Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей.

Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIII-XIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

5. Вопрос. История логического учения в Новое время.

Передовые идеи мыслителей эпохи Возрождения нашли свое отражение и были развиты в философии и логике Нового времени. Прогресс науки, опытного знания настоятельно требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к объективной действительности. Для философии Нового времени характерны материалистическая тенденция, развитие элементов диалектики, тесная связь философии с естествознанием.

В разработку материалистических основ логики Нового времени большой вклад внес английский философ и ученый, родоначальник материализма и экспериментальной науки Ф. Бэкон (1561-1626).

Ф. Бэкон резко выступал против силлогистики Аристотеля и средне­вековой схоластической логики, которую он считал бесплодной, оторванной от действительности.

Ф. Бэкон противопоставляет средневековой схоластической логике “новую логику”, которую он рассматривает как орудие познания — органон. Задача новой логики, по Ф. Бэкону, заключается, прежде всего, в разработке научного метода, создании инструмента, с помощью которого получают новые знания, совершаются научные открытия и изобретения, закладываются теоретические основы науки. Ф. Бэкон выступал за такую логику, которая должна оперировать не умозрительными идеями, а суждениями, сформированными на основе непосредственного изучения действительности.

Французский философ и математик Р. Декарт (1596-1650), как и Ф. Бэкон, отвергал средневековую схоластику и мистику. Он считал, что конечная задача знания — господство человека над силами природы, открытие и изобретение технических средств, познание причин и явлений. В учении о познании Р. Декарт — родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Так как всеобщий и необходимый характер математического знания казался Р. Декарту вытекающим из природы самого ума (теория “врожденных идей”), он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

Французский философ и просветитель Д. Дидро (1713-1784) считал, что логика — это наука “правильно мыслить или делать надлежащее употребление наших умственных способностей посредством определений, делений и размышлений”. Назначение логики он видел в том, чтобы правильно связывать мысли для достижения истины. Д. Дидро называл логику органом истины.

Представитель немецкой классической философии, объективный идеалист Г. Гегель (1770-1831) к формальной логике относился двойственно и крайне противоречиво. С одной стороны, он высоко ценил заслуги Аристотеля, логику которого считал естественной историей конечного мышления, признавал значение формальной логики в мыслительной деятельности. Немецкий философ отмечал положительные стороны формальной логики. Г. Гегель в своей философии отводит важное место упрощению, искажению и, в конечном итоге, — даже отрицанию роли формальной логики в мышлении. Формальную логику он полностью относил к абстрактно-рассудочной стадии. Мышление на этой стадии, по Г. Гегелю, односторонне и негибко, а все абстрактно-формальное выступает как нечто твердое, фиксированное.

Знание логики, умение пользоваться ее законами и правилами высоко ценил К. Маркс (1818-1883). С его именем связано философское и социально-экономическое учение “марксизм”, которому суждено было сыграть огромную, и отнюдь, к сожалению, не только теоретическую, роль в мировой истории (“созидательная” утопия в сочетании с разрушительной практикой).

При разработке логической теории К. Маркс большое значение придавал исследованию понятий. По его убеждению, познание выступает как сложный, противоречивый процесс формирования понятий, категорий, перехода от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, раскрытия тенденций и закономерностей объективной действительности. К. Маркс рассматривает познание как сторону практической деятельности человека, в хо­де которой вырабатываются категории и понятия, раскрывающие суть развития вещей и идей. Он рассматривал понятия в движении, развитии, во взаимосвязи и их взаимопереходах.

Большой вклад в развитие логики внес русский логик С. Поварнин (1870-1952). Свою систему логики С. Поварнин изложил в сочинениях “Логика”, “Логика отношений”. С. Поварнин был одним из первых русских логиков, который понимал важную роль математической логики с ее приемами исчисляющего мышления в научном познании. Если традиционная логика, говорил С. Поварнин, использует общепринятый язык слов, то математическая логика пользуется исключительно языком символов и имеет свой предмет исследования, методы и цели.

С. Поварнин большое внимание уделял разработке логики отношений, считая, что формальная логика с ее определением суждений и классификацией умозаключений не может объяснить многие виды умозаключений.

Велика заслуга С. Поварнина в разработке теории доказательства и опровержения. Много внимания он уделял исследованию роли наблюдения, дедукции и индукции в научном познании.

6. Вопрос. История логического учения на рубеже веков (19-20 в.в.)

7. Вопрос. История логического учения в 20 веке

Октябрь 1917 г. и последующие события, связанные с ликвидацией историко-филологических факультетов оказали пагубное влияние на состояние логической мысли. По существу в качестве «гуманитарной» науки она перестала существовать. Неофиты марксистско-ленинской диалектики связывали логику с метафизическим мышлением, якобы свойственным буржуазному обществу. Поэтому логика в СССР в 1920-х – 1950-х гг. могла развиваться лишь в качестве раздела абстрактной математики.

С.А. Яновская (1896 – 1966) в 1940-х гг. предприняла титанические усилия для возрождения логики. По ее инициативе были переведены и опубликованы фундаментальные труды основоположников современной символической логики. При ее непосредственном участии были созданы кафедра логики на философском факультете (1947) и несколько позднее кафедра математической логики на механико-математическом факультете МГУ (1959). Была также открыта кафедра логики в ЛГУ и образован сектор логики в Институте Философии АН СССР (1947).

Логика вошла в список научных специальностей, по которым стали защищаться диссертации, начала работать аспирантура. Не менее значимую роль в возрождении логики как учебной дисциплины сыграли В.Ф. Асмус, П.С. Попов, А.С. Ахманов.

Начала активно издаваться учебная литература по логике: был переиздан дореволюционный учебник Г.И. Челпанова, написан ряд новых (М.С. Строговичем, В.Ф. Асмусом, С.Н. Виноградовым для средней школы и др.).

Современная логика с большим трудом пробивала себе дорогу на университетских кафедрах логики. В 1940-х – 1960-х гг. в философском сообществе велись острые дискуссии о соотношении между формальной и диалектической логикой, о предмете и значении логики, ее месте в системе научного знания. Существовал реальный выбор: заниматься ли собственно наукой, изучая историю логики, осваивая достижения логики ХХ века и развивая их, или изобретать особую Логику. Атмосфера вокруг логики периодически сгущалась, а иногда следовали даже разного рода репрессии.

Несмотря на идеологическое давление, именно формальная логика приобрела статус официальной учебной дисциплины в советских вузах. Попытки введения особого курса диалектической логики в высшую школу, по существу, провалились. Так, в 1965 г. состоялся организационный «развод» сторонников формальной и диалектической логики на философском факультете МГУ. Была создана кафедра диалектической логики под руководством академика М.Б. Митина. За три года эта кафедра не только не начала чтение учебных курсов, но не смогла даже составить их программ. Митин отказался возглавлять далее кафедру, и она прекратила свое существование. С тех пор проблематика диалектической логики занимала буквально пару строк в программе курса «Логика», утвержденной Минвузом СССР. По существу речь здесь шла о диалектической системе Гегеля.

8. Вопрос. История логического учения в России.

История логической мысли России восходит к Х веку, когда на Руси появились первые сочинения, содержащие логические знания. Эти сочинения носили учебный характер, хотя регулярное логическое образование в России отсутствовало до создания Еллинско-греческой (позднее Славяно-греко-латинской) академии в 1685 – 1687 гг. Софроний Лихуд (1652 – 1730), один из основателей академии, преподавал учение Аристотеля и его логику на основании комментариев аль-Фараби. В 1690 гг. логика читалась С. Яворским (1658 – 1722) в Киево-Могилянской академии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: