Обычно имеет репутацию человека, с которым легко иметь дело. Хорошо понимает других, когда речь идет о конкретных вещах, не склонен лезть на рожон из-за принципов. Воспринимает распоряжения сверху как должное, не склонен их оспаривать, хотя и не торопится выполнять. Принимает людей такими, какие они есть, не утруждая себя поиском неблаговидных причин того или иного поведения окружающих.
Демонстрирует доброжелатель
ность, часто дает положительную
оценку действиям других еще до
того, как дело сделано, чтобы их
подбодрить___________________
Эффективен при словесном обсуждении конкретных планов и при выработке решений текущих проблем, хотя не любит оформлять это в виде письменной документации.
Никогда не допустит, чтобы мелкие проблемы переросли в большие.
Жизненно необходим в любой организации, поскольку мастерски разрешает кризисные ситуации, но должен быть выведен из ситуации, как только она вошла в норму
Приложение 3
БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОТИПА: ВОПРОСЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Жизненный период | Вопросы | Характерные проявления |
Раннее детство | Всегда ли Вы жили здесь (в Москве)? Где Вы жили в детстве? В каком районе Вы жили? Расскажите про свою первую квартиру. Как выглядела Ваша комната? Какой у Вас был любимый предмет мебели? С кем Вы жили из членов семьи? Как звали Вашу бабушку? Были ли у Вас домашние животные? Какие? Как их звали? Это были Ваши животные или членов Вашей семьи? | S— описывает конкретные предметы, находившиеся в комнате, то, что можно потрогать, увидеть, услышать. Описывает конкретные ощущения. Любимый предмет мебели — диван. N — описывает свое окружение от общего к частному. Используются неконкретные понятия. Например: «комната имела прямоугольную форму, была комфортна, квартира была в здании на тупиковой улице». NT — любимый предмет мебели — письменный стол. F — уделяет большое внимание эмоциональной стороне отношений. Меняется в лице, вспоминая дедушку и бабушку. Регрессирует, погружается в детство, может вспомнить даты рождений, полные имена. NF, NT — любят животных и сами часто выступали инициатором того, чтобы завести домашнего питомца. Животные являются значимым воспоминанием детства. Называют их имена. / — животные заменяют друга, окружение |
Школьные годы: друзья, учеба, хобби | Были ли у вас в школе / во дворе друзья? Была ли своя компания? Водили ли друзей домой? | / — уединенное детство, круг друзей ограничен, они остаются значимыми долгие годы. Е — компанейское детство, знакомые и приятели часто обновлялись, коммуникативных связей много, но они довольно поверхностны |
Помните ли вы свой первый день в школе? Ваши впечатления. Как Вы учились? Что получалось? Отношение к оценкам. Какова была Ваша успеваемость в начальных классах? | Т — учеба в школе значима, приход в школу — событие. F — в школьные годы могли быть периоды провала интереса к учебе (на первый план выходили отношения). NT — в старших классах могли увлечься какой-либо идеей и отвлечься от учебы |
Продолжение
Жизненный период | Вопросы | Характерные проявления |
В старших классах? Какие были любимые предметы? Любимые учителя? Почему? | NT, SJ — значимо отношение к оценкам, но объяснения различны. NT — увлекались, стремились удовлетворять внутренним критериям; SJ стремились соответствовать требуемому уровню. Любимые предметы: N — математика, литература; S — естественные науки (физика, химия, биология), история. Иностранные языки: N — грамматика лучше лексики; S — лексика лучше грамматики; SP — все давалось легко, но на поверхностном уровне | |
Любимые игрушки, игры? Отношение к вещам / игрушкам. Другие интересы? Хобби? Была ли у Вас мечта? | NT — склонность собирать всевозможные коллекции (марки, монеты, календарики и др.). Уделяли большое время своим коллекциям, делали тематические подборки, сортировали и классифицировали экземпляры. NF — эмоциональные воспоминания о любимых игрушках / играх. Эмоциональный аспект превалирует над содержательным. SJ, SP — стремление разбирать, изучать, чинить, мастерить, желание разобраться в сложных технических механизмах и сделать что-либо руками. SJ — увлечение моделями, макетами и их сборкой | |
Профессиональный путь, увлечения | Как Вы выбирали свою профессию? Какие были альтернативы? Как Вы учились в институте? Любимые дисциплины, интересующие области научного знания. Что получалось? Какое было отношение к семинарам, лекциям? Как складывался профессиональный путь (между какими профессиональными сферами)? | N7" — склонность к абстрактным видам деятельности, аналитике. Высокая самостоятельность в период обучения. Склонность к точным наукам (математика, физика с теоретическим уклоном), из гуманитарных наук — к филологии. Академические интересы. NF — склонность к психологии. S — склонность к инженерным, социальным и обществоведческим дисциплинам (история, политология, юриспруденция, прикладная экономика). Военное, общеуправленческое образование. Специализация в ходе деятельности: производство, экономика, юриспруденция, маркетинг |
Любимые книги, фильмы? Любимые писатели? | N7" — классические детективы (Р. Стаут), фантастика, концептуальная, интеллектуальная литература |
Окончание
Жизненный период | Вопросы | Характерные проявления |
(X. Л. Борхес, Дж. Фаулз, Г. Гессе и др.). NF — фэнтези (Р. Джордан, Э. Сапков-ский). S — X. Мураками. SJ — военные и приключенческие романы (в детстве — Жюль Берн, Р. Стивенсон), мемуары, политический детектив. SP, NF — литература, построенная на эмоциональных отношениях, восприимчивости, тонком и динамичном эмоциональном контексте отношений (SP — X. Кортасар, М. Кундера, NF — Г. Маркес) | ||
Организация жизни и деятельности | Планируете ли Вы свою жизнь? На какой срок? Стремитесь ли Вы придерживаться выработанных планов? Опаздываете ли вы? Как вы относитесь к опозданиям? Что Вам легче всего дается? А что труднее? | J — стремление четко организовать свою жизнь, пунктуальность, точность, следование нормам, обязательность, подчеркивание этих понятий как ценностей в биографии. Р — приоритет свободы, выбора, самоопределения, возможности переориентироваться по ходу или изменить ранее выбранное. SJ — акцент на прошлое (традиции, установленные отношения). SP — живет настоящим. NF, NT — акцент на будущее |
Приложение 4
КОМАНДНЫЕ РОЛИ В КОНЦЕПЦИИ Р. М. БЕЛБИНА
РЕАЛИЗАТОР - COMPANY WORKER
Превращает концепции и планы в рабочие процедуры, систематически и продуктивно исполняя принятые на себя обязательства.
Типичные качества: консервативный, дисциплинированный, эмоционально устойчивый
Сильные стороны