Научная проблема

Проблема как исходная форма любой развивающейся деятельности представляет собой определенную совокупность суждений. Объектом этих суждений в общем случае является практическая или теоретическая деятельность человека, связанная с необходимостью получения нового знания.

Понятием, генетически предшествующим понятию проблемы, является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация есть возникающее в процессе практической или духовной деятельности противоречие между определенной социальной потребностью и наличными средствами ее адекватного удовлетворения.

Вне человеческой деятельности никаких проблемных ситуаций не существует. Человек, используя природу, с необходимостью противопоставляет свою практическую деятельность естественной "деятельности" природы, создавая тем самым проблемные ситуации. Центральным моментом всякой проблемной ситуации является противоречие между некоторой потребностью и наличными средствами ее адекватного удовлетворения.

Проблемная ситуация как объективный феномен становится предметом осмысления; результатом последнего является формулирование проблемы как формы отражения объективного феномена сознанием субъекта. Проблема как отражение проблемной ситуации становится формой организации деятельности и представляет собой систему высказываний о проблемной ситуации. Однако одна и та же проблемная ситуация разными исследователями может пониматься по-разному. Другими словами, на основании одной и той же проблемной ситуации могут формулироваться разные проблемы. Например, энергетическая проблемная ситуация приводит к постановке проблемы поиска новых источников и увеличения энергетических мощностей и проблемы экономии и рационального использования имеющихся.

Средством описания таких ситуаций может служить понятие проблемнойобласти как множества нетождественных описаний противоречий между потребностями и средствами их удовлетворения.

В процессе человеческой деятельности по достижению определенной цели возникает, как правило, не одно, а множество противоречий между потребностями и средствами их адекватного удовлетворения, которые предполагается фиксировать посредством понятия среды проблемной ситуации.

Постановка проблемы как формы отражения проблемной ситуации и организации деятельности является не самоцелью, а средством разрешения противоречий между потребностями и способами их адекватного удовлетворения, которое реализуется путем решения проблемы.

Рисунок 6 - Среда проблемной ситуации

Проблема есть исходная форма организации знаний, представляющая собой систему высказываний о проблемной ситуации и совокупность вопросов, решение которых необходимо для ее разрешения и возможно путем получения нового знания.

Задача может быть определена как совокупность суждений о проблемной ситуации и система вопросов, решение которых необходимо для ее снятия и возможно путем использования имеющихся знаний.

“Умение ставить разумные вопросы, - как отмечал И. Кант, - есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности” <Кант, Соч., с 159>.

Рисунок 7 - Проблема и проблемная ситуация

Функции научной проблемы.

Применительно к имеющемуся знанию научная проблема, как представляется, выполняет селективную, программирующую и эвристическую функции.

Селективная функция состоит в том, что при постановке проблемы познающий субъект производит отбор из имеющейся совокупности знаний тех массивов, которые необходимы для осмысления проблемной ситуации, корректной постановки, анализа и решения проблемы. Необходимость такого отбора вызывается тем, что проблема является отражением конкретного объективно существующего противоречия - единства конкретных противоположностей, каждая из которых для своего описания и объяснения требует соответствующих конкретных знаний, которые и отбираются постановщиком проблемы из всей совокупности имеющихся знаний.

Программирующая функция научной проблемы по отношению к ее будущему решению определяется, прежде всего, ее спецификой как "знания о незнании". Имеется в виду то обстоятельство, что проблема, фиксируя наличие противоречия между некоторой потребностью и наличными средствами ее удовлетворения и, переводя его в противоречие между знанием и незнанием, оказывается формой перехода от знания к незнанию. Но, в силу того, что всякая конкретная проблема является формой перехода не от знания вообще, а от содержательно­конкретного знания, и не к незнанию как таковому, а к конкретно очертанной области непознанного, проблема и предопределяет, программирует свое будущее решение.

Можно показать, что процесс описания проблемной ситуации и постановки проблемы содержит аналогичные действия, что и объясняет эвристическую функцию проблемы по отношению к ее будущему решению.

Действительно, при постановке проблемы исследователь вольно или невольно закладывает определенную схему ее будущего решения, что объясняется, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами.

Проблема, представляя совокупность иерархически упорядоченных вопросов, включая вопросы двух типов - вопросы разрешения и вопросы решения, отношение между которыми таково, что одни из них могут быть правомерно поставлены лишь в случае положительного решения других. Уже это задает определенную направленность решению проблемы, делает это решение отличным от слепого перебора вариантов, т.е. осуществляет эвристическую функцию проблемы по отношению к ее решению. Благодаря определенным образом иерархически упорядоченной системе связей между вопросами, проблема оказывается своеобразной "пустой структурой" своего будущего решения.

Вторым важным моментом, обеспечивающим эвристическую функцию проблемы, является язык, средствами которого она формулируется. Известно, что наиболее эвристичным является естественный язык, что объясняется его крайне слабой эксплицированностью. Данное качество естественных языков приводит к тому, что описание проблемной ситуации и формулировка проблемы, осуществленные средствами этих языков, имплицитно содержат указания на возможные пути решения проблемы. Эвристически эффективными естественные языки являются потому, что их слабо эксплицированные понятия содержат определенное множество неявно выраженных принципов и концептуальных схем мышления, которые выявляются и активизируются в процессе рассуждений при анализе проблемной ситуации и проблемы, а затем используются при ее решении.

Формирование теоретической схемы проблемы

Рисунок 8 - Теоретическая схема проблемы

Построение теоретической схемы осуществляется в процессе взаимодействия эмпирического описания проблемной ситуации с соответствующей картиной мира, имеющейся в сознании постановщика проблемы. Первоначально теоретическая схема проблемы формируется как некоторое гипотетическое предположение, возникающее в результате проекции эмпирического описания проблемной ситуации на картину мира. Следует отметить, что для этого могут использоваться различные картины мира: конкретно-научная (например, физическая), естественно - научная или общенаучная.

Теоретическая схема проблемы, возникая как гипотетическое предположение о сущности проблемной ситуации, в дальнейшем должна получить свое обоснование. Доказательство того, что теоретическая схема выражает сущность проблемной ситуации, может проводиться путем ее последовательной конкретизации - введения ранее элиминированных параметров проблемной ситуации. Такого рода конкретизация системы идеальных конструктов позволяет приблизить теоретическую схему проблемы к эмпирическому описанию проблемной ситуации, сделать очевидным либо их соответствие друг другу, либо отсутствие такового.

Картина мира, используемая при формировании теоретической схемы проблемы, применительно к эмпирическому описанию проблемной ситуации выполняет функции организации, отбора и оценки эмпирических данных. Осуществляется это с позиций ценности теоретической интерпретации этих эмпирических данных в рамках выбранной картины мира. Картина мира задает и обосновывает определенный срез (угол зрения) на объективно существующую проблемную ситуацию.

Роль научной картины мира при постановке проблем настолько существенна, что профессиональный ученый сохраняет ее даже под давлением эмпирических данных. Отказ от такого рода рационального и оправданного консерватизма всегда приводит к недоразумениям и нелепостям.

В условиях современных увлечений различного рода иррационалистическими феноменами (парапсихология, телепатия, телекинез и др.) это важные и ответственные решения, основанием для которых служит научная картина мира.

По отношению к эмпирическому описанию проблемной ситуации картина мира выступает в качестве средства разграничения собственно проблемной области и рутинной части описания, ибо картина мира, будучи знанием о реальности, посредством этого знания позволяет выявить неизвестное, отделив его от известного и выполняя тем самым дифференцирующую функцию. Применительно к описанию проблемной ситуации картина мира задает систему способов и формы организации эмпирических данных о проблемной ситуации, критерии отбора и оценки новых эмпирических данных, получаемых в процессе дальнейшего исследования проблемной ситуации с целью уточнения теоретической схемы проблемы.

Вне какой бы то ни было картины мира, эмпирическое описание проблемной ситуации не может получить теоретической интерпретации и, следовательно, проблема не может быть поставлена. Как правило, эмпирические описания проблемных ситуаций, осуществляемые средствами обыденного языка, получают свою теоретическую интерпретацию в рамках специализированных научных картин мира. Но далеко не всегда в этих рамках может быть построена теоретическая схема проблемы, которая приведет, к ее корректной формулировке и последующему удовлетворительному решению. Корректная постановка и эффективное решение проблемы возможны лишь в том случае, если используется картина мира, являющаяся системой истинных представлений о мире. В противном случае полученные результаты будут ложными, хотя могут выглядеть вполне правдоподобно. Так, например, в рамках своего умозрительного миропонимания Аристотель считал падение различных по массе тел с одинаковой скоростью настолько абсурдным, что из допущения о возможности одинакового падения всех тел в вакууме делал вывод о невозможности существования вакуума.

Теоретическая схема проблемы, будучи обобщенным отражением проблемной ситуации, позволяет осуществить выход за пределы ее, т.е. является фиксацией не только данной проблемной ситуации и ее частных разновидностей, но и других аналогичных проблемных ситуаций. Так, например, теоретическая схема проблемы создания транспортных двигателей, сохраняющих большой крутящий момент при падении оборотов, является “общей для различных типов двигателей: карбюраторных, дизельных, турбинных и др. Общность теоретической схемы проблемы обеспечивает и ее эвристическую функцию по отношению к будущему решению”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: