Вопрос 4. Умозаключения по аналогии

Умозаключением по аналогии (от древнегреческогоἀναλογἰα — соответствие, сходство) называется рассуждение, в котором на основании наличия некоторых знаков у двух объектов делается заключение об их сходстве в других признаках.

В умозаключениях по аналогии сравниваемыми объектами могут быть не только отдельные предметы, но и системы предметов, отношения между предметами. В случае если сравнивают объекты, переносимым признаком может быть наличие или отсутствие какого-либо свойства, если же сравниваются системы объектов, таким признаком может быть как наличие или отсутствие свойства в системе, так и наличие или отсутствие какого-либо отношения. В качестве объектов могут выступать не только реально существующие предметы, явления и т. д., но и мыслимые предметы, свойства и отношения реально существующих или мыслимых предметов и т. п.

Умозаключения по аналогии имеют схему:

Объект А имеет признаки а, b, с, d.

Объект В имеет признаки b, с, d.

Объект В имеет признак а.

Например, Х.Гюйгенс при исследовании свойств света и звука пришел к выводу, что, аналогично звуку, свет также имеет волновую природу.

Как и другие индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии имеют вероятностный характер и в большой степени зависят от того, насколько точным и разработанным является знание о признаках объектов. В результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов их выводы могут быть далекими от истины.

Существует два вида умозаключений по аналогии, так называемая нестрогая и строгая аналогия.

Нестрогая аналогия используется в тех случаях, когда знания об изучаемом объекте и его признаках находятся в состоянии становления, поэтому в целях повышения правдоподобия вывода по аналогии к ней выдвигаются определенные требования.

Аналогия должна основываться на существенных признаках, общих для сопоставляемых объектов, и по возможности на как можно большем числе сходных свойств у сравниваемых объектов:

· изучаемые признаки должны быть как можно более разнообразными, богатыми по содержанию;

· общие признаки должны быть отличительными для этих объектов, выделять их среди других объектов;

· связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть как можно более тесной;

· наконец, у сравниваемых объектов желательно обнаружить как можно большее число сходных признаков.

Строгая аналогия основывается на использовании научной методологии.Различают два вида подобных умозаключений. Строгая аналогия первого вида сходна с научной индукцией на основе общего. В качестве научной методологии здесь используется теория, объясняющая связь признаков b, с, d с переносимым признаком а. На строгой аналогии первого вида основывается метод моделирования, применяемый как в естествознании, так и в социальном познании. Под моделью понимают систему, как материальную, так и мыслительную, которая замещает систему-оригинал и находится с ней в состоянии родства, представляя ее существенные признаки и воспроизводя особенности структуры и поведения оригинала. Моделирование широко применяется как в технических, так и в социальных науках.

Строгая аналогия второго вида уточняет требования, предъявляемые к умозаключениям в случае нестрогой аналогии. В этом случае общие признаки b, с, d должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов, а связь признаков b, с, d с признаком а не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов.

Вследствие многообразия явлений общественной жизни, их зависимости от субъективного фактора, в социальном познании исследования с применением аналогии должны дополняться специальной методологией исследования той или иной сферы жизнедеятельности социума.

Для изучения темы:

· Прочитайте:

1. М.И. Ивлева. Логика: учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2009. – С. 103 – 120, Глава 7 «Индуктивные умозаключения».

· Обратите внимание на:

Важность знания этой темы обуславливается тем, что индуктивные умозаключения являются вторым из доступных человеку методов познания окружающего мира. Именно с помощью индуктивных умозаключений мы обобщаем те знания, которые получаем с помощью опыта, на практике, и выводим общие закономерности. Поэтому значение индуктивным умозаключений переоценить невозможно. Однако и них есть один серьезный недостаток: используя индукцию, всегда необходимо помнить, что выводы полученные таким путем, носят лишь правдоподобный, вероятностный характере, то есть всегда существует возможность ошибки, исключения из общего правила. Пожалуй, лишь рассуждая по схеме полной обобщающей индукции можно избежать данного недостатка.

Особое внимание следует уделить, во-первых, методам установления причинных связей, а также умозаключениям по аналогии, которые мы используем не только в обыденной жизни, так как эти методы являются одними из важнейших научных методов. Представить себе современную научную дисциплину, как естественнонаучного характера, так и социально-гуманитарную, без метода моделирования невозможно. А именно аналогия лежит в основе данного метода.

Важно также учесть, что и в обыденной жизни и в научном познании аналогия выполняет следующие важные функции: 1. Мы используем аналогию для получения новых знаний. 2. С помощью аналогии мы объясняем те или иные факты. 3. Применяя аналогию, мы пытаемся что-либо доказать. Следует еще раз подчеркнуть, что используя аналогию в качестве доказательства, всегда следует помнить о том, что данный вид умозаключений дает нам лишь правдоподобные знания о действительности.

· Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Бочаров В. А. Аристотель и традиционная силлогистика. М.: 1984.

2. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. М.: 1994.

3. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М.: 1986.

4. Ивлев Ю. В. Логика: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5. Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. М.: 1980.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое индуктивное умозаключение?

2. Чем обратная индукция отличается от обобщающей?

3. Чем неполная индукция отличается от полной?

4. В чем состоит логическая сущность неполной индукции и какие виды неполной индукции различают?

5. Как можно повысить степень вероятности выводов в неполной индукции?

6. Каковы свойства причинно-следственной связи? Какие методы установления причинно-следственных связей вы знаете?

7.Какова формулировка определения аналогии?

8. Какие виды аналогии вы знаете?

Выполните следующие упражнения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: