Вопрос 2. Виды понятий и отношения между ними

Типологизация понятий, то есть выделение и систематизация их различных видов может проводиться по разным основаниям - их делят на виды, во-первых, исходя из особенностей содержаний, и, во-вторых, учитывая специфику их объемов и элементов объемов.

По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым объемом и понятия с непустым объемом. Пустым по объему является понятие, в объеме которого нет ни одного предмета, в то время как содержанием таких понятий являются признаки, не принадлежащие ни одному предмету из его универсума. Например, «человек, который является вегетарианцем, но ест мясо» или «студент, который не сдал ни одного экзамена, но сдал экзамен по истории».

Понятия с непустым объемом подразделяются на единичные и общие. Единичные понятия – те, в объеме которых содержится только один элемент, общие понятия – те, в объеме которых содержится два и более элементов.

Исходя из характеристики обобщаемых предметов понятия делятся, во-первых, на собирательные и несобирательные, во-вторых, на абстрактные и конкретные. Собирательными являются понятия, элементы объемов которых представляют собой совокупности однородных предметов, мыслимых исключительно как целое, например, «стадо», «группа студентов», «коллектив ученых». Несобирательными являются понятия, объема которых состоит из отдельных объектов. Например, «студент», «ученый». Абстрактными называются понятия, объем которых состоит из абстрактных объектов, представляющих собой результат абстрагирования, например, «совесть», «трудолюбие», «чернота».

Понятия, в которых обобщаются реально существующие предметы, обладающие определенными признаками, называются конкретными, например, «трудолюбивый ученик», «черный плащ».

Исходя из особенностей признаков, на основе которых выделяются и обобщаются предметы, составляющие содержание понятия, понятия делятся, во-первых, на положительные и отрицательные, во-вторых, на относительные и безотносительные.

В положительном понятии утверждается наличие какого-либо признака, а в отрицательном наличие признака отрицается. Относительными являются понятия, содержанием которых является наличие некоторого отношения выделяемых в понятии предметов к другим предметам, иными словами, эти предметы существуют только в отношении к определенным предметам. Например, понятия «дед» - не имея внуков, нельзя стать дедом. В свою очередь, безотносительными являются понятия, которые выделяют предметы, существующие сами по себе, на основе наличия или отсутствия у них их собственных характеристик, например, «цветок», «вода».

По характеру отношений между объемами понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми являются понятия, объемы которых имеют общие элементы, могут полностью либо частично совпадать. Так, совместимыми являются понятия «студент» и «учащийся». Несовместимыми являются понятия, объемы которых не имеют общих элементов, например, такие, как «человек» и «автомобиль»,

Совместимые понятия могут находиться в отношениях: 1) равнозначности, 2) перекрещивания, 3) подчинения, 4) соподчинения.

Понятия, объемы которых совпадают, являются равнозначными. Примером такого отношения являются понятия «Аристотель» и «основоположник формальной логики». Графически отношение равнозначности представляется следующим образом: объем первого понятия показан кругом А, объем второго – кругом В.

Понятия, объем одного из которых частью входит в объем второго, а объем второго частью входит в объем первого, находятся в отношении перекрещивания. Например, перекрещивающимися являются понятия «школьник» и «человек, умеющий играть на пианино». В данном случае общими элементами будут школьники, умеющие играть на пианино. Графически это отношение изображается в виде кругов А и В.

Понятия, объем одного из которых полностью принадлежит объему второго, то время как объем второго больше объема первого понятия, находятся в отношении подчинения. Например, понятия «студент музыкального училища имени Гнесиных» (В) и «студент» (А), графически отношение между которыми представляется в виде схемы.

Отношение соподчинения возникает, когда два несовместимых понятия находятся в подчинении к третьему, то есть эти два понятия не имеют общих элементов объемов и одновременно находятся в состоянии подчинения к одному и тому же понятию. Например, понятия «медведь» (В) и «лошадь» (С) находятся в отношении соподчинения к понятию «млекопитающее» (А). Данное отношение графически выражается в виде.

Если же два понятия, находящиеся в отношении соподчинения, исчерпывают собой объем третьего понятия, например, в случае «основные классы рабовладельческой общественно-экономической формации» (А), «рабовладельцы» (В), «рабы» (С), то графическая схема будет иметь вид

Чтобы установить отношения между несколькими понятиями, их также изображают в виде круговых схем, а потом попарно называют отношения между понятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: