в международных перевозках Европы Volvo, Mersedes, Man, DAF  
Место российских фирм В международных перевозках (в РФ – 11 тыс. авто) почти полностью вытеснены с рынка перевозок экспортных и импортных товаров РФ, Польшей (20 тыс. авто), Болгарией (20 тыс. авто), Литвой –12, Украиной – 11, Латвией – 10, Словакией – 5,5  
         
Вопрос 3. Международный туризм (tourist services)
Международный туризм – это предоставление туристических услуг и товаров туристического спроса.
В 60–70 гг. приобрел всемирный характер с повышением уровня жизни.
Доходы туристических фирм в мире ~500 млн $ (в т.ч. США ~80 млн $, Испания ~37 млн $, Франция ~34 млн $, Италия ~22 млн $, Китай ~ 20, млн $, Россия ~ 4 млн $)
Темп роста объемов услуг 4,5–5% в год
Значение международного туризма · Расширение МРТ; · Источник валюты; · Косвенный и вторичный эффект туризма – увеличение D на отечественные товары, рост занятости, доходов занятых, увеличение спроса на товары поставщиков
Особенности сферы туризма · Засилье ТНК. · Возрастание стоимости из-за высокого уровня капиталоемкости
Центры туризма Европа, Северная Америка
Нетто –экспортеры туристических услуг Франция, Италия, Испания, Мексика, Китай, Россия
Вопрос 4. Международный рынок технологий
Рынок технологий – это обмен технологиями в коммерческой и некоммерческой форме, относится к прочим услугам по классификации ВТО.
Обмен в некоммерческой форме Публикации, выставки, конференции…
Обмен в коммерческой форме · Лицензионные соглашения – передача прав пользования патентами, технической документацией, инжиниринговые услуги, стражировка специалистов; · лизинговые (leasing) соглашения (их относят также к финансовым услугам)
Предпосылки создания международного рынка технологий · Появление в XVIII–XIX в.в. патентных систем; · неравномерность научно – технического развития; · вклады ведущих стран в НИР, вклад США в НИР больше, чем пяти следующих стран: Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, Японии
Агенты Крупные компании и мелкие инновационные фирмы (венчурные компании)
Современные особенности · Экспорт услуг, связанных с наукоемкой продукцией; · Увеличение соответствующих государственных расходов; · Увеличение числа коллективных НИР-фирм
Вопрос 5. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг
Инжиниринг (Engineering services) – услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, обслуживания объектов: инженерно-расчетные, услуги в процессе строительства.
Развитие рынка инжиниринговых услуг зависит: – от инвестиций; – от НТП; – от наличия свободного капитала (для этого рынка)
Спрос возрастает
Наибольшее число фирм в ФРГ и Австрии
Крупные компании в Великобритании, Нидерландах, Швеции, Финляндии
Большая часть контрактов в Азиатско-тихоокеанском регионе (53%), Европе (38%)
Консалтинг (consulting services) – консультации и помощь в решении деловых проблем.
Включает – управление фирмой, менеджерами; – помощь в организации деятельности; – формирование имиджа; – аудит-консалтинговые сети, налоговый консалтинг, создание компьютерных сетей логистики, менеджмента…
Темп роста С 60-х гг. прирост до 15% в год
Крупные компании Американские, японские (мозговые центры, персонал, производство, продвижение товаров за рубеж)
Большая часть заказов приходится · В мире – на разработку управленческих решений (80% заказов); · в РФ – на аудиторско-консалтинговые услуги
Информационные услуги (Information and/or data services) – предоставление деловой, правовой, медицинской, экологической информации
Владельцы информации Издательства, НИИ, специализированные учреждения
Большая часть рынка У ведущих стран – США > 50%, Японии, Великобритании (до 3/4 рынка)
Особенности рынка · рост спроса; · компьютеризация; · относительное увеличение виртуальной части; · возрастание роли этих услуг
Вопрос 6. Страховые и банковские услуги (financial services)
Страховые услуги – комплекс услуг по страхованию рисков. Страхование международное – если участки в разных странах, или объект страхования находится в другой стране.
Основные услуги по страхованию рисков – транспортных (каско, карго); – личного (например, в туристической поездке); – ответственности (например, за невозврат кредита)
Ведущие компании США, Великобритании, Японии
Особенность рынка Проходит слияние, укрупнение компаний на этом рынке
Банковские услуги. Основные операции кредитные, депозитные, эмиссионные (ценных бумаг)
Агенты Крупные национальные банки и ТНБ
Ведущие банки Японии, Франции, Англии
Особенности рынка · Происходит слияние, укрупнение компаний на этом рынке; · создаются офф-шоры банковской деятельности в США, Японии
     
Роль ГАТС в либерализации торговли услугами Ожидается быстрый рост доли услуг в мировой торговле, что связано с либерализацией этого рынка в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС – GATS)
Проблемы торговли услугами За дальнейшую существенную либерализацию выступают развитые страны (США, Япония и др.), но развивающиеся страны видят в этом угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов

 
 

Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: