Теория трудовой мотивации Д. МакГрегора

Считается, что управление - это искусство строить отношения. Д. МакГрегор разделил две формы этого искусства, с соответствующими теориями. Одна из них базируется на взглядах Тейлора, ее Д. МакГрегор назвал «теорией X», другая на взглядах Мэйо - «Теория У». По сути, теория мотивации Д. МакГрегора содержит две противоположные теории, поэтому ее называют двухфакторной. Ортодоксальная «теория X», или как ее называют «метод кнута и пряника», в цивилизованных странах перестает срабатывать даже применительно к работникам физического труда. Сегодня множество западных компаний и США придерживаются «теории У».

В существующей литературе по менеджменту также описана «Теория Z», которую создал, опираясь на теорию Д. МакГрегора, японец У. Оучи. По этой теории каждый работник имеет свободы и работает самостоятельно, без надзора. Такое доверие усиливает убежденность работников в совпадении их индивидуальных целей. Именно этим, по мнению У. Оучи, объясняется высокий уровень коллективизма, лояльности и производительности в японских компаниях.

Основные положения теорий X, У и Z.

Теория X:

1. Людям свойственно враждебное чувство неприязни к работе; она не выступает для них мотиватором и если можно, они стараются ее избежать.

2. Людей необходимо принуждать к работе и контролировать их, в том числе - держать под угрозой наказания.

3. Людям стремление ответственности желание, чтобы руководили присуще избежать и им.

4. Люди мотивируются, в основном, экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду.

5. Люди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать.

Теория У:

1. Людям изначально присуща потребность реализовывать умственные и физические усилия для выполнения какой - либо работы.

2. Контроль и угроза - не единственные средства мобилизации усилий. Человеку свойствен также и самоконтроль, и саморуководство.

3. Цели деятельности, а не только вознаграждение мотивируют работу людей.

4. Человеку свойственна потребность в ответственности и инициативе.

5. Само содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности.

6. Люди в основном мотивируются социальными потребностями и стремятся проявлять свою индивидуальность.

Теория Z:

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2. Создание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме.

3. Необходимость постоянного внимания руководства к исполнителям.

4. Гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников.

5. Создание атмосферы общей ответственности.

6. Предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы; создание «духа доверия» работнику.

7. Особое внимание к социальным контактам исполнителей по «горизонтали», т.е. к неформальным связям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: