Философские предпосылки (основания) науки

“У нас не может быть сомнений в том, что в истории науки “метафизические модели” играли важную роль при построении научных теорий... Достаточно сослаться на понятия материи, движения, силы, поля, элементарной частицы и на концептуальные структуры атомизма, механицизма, прерывности и непрерывности, эволюции и скачка, целого и части, неизменности в изменении, пространства, времени, причинности...” <Вартовелий М. Эвристическая роль метафизики в науке //Структура и развитие науки. М., 1978. с. 63>

История науки показывает:

1. Развитие научных представлений никогда не было полностью отделено от развития философской мысли;

2. Научное познание мира в каждую историческую эпоху осуществляется посредством определенной системы категорий, которая задается философией;

3. Появление новых научных концептуальных схем, фундаментальных принципов и методов познания всегда происходило в рамках определенных философских идей.

4. Научные революции всегда определялись изменением философских концепций миропонимания;

5. Философское осмысление мира является необходимым условием развития науки.

Л. Бриллюэн писал, что “ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок и, хотя многие их них могут не сознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании”.

Процесс научного познания не является “чистым”, беспредпосылочным. Получение ученым эмпирических данных об изучаемом объекте происходит в определенных социокультурных условиях, на основе конкретных онтологических и аксиологических предпосылок. Построение теоретических обобщений эмпирических данных, их интерпретация, оценка конструктивности тех или иных подходов к исследованию и эффективности тех или иных методов исследования также, осуществляется посредством определенных гносеологических, методологических и логических средств. Эти основания и средства не являются собственно научными. Они заимствуются из философии и адаптируются к потребностям науки, выполняя функцию посредующего звена, связывающего философию и конкретно-научные познания, т.е. выступая в качестве философских оснований науки.

1. Онтологические основания науки представляют собой определенную картину мира: общие представления о природе и типах материальных систем, характере их детерминации, общих закономерностях функционирования и изменения и т.п. Так например, субстанциальная и релятивистская трактовки природы пространства-времени имеют разные онтологические основания: первая - представление о независимости их друг от друга и материальных объектов; вторая - представление о едином пространственно-временном континууме, свойства которого неразрывно связаны с материальными объектами и скоростями их движения.

2. Гносеологические основания науки есть те или иные принимаемые ученым положения о специфике процесса научного познания: функции чувственного и рационального, роль опыта и теоретически построений, интерпретация эмпирических фактов и статус теоретических конструктов и другое.

Так например, Эрнст Мах - австрийский физик и философ (1838­1916), считал, что все значимые теоретические понятия должны быть редуцируемы к опыту. Понятие же “атом”, на котором была основана молекулярно-кинетическая теория, не удовлетворяло этому условию, ибо атомы в то время были ненаблюдаемы. На этом гносеологическом основании Э. Мах отверг молекулярно-кинетическую теорию.

3. Методологические основания науки выступают в качестве регулятивов процесса производства нового научного (истинного) знания: представления о технологии использования, сферах эффективного применения научных методов, способах доказательства, обосновании исходных теоретических предположений и теорий.

Разные методологические основания физики Аристотеля и физики Галилея привели к разным результатам при изучении свободного падения тел: у Аристотеля тела падают со скоростями прямо-пропорциональными их весу, а в классической механике скорость падения тел не зависит от веса.

4. Логические основания науки - принятые в науке правила образования и определения исходных понятий, правила оперирования с ними и правила вывода.

5. Аксиологические основания науки есть принятые в науке представления о теоретической и практической ценности ее отдельных достижений и научной дисциплины в целом, о целях науки, ее вкладе в социальный прогресс, духовную и материальную культуру.

Например, Аксиологические основания науки и ее ценностные ориентации позволяют осуществлять определенный экологический контроль над отдельными научными исследованиями (в области генной инженерии, ядерных технологий и других социально значимых сферах науки), их использованием и массовом внедрении в человеческую практику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: