Содержательные теории мотивации

Данные концепции базируются на основании первичных и вторичных потребностей человека, которые служат мотивом его действий. «Человек хочет удовлетворить свои потребности, и, если организация обеспечивает условия для реализации его потребностей, то тем самым он мотивирует деятельность работника определенным образом, в зависимости от того, каковы условия и насколько они согласуются с потребностями человека».

В рамках теорий содержания мотивации анализируются факторы, воздействующие на мотивацию. Упор делается на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Изучается структура потребностей, их содержание, механизм связи потребностей с мотивацией человека к трудовой деятельности, выявляется то, что внутри человека побуждает его к деятельности.

Среди наиболее известных теорий мотивации этой группы первое место принадлежит теории иерархии потребностей, разработанной А. Маслоу. Согласно А. Маслоу иерархия потребностей характеризуется следующими основными подходами:

1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

2. Люди испытывают определенный набор ярко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.

3. Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.

4. Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности уже не мотивируют людей.

5. Если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимается другой неудовлетворенной потребностью.

6. Потребности находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют удовлетворенности в первую очередь.

7. Потребности более высокого уровня активнее действуют на человека после того, как, в общем, удовлетворенна потребность более низкого уровня.

8. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворенны большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Теория А. Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Стало понятно, что мотивация людей определяется широким спектром потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действия, который способствует достижению целей всей организации.

Методы удовлетворения потребностей высшего уровня:

Социальные потребности:

1. Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться;

2. Создавать на рабочих местах дух сильной команды;

3. Проводить с подчиненными периодические совещания;

4. Не стараться разрушить возникшие социальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;

5. Создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении:

1. Предлагать подчиненным более содержательную работу;

2. Обеспечить им положительную обратную связь с достигнутыми результатами;

3. Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты;

4. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений;

5. Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;

6. Продвигать подчиненных по служебной лестнице;

7. Обеспечить обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

Потребность в самовыражении:

1. Обеспечить подчиненным возможность для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;

2. Давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;

3. Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: