Закон Об особо охраняемых территориях

В 1995 г. Госдума России приняла Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), который вступил в действие с 22 марта 1995 года. Это закон чрезвычайной важности и в области сохранения редких видов животных он играет роль, по значимости почти не уступающую Закону «О животном мире». Он поставил всю систему ООПТ на новую, исключительно перспективную основу. Этот закон декларирует на государственном уровне практически все нюансы территориальной охраны ценнейших экосистем и входящих в них компонентов - редких видов, создает важнейшую практическую базу такой охраны. В соответствии с этим законом все ООПТ относятся к категории объектов общенационального достояния, обладают особым статусом и режимом охраны, включают участки земной и водной поверхности, где располагаются природные комплексы, имеющие особую природоохранную и научную ценность. Все территории, где располагаются ООПТ, решением органов государственной власти полностью или частично изымаются из хозяйственного использования любого рода. В тех случаях, когда хозяйственное использование допускается, оно четко регулируется таким образом, чтобы не допустить разрушения основных объектов охраны - особо важных экосистем.

В соответствии с законом ведется государственный кадастр особо охраняемых территорий, который включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны, эколого-просветительской, научной, исторической и культурной ценности. В него включаются данные и о редких видах животных, постоянно или временно обитающих на территории ООПТ.

В соответствии с законом определены семь категорий ООПТ, официально утвержденных в России: государственные природные заповедники (включая биосферные);

-национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Помимо этих стандартных категорий Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления имеют полномочия устанавливать иные, в определенном смысле дополнительные категории особо охраняемых природных территорий, принимая тем самым под охрану зеленые зоны, городские леса и парки, особо ценные элементы ландшафтов. Очень важным представляется право создания микрозаповедников и микрозаказников узко локального значения, что придает всей системе ООПТ высокую лабильность и оперативность.

Естественно, что в области сохранения редких видов решающее значение могут иметь преимущественно государственные заповедники, национальные парки и государственные природные заказники. Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счета и другие ООПТ.

Государственные заповедники. Государственные природные заповедники России представляют собой уникальное явление, аналогов которому нет нигде в мире. Заповедник - это одновременно и природоохранное, и научное учреждение, обладающее постоянным штатом научных сотрудников и охраны. Государственные природные заповедники являются объектом федеральной собственности. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, животный и растительный мир), имеющие значение как эталоны природной среды и места сохранения генетического фонда животного и растительного мира. В соответствии с законом на территории заповедников запрещается любая деятельность, несовместимая с решением задач заповедника и противоречащая режиму особой охраны. В том числе запрещена интродукция животных и растений (что нередко противоречит повседневной практике). Нахождение на территории заповедника посторонних лиц допускается только по специальному письменному разрешению дирекции заповедника.

Создание нового природного заповедника - процесс достаточно длительный и сложный. Он начинается с фактического обследования предполагаемой для заповедования территории и подготовки проекта организации заповедника, включающего описание его границ, топографии и основных природных комплексов и условий. После прохождения соответствующего обсуждения и государственной экологической экспертизы проекта, он должен быть согласован с властями субъекта Федерации, на территории которого планируется создание заповедника. Как правило, это самая узкая часть процедуры, так как создание государственного заповедника означает отнесение части собственности субъекта к объектам федеральной собственности, что не всегда вызывает положительную реакцию местных властей. После получения такого согласия и возможной корректировки самого проекта новый природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ.

Финансирование деятельности государственных природных заповедников осуществляется за счет средств федерального бюджета.

По закону «Об особо охраняемых природных территориях» организуется эффективная указанных территорий. Она осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных заповедников, природных, национальных парков и других территорий, а ее работники входят в штат этих организаций. Директор заповедника (природного, национального парка) является главным государственным инспектором и возглавляет всю службу охраны.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обладают правами проверки документов и разрешений у всех лиц, встреченных на охраняемой территории, задержания нарушителей, досмотра транспортных средств и личных вещей, изъятия у нарушителей продукции и орудий незаконного природопользования, транспортных средств, документов, составления протоколов о нарушениях. В права инспекторов входит также заповедника. Еще более широкими полномочиями обладают директора и их заместители, являющиеся главными государственными инспекторами, заместителями главных государственных инспекторов (вынесение постановлений о наложении административных взысканий на нарушителей, приостанавливание хозяйственной деятельности, не соответствующей правовому режиму соответствующей территории и т.д.).

Закон «Об особо охраняемых природных территориях» внес свою лепту и в обеспечение охраны самих инспекторов. При исполнении служебных обязанностей они обеспечиваются бронежилетами, имеют право применять специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивые газы, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак), право на ношение и применение служебного огнестрельного оружия. Все государственные инспекторы подлежат государственному страхованию. На территориях государственных природных заповедников охране подлежит в том числе и виды животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. К сожалению, ни один из заповедников не охватывает полностью ареал ни одного из видов, отнесенных к редким и исчезающим. Следует подчеркнуть также то обстоятельство, что именно заповедники стали пионерами в деле создания специальных питомников по разведению редких видов животных. В Приокско-Террасном заповеднике создан наш старейший из таких питомников - Центральный зубровый питомник. На базе Окского государственного биосферного заповедника функционируют питомники зубра и редких видов журавлей, был создан первый в России питомник хищных птиц.

Государственные природные заказники. Роль государственных природных заказников как мера сохранения природных комплексов, экосистем и отдельных видов по сравнению с заповедниками несоизмеримо ниже в связи с особенностями их законодательного статуса и общего жизнеобеспечения. Вместе с тем множественность заказников и огромная их суммарная площадь, сравнительная простота создания и маневренность управления этой категорией ООПТ делают заказники важнейшим дополнением к системе заповедников и вместе с ней создают общую сеть природоохранных очагов, способную охватить каркасы ареалов большинства редких видов. Заказники - важное звено в сфере территориальной охраны редких видов, и в особенности в сфере сохранения местообитаний. В определенных условиях роль заказников даже выше, чем заповедников.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, а заказники регионального значения - органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. Объявление территории заказником может быть как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев или собственников земельных участков.

На территории государственных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания данного заказника. Задачи и особенности режима охраны территории государственного заказника федерального значения определяются специальным положением о нем, утверждаемым государственным органом Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. В тех случаях, когда речь идет о заказнике регионального значения, положение о заказнике утверждается органами исполнительной власти субъекта Федерации, принявшими решение о создании заказника.

Заказники могут быть биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими (болотные, озерные и другие) и геологическими. Могут быть и комплексные заказники, предназначенные для сохранения и восстановления природных ландшафтов. Для сохранения редких видов наибольшую ценность и значимость представляют биологические, гидрологические и комплексные заказники. Заказники федерального значения финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом, источников. Финансирование региональных заказников определяется органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Штат научных сотрудников и охраны Законом «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривается. В этом плане заказники сближаются с некоторыми американскими и другими зарубежными резерватами. Создание заказника на территории повышенной природоохранной значимости нередко означает первый пробный или подготовительный шаг в организации заповедника. Очень важно, чтобы и органы власти субъекта Федерации, и население освоились с наличием новой ООПТ на территории этого субъекта, «привыкли» к нему и даже начали ценить его как своего рода достопримечательность. Тогда процесс согласования, который часто представляет известные трудности, пройдет легче.

Исключительно важным представляется право местных органов самоуправления создавать мини заповедники и мини заказники. Этот тип охраняемых территорий позволяет взять под контроль такие объекты, как гнездовые деревья крупных хищников (орлов и других), места токования некоторых видов птиц (дрофы), отдельные колонии чаек, куликов и других околоводных птиц, районы постоянных логовищ хищных млекопитающих и другие аналогичные «безразмерные» объекты.

Национальные парки. Помимо государственных заповедников и федеральных заказников значительную роль в сохранении редких видов играют национальные парки. В соответствии с Законом «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую ценность и используются в природоохранных, научных, просветительских и иных целях. Это положение закона автоматически включает в сферу деятельности национальных парков изучение и охрану редких видов животных и растений. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земля, воды, животный и растительный мир предоставляются национальным паркам в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Утверждаются национальные парки постановлением Правительства РФ при условии согласия соответствующего субъекта Федерации на переход необходимых территорий субъекта Федерации в категорию объектов федеральной собственности, т.е. процедура примерно аналогична той, которая необходима для создания государственного заповедника.

В задачи национальных парков помимо прочего входит сохранение природных комплексов и эталонных природных участков и объектов, осуществление экологического мониторинга, разработка научных методов охраны природы и экологического просвещения. В территориальную структуру национального парка обязательно включается заповедная зона, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории. Заповедная зона с точки зрения охраны, изучения и мониторинга редких видов представляется наиболее ценным территориальным подразделением национального парка. Естественно, что на всей территории национального парка запрещены все виды деятельности, приводящие или могущие привести к деградации местообитаний животных и природы в целом. Следует подчеркнуть, что национальные парки не являются коммерческими организациями и не извлекают прибыли из своей деятельности, а финансируются за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем они имеют право самостоятельно распоряжаться средствами, получаемыми от просветительской, рекреационной, рекламно-издательской деятельности и из других источников, предусмотренных законодательством (в том числе безвозмездной помощи и благотворительных взносов).

Каждый национальный парк функционирует на основании положения об этом национальном парке, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится. Штат научных сотрудников и охраны законом не регламентируется и эти вопросы должны быть предусмотрены положением о национальном парке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: