1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли.
2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли.
3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.
| Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли |
| Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешней торговли, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами (рис. 13-1). |

Рис. 13-1
| Экономические меры подобно таможенным пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли на рынке более дорогой импортный или более дешевый аналогичный отечественный товар (рис. 13-2). |

Рис.13-2
| Административные меры действуют непосредственным образом, т.е. минуя рыночные отношения, ограничивая доступ импортных товаров на внутренний рынок и поставку отечественных товаров за границу. При этом покупатель лишается права на свободный выбор товара, а государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка (рис. 13-3). |

Рис. 13-3
| Технические барьеры нетарифных ограничений – национальные требования к техническим характеристикам товаров, специальные требования к качеству товаров, требования соответствия товаров санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации, соблюдению прав собственности и др. |
| Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) – действующее в рамках ВТО соглашение, признающее за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров), целью которых является: обеспечение качества продукции, защита жизни и безопасности людей, животных и растений (рис. 13-4). |


Рис. 13-4
| Эмбарго |
| Эмбарго – запрет ввоза или вывоза товара в какую-либо страну (страны). |
| Мотивы – политические. В результате эмбарго наносится ущерб обеим сторонам. Выигрыш – у неприсоединившихся к эмбарго стран (рис. 13-5). |
 S 23 – внутреннее предложение страны 2 и предложение нейтральных (третьих) стран S 123 – экспортное предложение страны 1, внутреннее предложение страны 2 и предложение нейтральных (третьих) стран Рис. 13-5 |
| До эмбарго | Цена P 1, величина спроса в стране 2 Q 0, предложение S 123, импорт и экспорт показаны фигурными скобками |
| После эмбарго | Цена P 2, величина спроса в стране 2 Q 1, предложение S 23 |
| Результат | Потери 1-й страны: а, выигрыш изготовителей страны 2 и третьих стран: b, потери потребителей страны 2: b + c + d. Общие потери от эмбарго всех стран: a + c + d |
| Квотирование |
| В настоящее время средневзвешенный импортный ТТ по рекомендации ВТО должен быть низким 3%, поэтому государства применяют и нетарифные методы. |
| Квотирование – наиболее распространенная форма нетарифного ограничения внешней торговли – ограничение в количестве или стоимости ввозимого товара (рис. 13-6). |
| Рис. 13-6 Квотирование импорта (КВ) |
| До введения КВ было | Цена Pw,производство в национальной экономике Q 1 |
| После введения КВ | Цена Р 1, предложение S сум, потребление Q 2. Более высокая цена стимулирует отечественное производство |
| Результат | Потери потребителя: a + b + c + d + e. Выигрыш производителя: а. c + d – доход государства при лицензировании или доход импортеров. Чистые потери b + e. Результат аналогичен введению ТТ, но в том случае доход частично идет в государственный бюджет, а в этом случае поступлений в государственный бюджет может и не быть |
| Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) |
| ДЭО – страна-экспортер устанавливает добровольно квоту на вывоз своих товаров в другую страну. |
| Такая форма ограничения торговли лишь внешне представляется добровольной, а по существу она навязывается экспортеру под угрозой жестких протекционистских санкций и направлена на сдерживание ввоза определенных товаров. Самоограничение поставок осуществляется путем принятия одной из сторон обязательств: или сократить объем поставок; или снизить темп прироста поставок; или повысить цены на экспортируемые товары, что должно повлечь за собой сокращение поставок. С помощью указанных мер сдерживались продажи продукции текстильной, швейной и обувной промышленности, черной металлургии, молочных продуктов, бытовой электроники, легковых автомобилей, металлообрабатывающих станков. |
| Часто используются Японией и НИС при экспорте в США и ЕС. Последствия хуже, чем от тарифа или квоты. Обычно действуют параллельно с ТТ (ВТО требует отмены ДЭО). |
Последствия добровольных экспортных ограничений (рис. 13-7). Рис. 13-7 |
| До установления ДЭО | Цена (Pw + ТТ), импорт Q 2, доход государства = Q 2 × TT |
| После установления ДЭО | Q ДЭО – величина ДЭО, предложение S вн + Q ДЭО (на графике – ломаная линия), цена P 1, импорт = Q 1, доход государства = Q 1 ×TT |
| Результат | Потери потребителей a + b + c + d + e, выигрыш изготовителя – область а, потери государства (f + g). Общий результат: потери (b + с + d + e + f + g) |
| Стимулирование экспорта |
| Экспортные субсидии (ЭС) |
| ГАТТ в редакции 1994 г. понимает под субсидией любую форму поддержки доходов и цен предприятия за счет государства. В соответствии с правилами ВТО субсидии делятся на специфические и неспецифические. |
| Специфические субсидии выделяются отдельным конкретным предприятиям или отраслям промышленности, ставя их в преимущественное положение. |
| Неспецифические субсидии распространяются на все без исключения предприятия, находящиеся в аналогичном положении. |
| ЭС вводятся для поощрения (увеличения) экспорта. |
| Одно из положений ГАТТ – 1994 оценивает экспортные субсидии как нарушение правил добросовестной международной конкуренции и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин». |
| Последствия прямых экспортных субсидий (при относительно низкой эластичности спроса на мировом рынке) (рис. 13-8) |
Dim – спрос на импорт ИКП – импортная компенсационная пошлина Рис. 13-8 |
| До введения ЭС | Цена Pw, импорт Mo |
| После введения ЭС | ЭС = (Pw – Pc), Pc – цена субсидированного импортного товара, импорт увеличивается до M 1 |
| Результат после введения ИКП | Площадь фигуры FADE – поступления в государственный бюджет страны – импортера |
| Последствия прямых экспортных субсидий (при высокой эластичности спроса на мировом рынке) (рис. 13-9) |
Рис. 13-9 |
| До введения ЭС | Цена Pw, экспорт = Q 2 |
| После введения ЭС | ЭС – величина ЭС, производство соответствует точке F, цена P вн= PW + ЭС, экспорт увеличивается до Q 1 |
| Результат | Потери потребителей a + b, выигрыш изготовителей a + + b + c + d + e,затраты государства на субсидии: b + + c + d + e + f. Общий результат: потери страны в целом: (b + f) |
| Внутренние субсидии (ВС) (рис. 13-10) |
Рис. 13-10 |
| До введения ВС | Цена Pw, предложение S вн, импорт = Q 3 –Q 1 |
| После введения ВС | ВС – величина ВС, предложение увеличивается до S нов, импорт сокращается до Q 3 –Q 2, увеличение предложения отечественного изготовителя составило Q 2 –Q 1 |
| Результат | Импорт сократился за счет увеличения отечественного производства, произошло частичное замещение импорта |
| Демпинг |
| Демпинг (dumping) – в ГАТТ понимается распространение продуктов одной страны на рынке другой страны по цене ниже нормальной, если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству одной из стран-участниц или существенно снижает производство национальной продукции. Под нормальной ценой понимается цена товара на внутреннем рынке страны-экспортера или производителя, либо цена при его экспорте в третью страну. |
| Разбойничий демпинг (predatory dumping) – временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурентов с данного рынка, и восстановление уровня цен по достижении цели. |
| Постоянный демпинг (persistent dumping) – поддержание низких цен продолжается неограниченное время. |
| Демпинг монополиста (рис. 13-11) |
D вн – спрос на внутреннем рынке; MC, MR – предельные издержки и предельный доход. Прибыль максимизируется при MC = MR Рис. 13-11 |
| При отсутствии демпинга | Цена P 2, производство и продажа Q 2, общее количество купленного товара в стране и за рубежом Q 2 |
| При наличии демпинга | Объем товара Q 2 –Q 1 продается на внешнем рынке по цене P 2, объем Q 1 реализуется на внутреннем рынке по цене P 1 |
| Результат | Продажа за рубежом по цене более низкой, чем у себя в стране, т.е. демпинг |
| Принятый в 1967 г. в ГАТТ международный антидемпинговый кодекс позволяет странам-импортерам в случае предоставления доказательств вводить специальные защитные меры против демпинга |
| Антидемпинговые пошлины – пошлины, которыми облагаются товары, ввозимые в страну с использованием демпинга, т.е. занижения цены товара по сравнению с его нормальной стоимостью |
| В соответствии с Антидемпинговым кодексом ГАТТ для введения антидемпинговой пошлины необходимо соблюсти следующие условия. |
| Условия введения антидемпинговой пошлины |
| 1. Факт демпинга должен быть установлен в ходе расследования. 2. Необходимо доказать, что факт демпинга нанес существенный ущерб национальному производству. 3. Величина пошлины не должна превышать величины демпинговой разности. 4. Пошлины могут вводиться только в случаях, если демпинговая разность превышает 2%, а общий объем импорта из страны, подвергшейся санкциям, составляет не менее 3% всего импорта данного товара в импортирующей стране. 5. Срок действия пошлин не должен превышать 5 лет и может продлеваться лишь в случае, если их отмена приведет к возобновлению ущерба от демпинга. |
| Вопрос 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли | |
| Основной принцип механизма мирового хозяйства – самоорганизация. При этом заметную роль играют ТНК. В то же время значительное место занимает торговая политика. Она осуществляется через двусторонние (между отдельными странами) и многосторонние международные договоры. | |
| Уровни регулирования экономики | Общемировая координация (международные экономические организации); региональная координация (интеграционные союзы и таможенные объединения); внутригосударственное регулирование (ТТ, квоты…) | |
| Основная роль в общемировой координации принадлежит | ВТО, ЮНКТАД, Европейской Экономической комиссии ООН (ЕЭК), ОЭСР, «Большой семерке» | |
| Значительная роль в региональной координации принадлежит | Зонам свободной торговли. Зона свободной торговли – один из этапов международной экономической интеграции, предполагающий отмену странами-участницами таможенных барьеров во взаимной торговле при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам | |
| |
| Таможенным союзам. Таможенный союз – один из этапов экономической интеграции. Образуется как результат соглашения группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов при одновременном установлении единого тарифного режима и переходе к единой торговой политике по отношению к третьим странам | |
| Последствия присоединения страны к таможенному союзу |
Внутри союза торговля без ТТ (рис. 13-12). Рис. 13-12 |
| До присоединения было | Цена Pw + ТТ, импорт Q 1, доход государства = c + f |
| После присоединения | Ценав странепонизиласьдо P внутри союза, ТТ = 0, импорт Q2, доход государства = 0, имеет место расширение торговли внутри союза и свертывание за его пределами |
| Результат | Выигрыш потребителей a + b + c + d, потери изготовителя – область а, потери государства (c + f). Общий результат: (b + d – f), может быть положительным или отрицательным. Результат зависит от преобладания расширения или свертывания торговли |
| Вопрос 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли |
| Основная роль в либерализации торговли принадлежит ГАТТ/ВТО | В 1947 г. 23 страны подписали ГАТТ, где провозглашены следующие три принципа: · равный режим для всех стран (не дискриминация) – режим наибольшего благоприятствования; · снижение пошлин; · устранение количественных ограничений |
| При разрешении разногласий рекомендовано использовать: взаимность уступок; переговоры и третейские суды в разрешении споров (третейский суд – суд, избираемый спорящими сторонами) |
| Затем в 1986 г. (в Уругвае) было решено | · устранить ограничение в торговле с∕х товарами; · устранить ограничение в торговле услугами; · устранить ограничение в инвестициях; · внедрить на международной основе признание авторских прав |
| Переговоры России о вступлении в ГАТТ/ВТО | Проводятся с 1994 г., начались с составления Меморандума, который содержал: – направления экономических реформ; – внешнеторговый механизм; – состояние валютно-финансовой сферы; – основные законы о внешнеэкономической деятельности; – статистику экономики |
| В 1994 г. заключено соглашение о сотрудничестве с ЕС, по нему РФ отнесена к странам с переходной экономикой |
| Сложности вступления России в ВТО | · субсидирование производства, особенно с∕х продукции (демпинг); · ужесточение конкуренции, слабая конкуренто-способность; · необходимость улучшения статистической отчет-ности; · необходимость перехода к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов (в т.ч. и при закупках правительства); · предъявление к РФ необязательных требований со стороны ВТО и отдельных стран |
| Несмотря на трудности, которые предстоит испытать российской экономике в связи со вступлением в ВТО, альтернативы этому процессу, по мнению многих экономистов, не существует. |
| Направления деятельности и роль ВТО представлены ее организационной структурой (рис. 13-13). |
Организационная структура ВТО Рис. 13-13 |
Тема 14. Международный рынок услуг
1. Характеристика и классификация услуг.
2. Международные транспортные услуги.
3. Международный туризм.
4. Международный рынок технологий.
5. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг.
6. Страховые и банковские услуги.
| Вопрос 1. Характеристика и классификация услуг |
| Важную и все более возрастающую часть в международной торговле занимает торговля услугами. Стоимость мировой торговли коммерческими услугами составляет около четверти стоимостного объема торговли товарами. |
| Услуги – это тоже товары, но часто услуги неосязаемы, поэтому их называют в МЭО «невидимым» экспортом и импортом. Полезный эффект услуги экспортируется посредством передачи материального носителя (документ, обзор, обученный специалист), непосредственно услуги (транспорт, связь и т.п.) или временным перемещением производителя или потребителя данной услуги. |
| Услуги – продукт многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. |
| Различия товаров и услуг |
| Товары | Услуги |
| Осязаемы | Неосязаемы |
| Видимы | Невидимы |
| Поддаются хранению | Не поддаются хранению |
| Торговля товарами не связана с производством | Торговля товарами связана с производством |
| Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории страны | Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу (т.е. нерезиденту), даже если он находится на таможенной территории страны |
| В рамках Уругвайского раунда многосторонних переговоров (ныне ВТО) действует классификатор услуг, который включает 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 разделов. |
| Классификация услуг[1] |
| Раздел | Количество групп | Доли в производстве услуг (%) |
| I | Деловые услуги | | |
| А. Профессиональные (правовые, бухгалтерские, налоговые, архитектурные, медицинские и др.) | | 8,0 |
| Б. Коммерческие услуги (консультация, обработка данных, ведение банка данных и др.) | | 2,0 |
| В. Научно-исследовательские услуги (естественные науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные услуги) | | 2,0 |
| Г. Услуги, связанные с арендой недвижимости | | 11,0 |
| Д. Услуги, связанные с арендой и лизингом | | 2,0 |
| Е. Другие деловые услуги (реклама, исследование рынков, консалтинговые, инжиниринговые | | 9,0 |
| II | Коммуникационные услуги | | 5,2 |
| А. Почтовые услуги | | 0,5 |
| Б. Курьерская служба | | 0,2 |
| В. Телекоммуникационные услуги и др. | | 3,8 |
| Г. Аудивизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, кинопроекция, радио и телевидение, звукозапись и др.) | | 0,9 |
| III | Строительные и конструкторские услуги | | 6,4 |
| IV | Услуги, связанные с распределением (дистрибьюторские) | | |
| V | Образовательные услуги | | 0,3 |
| VI | Услуги, связанные с охраной окружающей среды | | 0,2 |
| VII | Финансовые услуги | | 9,8 |
| А. Страхование | | 3,8 |
| Б. Банковские услуги | | 6,0 |
| В. Другие виды | | |
| VIII | Медицинские услуги | | 4,7 |
| IХ | Туристические услуги | | 3,2 |
| Х | Развлечения, культурные и спортивные услуги | | 0,8 |
| ХI | Транспортные услуги | | 8,2 |
| А. Морские транспортные услуги (пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренда судов с командой, ремонт судов, буксирование и др.) | | 1,7 |
| Б. Услуги внутреннего транспорта | | 0,5 |
| В. Услуги воздушного транспорта | | 0,1 |
| Г. Услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников | | 0,02 |
| Д. Железнодорожный транспорт | | 0,3 |
| Е. Наземный безрельсовый транспорт | | 1,0 |
| Ж. Трубопроводный транспорт | | 1,0 |
| З. Другие транспортные услуги | | 1,0 |
| ХII | Другие виды услуг, не включенные в вышеперечисленные группы | | 8,4 |
| ГАТС ВТО предусмотрены четыре способа торговли услугами |
| Трансграничная поставка (cross-border trade) | С территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО |
| Потребление за рубежом(consumption abroad) | На территории одного члена ВТО потребителю услуг другого члена ВТО |
| Коммерческое присутствие в стране предоставления услуг(commertial presence, right of establishment) | Поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО |
| Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу(presence of natural persons providing services) | Поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц этого члена на территории другого члена ВТО |
| Темпы роста услуг |
| Доля услуг | Достигает 70% и более в ВВП развитых стран и, как указано выше, составляет около 25% от стоимости экспорта в МЭО | |
| Темп роста международной торговли услугами | Последние 10 лет ХХ в. 6,27% и последние 5 лет ХХ в. 6,35% в реальном исчислении в год | |
| Темп роста занятых в сфере услуг в мире | К 2000 г. составил 5,7% | |
| Теория торговли услугами | |
| Теория спроса и предложения в международной торговле применима к торговле услугами. | |
| Теория сравнительных преимуществ (Рикардо) | При определении альтернативной стоимости образовательная услуга сравнима с туристической услугой, страховая услуга сравнима с транспортной услугой, если они продаются нерезидентам | |
| Применимы и другие теории, например, теория Хекшера–Олина | Одни страны специализируются на предоставлении туристических услуг, другие – на предоставлении деловых услуг в силу их относительной избыточности в странах | |
| | | | |
| Вопрос 2. Международные транспортные услуги (Transport services) | |
| Международные транспортные услуги – это услуги всех видов транспорта (морской, наземный, воздушный, трубопроводный, речной…), оказываемый резидентами одной стороны резидентам другой страны. | |
| Транспортные издержки составляют примерно 5% мирового экспорта | |
| Влияние транспортных издержек на международную торговлю | |
| · Уменьшают экспорт; · препятствуют выравниванию цен товаров, услуг, факторов; · влияют на специализацию; · распределяются между экспортером и импортером в зависимости от эластичности спроса и предложения. | |
| Морской транспорт | |
| Тоннаж (дедвейт) | 1996 г. – 758,2 млн т, 1997 г. – 780 млн т, 2000 г. – 880 млн т, сухогрузный (30%), танкерный (100 – 30 = 70%) | |
| Объем перевозок | 5 млрд т грузов ежегодно | |
| Темп роста объема перевозок | ~ 4% /год | |
| Страны, владеющие большим торговым флотом | Япония, Греция, США, Великобритания, Норвегия, Гонконг, Россия, Китай, Германия | |
| Замечание | Перевозки внутренним водным транспортом снизились из-за развития автоперевозок | |
| Трубопроводный транспорт | |
| Развивается динамично | в США, РФ и др. |
| Особенность | дешевое транспортирование |
| Железнодорожный транспорт | |
| Объем перевозок | 3,7 млрд т грузов ежегодно | |
| Особенность | доля сокращается | |
| Воздушный транспорт | |
| Большей частью занят | в международных перевозках (54%) | |
| Особенность | развивается динамично | |
| Автомобильный транспорт | |
| Объем перевозок | 16 млрд т грузов ежегодно | |
| Большей частью занят | Во внутренних перевозках (95%) | |
| Ежегодный объем прироста перевозок | 3,5% в год | |
| Транспорт в международных перевозках Европы | Volvo, Mersedes, Man, DAF | |
| Место российских фирм | В международных перевозках (в РФ – 11 тыс. авто) почти полностью вытеснены с рынка перевозок экспортных и импортных товаров РФ, Польшей (20 тыс. авто), Болгарией (20 тыс. авто), Литвой –12, Украиной – 11, Латвией – 10, Словакией – 5,5 | |
| | | | | |
| Вопрос 3. Международный туризм (tourist services) |
| Международный туризм – это предоставление туристических услуг и товаров туристического спроса. |
| В 60–70 гг. приобрел всемирный характер с повышением уровня жизни. |
| Доходы туристических фирм в мире | ~500 млн $ (в т.ч. США ~80 млн $, Испания ~37 млн $, Франция ~34 млн $, Италия ~22 млн $, Китай ~ 20, млн $, Россия ~ 4 млн $) |
| Темп роста объемов услуг | 4,5–5% в год |
| Значение международного туризма | · Расширение МРТ; · Источник валюты; · Косвенный и вторичный эффект туризма – увеличение D на отечественные товары, рост занятости, доходов занятых, увеличение спроса на товары поставщиков |
| Особенности сферы туризма | · Засилье ТНК. · Возрастание стоимости из-за высокого уровня капиталоемкости |
| Центры туризма | Европа, Северная Америка |
| Нетто –экспортеры туристических услуг | Франция, Италия, Испания, Мексика, Китай, Россия |
| Вопрос 4. Международный рынок технологий |
| Рынок технологий – это обмен технологиями в коммерческой и некоммерческой форме, относится к прочим услугам по классификации ВТО. |
| Обмен в некоммерческой форме | Публикации, выставки, конференции… |
| Обмен в коммерческой форме | · Лицензионные соглашения – передача прав пользования патентами, технической документацией, инжиниринговые услуги, стражировка специалистов; · лизинговые (leasing) соглашения (их относят также к финансовым услугам) |
| Предпосылки создания международного рынка технологий | · Появление в XVIII–XIX в.в. патентных систем; · неравномерность научно – технического развития; · вклады ведущих стран в НИР, вклад США в НИР больше, чем пяти следующих стран: Франции, Великобритании, ФРГ, Италии, Японии |
| Агенты | Крупные компании и мелкие инновационные фирмы (венчурные компании) |
| Современные особенности | · Экспорт услуг, связанных с наукоемкой продукцией; · Увеличение соответствующих государственных расходов; · Увеличение числа коллективных НИР-фирм |
| Вопрос 5. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг |
| Инжиниринг (Engineering services) – услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, обслуживания объектов: инженерно-расчетные, услуги в процессе строительства. |
| Развитие рынка инжиниринговых услуг зависит: | – от инвестиций; – от НТП; – от наличия свободного капитала (для этого рынка) |
| Спрос | возрастает |
| Наибольшее число фирм | в ФРГ и Австрии |
| Крупные компании | в Великобритании, Нидерландах, Швеции, Финляндии |
| Большая часть контрактов | в Азиатско-тихоокеанском регионе (53%), Европе (38%) |
| Консалтинг (consulting services) – консультации и помощь в решении деловых проблем. |
| Включает | – управление фирмой, менеджерами; – помощь в организации деятельности; – формирование имиджа; – аудит-консалтинговые сети, налоговый консалтинг, создание компьютерных сетей логистики, менеджмента… |
| Темп роста | С 60-х гг. прирост до 15% в год |
| Крупные компании | Американские, японские (мозговые центры, персонал, производство, продвижение товаров за рубеж) |
| Большая часть заказов приходится | · В мире – на разработку управленческих решений (80% заказов); · в РФ – на аудиторско-консалтинговые услуги |
| Информационные услуги (Information and/or data services) – предоставление деловой, правовой, медицинской, экологической информации |
| Владельцы информации | Издательства, НИИ, специализированные учреждения |
| Большая часть рынка | У ведущих стран – США > 50%, Японии, Великобритании (до 3/4 рынка) |
| Особенности рынка | · рост спроса; · компьютеризация; · относительное увеличение виртуальной части; · возрастание роли этих услуг |
| Вопрос 6. Страховые и банковские услуги (financial services) |
| Страховые услуги – комплекс услуг по страхованию рисков. Страхование международное – если участки в разных странах, или объект страхования находится в другой стране. |
| Основные услуги по страхованию рисков | – транспортных (каско, карго); – личного (например, в туристической поездке); – ответственности (например, за невозврат кредита) |
| Ведущие компании | США, Великобритании, Японии |
| Особенность рынка | Проходит слияние, укрупнение компаний на этом рынке |
| Банковские услуги. Основные операции кредитные, депозитные, эмиссионные (ценных бумаг) |
| Агенты | Крупные национальные банки и ТНБ |
| Ведущие банки | Японии, Франции, Англии |
| Особенности рынка | · Происходит слияние, укрупнение компаний на этом рынке; · создаются офф-шоры банковской деятельности в США, Японии |
| | | |
| Роль ГАТС в либерализации торговли услугами | Ожидается быстрый рост доли услуг в мировой торговле, что связано с либерализацией этого рынка в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС – GATS) |
| Проблемы торговли услугами | За дальнейшую существенную либерализацию выступают развитые страны (США, Япония и др.), но развивающиеся страны видят в этом угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов |
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА