С. Правила по отношению к форме аргументации и критики

Сформулируем одно общее правило по отношению к форме: отношение между аргументами и тезисом должно быть, по меньшей мере, отношением подтверждения.

При нарушении этого правила возникает ошибка «не подтверждает». Применительно к доказательству она имеет название «не следует».

Аргументируя или исследуя готовую аргументацию, важно знать, какова логическая связь между тезисом и аргументами: следует ли тезис из аргументов с необходимостью; аргументы лишь подтверждают тезис; логической связи между тезисом и аргументами нет. Для решения этой задачи необходимо применять знание учения логики о дедуктивных и индуктивных умозаключениях. При этом нужно иметь в виду, что правильность или неправильность некоторых способов рассуждения можно выявлять «на слух», без использования бумаги и карандаша, а для анализа других (сложных рассуждений) требуется письменное применение средств символической логики.

С ошибкой «не следует» связана уловка, которая заключается в следующем. Противоположную сторону сбивают с толка набором бессмысленных фраз. При этом исходят из того, что некоторые люди привыкли думать: если звучит речь, то за словами что-то кроется. Особенно эта уловка действует тогда, когда противник сознает свою слабость и привык, делать вид, что все ему понятно, слушая то, что на самом деле не понимает.

Такому человеку задают вопросы: «Вам это понятно?» Он с серьезным видом отвечает: «Понятно». В конце концов утверждают, что тезис доказан.

Такая уловка не применима к тем, кто не делает вид, что понимает то, что ему не понятно.

Приведем несколько советов по поводу спора.

1. Совет Аристотеля: не спорить с первым встречным, а лишь с тем, кто стремится к истине. Этим советом не всегда можно воспользоваться, так как интересы дела иногда не позволяют выбирать оппонента для дискуссии. Однако в тех случаях, когда оппоненты спорят не ради достижения истины, а ради того, чтобы «себя показать», можно прервать спор.

2. Тезис должен подходить оппонентам. Это означает, что обсуждать вопросы в аудитории, некомпетентной для их решения (из-за отсутствия необходимых знаний), по меньшей мере бесполезно.

3. Нужно знать предмет спора. Не следует категорично высказываться о вещах, которые вам малознакомы.

4. Нужно своевременно признавать свои ошибки.

5. Нужно знать правила логики. Иногда в споре мы чувствуем, что «что-то здесь не то», а что именно, не знаем. В таких случаях используют знания логики, с помощью которых находят ошибки, а также убеждают других в том, что они рассуждают неправильно. Если рассуждение сложное, то для его анализа необходимо использовать символическую логику. Без этого установить правильность или неправильность рассуждения не всегда удается.

6. Нужно сохранять спокойствие в споре. При прочих равных условиях в споре, как правило, побеждает тот, кто ведет его спокойно. Иногда сохранить спокойствие трудно, особенно тогда, когда противник стремится выиграть спор любой ценой. Чтобы не терять самообладания, нужно прежде всего иметь высокую цель, ради которой стоит спорить, готовиться к данному спору, а также к возможным спорам: чаще выступать публично, изучать логику и дело, ради которого придется спорить, работать над совершенствованием дикции, постоянно обогащать свою речь и т.д.

Для изучения темы:

· Прочитайте:

1. М.И. Ивлева. Логика: учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2009. – С. 121 – 157, Глава 8 «Логические основы аргументации и критики».

· Обратите внимание на:

Важность знания этой темы определяется тем, что в процессе научного познания, в практической и профессиональной деятельности человеку постоянно приходиться аргументировать свою позицию, доказывать свое мнение, критиковать и отвергать ложные, с его точки зрения, взгляды и положения. И делать это можно разными способами. Но для того, чтобы ваша аргументация или критика была наиболее эффективной необходимо знать логические основы агрументативного процесса.

Особое внимание следует уделить основным стратегиям и тактикам аргументации и критики, которые уже разработаны и опробированы. Это позволит добиться успеха в споре и избежать ненужных ошибок. Сделает ваш процесс аргументации или критики наиболее эффективным.

Важно также учесть, что и в обыденной жизни и в научном познании, и в профессиональной среде мы постоянно вынуждены отстаивать свою точку зрения. Поэтому карьерные успехи, благополучие в личной жизни и т.д. напрямую зависит от ваших знаний основных, наиболее важных и значимых правил аргументации и критики, доказательства и опровержения. Именно эти знания помогут избежать ошибок и достойно победить в том или ином споре, решить сложную проблему как в профессиональной сфере, так и в сфере личных взаимоотношений.

· Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М.: 1991.

2. Ивлев Ю. В. Логика: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Каверин Б. И., Демидов И. В. Логика и теория аргументации: уч. пособие для студентов вузов. М.: 2005.

4. Павлова К. Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М.: 1988.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое аргументация?

2. Как связаны между собой аргументация и доказательство?

3. Какие виды аргументации вы знаете?

4. Что такое критика?

5. Как связаны между собой критика и опровержение?

6. Что такое стратегия и тактика аргументации и критики?

7. Какие существуют правила по отношению к тезису? Назовите возможные ошибки.

8. Какие существуют правила по отношению к аргументам? Назовите возможные ошибки.

9. Какие существуют правила по отношению к форме аргументации и критики?

Выполните следующие упражнения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: