double arrow

Субъекты правоотношений в Интернете

- создатели интернет-контента, программных продуктов;

- пользователи информационных услуг в интернете (потребители);

- обладатели информации (лица, создавшие информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к ней);

- собственники и владельцы интернет-сайта (интернет-сервиса);

- администраторы доменных имён интернет-сайта;

- операторы и провайдеры информационной системы, осуществляющие деятельность по передаче и обработке информации, содержащейся в её базах данных.

Деятельность, осуществляемая посредством интернета: предоставление полнотекстовых информационных источников, размещение и распространение произведений; предоставление справочной информации, предоставление услуг по размещению рекламы, платное консультирование, размещение официальной информации; распространение аудиовизуальной продукции; совершение электронных сделок; предоставление услуг электронной почты; предоставление виртуальных серверов; оказание помощи в регистрации доменных имён, создании сайтов и др.

Специфика правоотношений субъектов, использующих интернет:

· вступление в обязательственные или имущественные правоотношения меняет свой обычный характер:

1) гораздо больше возможностей направить оферту и выразить акцепт;

2) суть акцепта сводится к факту пользования сетевой услугой;

3) пользовательские соглашения в большей мере защищают интересы администрации сайта, предлагающего сетевую услугу;

4) наряду с собственностью на информацию, по поводу которой возникают обязательственные или имущественные правоотношения, появляется особый институт «исключительных прав на контент».

· нарушения правовых отношений между пользователями и производителями сетевых услуг труднее предупредить, равным образом труднее установить юридическую ответственность по поводу таких нарушений (собрать необходимую доказательную базу, довести расследование до обвинительного вердикта, обеспечить в судебном порядке иск, вынести приговор)

· правовые отношения сравнительно легко приобретают трансграничный характер, что приводит к возникновению юрисдикционных проблем.

 
 


Оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ). Данные лица, именуемые законом № 149-ФЗ ещё и как «операторы связи», занимают доминирующее положение на рынке телекоммуникационных услуг и имеют право на передачу в пользование каналов электросвязи (интернет-трафиков) другим лицам, именуемым информационными посредниками (поставщиками информационных услуг, интернет-провайдерами).

Интернет-провайдеры – это, таким образом, специальная категория лиц, осуществляющих операционную деятельность в сети интернет, данные лица по виду оказываемых услуг делятся на 2 категории: контент -провайдеры и хостинг -провайдеры.

тип провайдера вид деятельности
провайдер доступа (контент-провайдер) § доступ в Интернет по коммутируемым и выделенным каналам § беспроводной доступ в Интернет
хостинг-провайдер (сервис-провайдер) предоставление дискового пространства для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети. Закон № 149-ФЗ определяет провайдера хостинга как «лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет"»;
первичные (магист-ральные) провайдеры предоставление другим провайдерам трафиков и услуг за счёт обладания магистральными каналами связи на праве собственности
вторичные провайдеры аренда каналы связи у первичных провайдеров и продажа трафиков и услуг индивидуальным пользователям

Правовой статус интернет-провайдера определяется:

- характером прав и обязанностей;

- условиями наступления гражданско-правовой ответственности и публично-правовой ответственности.

Гражданско-правовая и публично-правовая ответственность провайдера могут наступить: 1) за действия, совершённые пользователями; 2) за действия, совершенные самим провайдером; 3) за уклонение провайдера от выполнения им обязанностей, которые предусмотрены законом.

В соответствии с частью 4 статьи 16 («Защита информации») Федерального закона «Об информации…» № 149-ФЗ оператор информационной системы обязан обеспечить: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Ответственность за действия, совершённые пользователями. Существуют три подхода к определению ответственности провайдера за действия, совершенные пользователями:

- провайдер несет ответственность за все действия пользователей, вне зависимости от наличия у него, как у субъекта права, знания о совершаемых действиях. Такой подход используется в законодательстве КНР, исламских стран;

- провайдер несет ответственность за действия пользователей, но только в определённых случаях, например, когда ему становится известно, что действия пользователя нарушают права и интересы третьих лиц или что действия пользователя нарушают требования закона. Данный подход используется в европейских странах. Согласно европейской директиве по электронной коммерции (Directive on electronic commerce. Council of European Union. Brussels, 2000, 28 February. Раздел 4, статьи 12–15) сервис-провайдер не несет ответственности за действия пользователей при предоставлении услуг хостинга, если он не был осведомлен об их противозаконной деятельности и после получения информации прекратил размещение или доступ к информации пользователей, а контент-провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию в случае, если он не инициирует ее передачу, не выбирает получателя информации и не влияет на целостность передаваемой информации. В Швеции провайдеры обязаны удалять сообщения третьих лиц в том случае, если содержащаяся в сообщениях информация нарушает нормы уголовного законодательства и гражданского законодательства (в части авторского права);

- провайдер не отвечает за действия пользователей ни при каких условиях. Такое решение вопроса об ответственности провайдеров принято в США. Можно привести в качестве ещё одного примера данного подхода положение Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 года № 1280-IV, часть 4 статьи 40 которого устанавливает, что «Операторы, провайдеры телекоммуникаций не несут ответственности за содержание информации, передаваемой по их сетям».

В России, как и европейских странах, провайдеры освобождаются от юридической ответственности перед пользователями при условии их пассивного посредничества в сфере информационных отношений. Такой подход использован в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации № 149-ФЗ. В части третьей статьи 17 данного закона говорится, что «В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации».

Таким образом, законодатель также предусмотрел освобождение провайдера от гражданско-правовой ответственности. Закон не освобождает последнего от уголовной и административной ответственности. В случае, если распространяемая информация имеет криминальный характер провайдер должен нести публично-правовую ответственность, если исходить из смысла соответствующей статьи федерального закона.

Защита провайдеров от привлечения к гражданско-правовой ответственности в том случае, если предоставление ими информации или трафика порождает деликт, то есть наносят ущерб физическим и юридическим лицам, необходима, так как без такого иммунитета осуществление услуг в сети Интернет становится невозможным.

Ответственность за действия, совершенные самим провайдером. Если исходить из смысла Федерального закона «Об информации…», провайдер должен нести публично-правовую ответственность, если он обеспечил доступ к информации, распространение которой запрещено законом, или предоставил дисковое пространство для размещения такой информации.

Кроме того, статьёй 274 Уголовного кодекса РФ предусмотрено деяние, которое представляет собой нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Данная статья гласит: «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, – наказывается лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 240 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет»

Ответственность провайдера по договорам интернет-провайдинга. Несмотря на умолчание Гражданского кодекса Российской Федерации можно определить такие договора как консенсуальные, двусторонние и возмездные. Основная задача провайдера состоит в предоставлении качественной услуги по принятию, передаче и обработке электронных данных абонента, а абонента – по оплате указанной услуги. Исхо­дя из этого, моделируется и ответственность сто­рон за неисполнение (ненадлежащее исполне­ние) договора. Про­вайдеры, действующие сегодня на рынке теле­коммуникационных услуг, ограничивают свою ответственность. Она ограничивается, как правило, стоимос­тью оплаченных абонентом, но не предостав­ленных услуг. Это значит, что абонент, неудов­летворенный качеством услуги, расторгает по своей инициативе договор, а провайдер воз­вращает ему неиспользованный остаток денеж­ных средств.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: