Подключение

Для подключения брандмауэров используются различные схемы. Брандмауэр может использоваться в качестве внешнего роутера, используя поддерживаемые типы устройств для подключения к внешней сети.

Если брандмауэр может поддерживать два Ethernet интерфейса (так называемый dual-homed брандмауэр), то чаще всего подключение осуществляется через внешний маршрутизатор.

При этом между внешним роутером и брандмауэром имеется только один путь, по которому идет весь трафик. Обычно роутер настраивается таким образом, что брандмауэр является единственной видимой снаружи машиной. Эта схема является наиболее предпочтительной с точки зрения безопасности и надежности защиты.

При этом брандмауэром защищается только одна подсеть из нескольких выходящих из роутера. В незащищаемой брандмауэром области часто располагают серверы, которые должны быть видимы снаружи (WWW, FTP и т.д.). Некоторые брандмауэры предлагают разместить эти сервера на нем самом - решение, далеко не лучшее с точки зрения загрузки машины и безопасности самого брандмауэра

Существуют решения, которые позволяют организовать для серверов, которые должны быть видимы снаружи, третью сеть; это позволяет обеспечить контроль за доступом к ним, сохраняя в то же время необходимый уровень защиты машин в основной сети.

При этом достаточно много внимания уделяется тому, чтобы пользователи внутренней сети не могли случайно или умышленно открыть дыру в локальную сеть через эти сервера. Для повышения уровня защищенности возможно использовать в одной сети несколько брандмауэров, стоящих друг за другом.

Администрирование

Легкость администрирования является одним из ключевых аспектов в создании эффективной и надежной системы защиты. Ошибки при определении правил доступа могут образовать дыру, через которую может быть взломана система. Поэтому в большинстве брандмауэров реализованы сервисные утилиты, облегчающие ввод, удаление, просмотр набора правил. Наличие этих утилит позволяет также производить проверки на синтаксические или логические ошибки при вводе или редактирования правил. Как правило, эти утилиты позволяют просматривать информацию, сгруппированную по каким либо критериям - например, все что относится к конкретному пользователю или сервису.

Системы сбора статистики и предупреждения об атаке

Еще одним важным компонентом брандмауэра является система сбора статистики и предупреждения об атаке. Информация обо всех событиях - отказах, входящих, выходящих соединениях, числе переданных байт, использовавшихся сервисах, времени соединения и т.д. - накапливается в файлах статистики. Многие брандмауэры позволяют гибко определять подлежащие протоколированию события, описать действия брандмауэра при атаках или попытках несанкционированного доступа - это может быть сообщение на консоль, почтовое послание администратору системы и т.д. Немедленный вывод сообщения о попытке взлома на экран консоли или администратора может помочь, если попытка оказалась успешной и атакующий уже проник в систему. В состав многих брандмауэров входят генераторы отчетов, служащие для обработки статистики. Они позволяют собрать статистику по использованию ресурсов конкретными пользователями, по использованию сервисов, отказам, источникам, с которых проводились попытки несанкционированного доступа и т.д.

Аутентификация

Аутентификация является одним из самых важных компонентов брандмауэров. Прежде чем пользователю будет предоставлено право воспользоваться тем или иным сервисом, необходимо убедиться, что он действительно тот, за кого он себя выдает (предполагается, что этот сервис для данного пользователя разрешен: процесс определения, какие сервисы разрешены называется авторизацией. Авторизация обычно рассматривается в контексте аутентификации - как только пользователь аутентифицирован, для него определяются разрешенные ему сервисы). При получении запроса на использование сервиса от имени какого-либо пользователя, брандмауэр проверяет, какой способ аутентификации определен для данного пользователя и передает управление серверу аутентификации. После получения положительного ответа от сервера аутентификации брандмауэр образует запрашиваемое пользователем соединение.

Как правило, используется принцип, получивший название "что он знает" - т.е. пользователь знает некоторое секретное слово, которое он посылает серверу аутентификации в ответ на его запрос.

Одной из схем аутентификации является использование стандартных UNIX паролей. Эта схема является наиболее уязвимой с точки зрения безопасности - пароль может быть перехвачен и использован другим лицом.

Чаще всего используются схемы с использованием одноразовых паролей. Даже будучи перехваченным, этот пароль будет бесполезен при следующей регистрации, а получить следующий пароль из предыдущего является крайне трудной задачей. Для генерации одноразовых паролей используются как программные, так и аппаратные генераторы - последние представляют из себя устройства, вставляемые в слот компьютера. Знание секретного слова необходимо пользователю для приведения этого устройства в действие. Ряд брандмауэров поддерживают Kerberos - один из наиболее распространенных методов аутентификации. Некоторые схемы требуют изменения клиентского программного обеспечения - шаг, который далеко не всегда приемлем. Как правило, все коммерческие брандмауэры поддерживают несколько различных схем, позволяя администратору сделать выбор наиболее приемлемой для своих условий.

Политика безопасности - представляет собой набор законов, правил и практического опыта, на основе которых строятся управление, защита и распределение конфиденциальной информации.

Методы и средства построения систем информационной безопасности. Их структура. Создание систем информационной безопасности (СИБ) в ИС и ИТ основывается на следующих принципах:

Системный подход к построению системы зашиты, означающий оптимальное сочетание взаимосвязанных организационных, программных, аппаратных, физических и других свойств, подтвержденных практикой создания отечественных и зарубежных систем защиты и применяемых на всех этапах технологического цикла обработки информации.

Принцип непрерывного развития системы. Этот принцип, являющийся одним из основополагающих для компьютерных информационных систем, еще более актуален для СИБ.

Разделение и минимизация полномочий по доступу к обрабатываемой информации и процедурам обработки, т.е. предоставление как пользователям, так и самим работникам ИС минимума строго определенных полномочий, достаточных для выполнения ими своих служебных обязанностей.

Полнота контроля и регистрации попыток несанкционированного доступа, т.е. необходимость точного установления идентичности каждого пользователя и протоколирования его действий для проведения возможного расследования, а также невозможность совершения любой операции обработки информации в ИТ без ее предварительной регистрации.

Обеспечение надежности системы защиты, т. е. невозможность снижения уровня надежности при возникновении в системе сбоев, отказов, преднамеренных действий взломщика или непреднамеренных ошибок пользователей и обслуживающего персонала.

Обеспечение контроля за функционированием системы защити, т.е. создание средств и методов контроля работоспособности механизмов защиты.

Обеспечение всевозможных средств борьбы с вредоносными программами.

Обеспечение экономической целесообразности использования системы защиты, что выражается в превышении возможного ущерба ИС и ИТ от реализации угроз над стоимостью разработки и эксплуатации СИБ.

Правовое обеспечение

Cовокупность законодательных актов нормативно-правовых документов, положений, инструкций, руководств, требования которых являются обязательными в рамках сферы их деятельности в системе защиты информации.

Организационное обеспечение.

Имеется в виду, что реализация информационной безопасности осуществляется определенными структурными единицами, такими, например, как служба безопасное фирмы и ее составные структуры: режим, охрана и др.

Информационное обеспечение.

Bключающее в себя сведения, данные, показатели, параметры, лежащие в основе решения задач, обеспечивающих функционирование СИБ.

Техническое (аппаратное) обеспечение.

Предполагается широкое использование технических средств как для защиты информации, так и для обеспечения деятельности СИБ.

Программное обеспечение.

Имеются в виду различные информационные, учетные, статистические и расчетные программы, обеспечивающие оценку наличия и опасности различных каналов утечки и способов несанкционированного доступа к информации.

Математическое обеспечение.

Это - математические методы, используемые для различных расчетов, связанных с оценкой опасности технических средств, которыми располагают злоумышленники, зон и норм необходимой защиты.

Лингвистическое обеспечение.

Совокупность специальных языковых средств общения специалистов и пользователей в сфере обеспечения информационной безопасности.

Нормативно-методическое обеспечение.

Сюда входят нормы и регламенты деятельности органов, служб, средств, реализующих функции защиты информации; различного рода методики, обеспечивающие деятельность пользователей при выполнении своей работы в условиях жестких требований соблюдения конфиденциальности.

Из средств ПО системы защиты выделим еще программные средства, реализующие механизмы шифрования (криптографии). Криптография - это наука об обеспечении секретности и/или аутентичности (подлинности) передаваемых сообщений. На физическом уровне, представляющем среду распространения данных (кабель, оптоволокно, радиоканал, каналообразующее оборудование), применяют обычно средства шифрования или сокрытия сигнала. Они малоприменимы в коммерческих открытых сетях, так как есть более надежное шифрование.

На канальном уровне, ответственном за организацию взаимодействия двух смежных узлов (двухточечные звенья), могут быть использованы средства шифрования и достоверной идентификации пользователя. Однако использование и тех и других средств на этом уровне может оказаться избыточным. Необязательно производить (пере-) шифрование на каждом двухточечном звене между двумя узлами.

Сетевой уровень решает задачи распространения и маршрутизации пакетов информации по сети в целом. Этот уровень критичен в отношении реализации средств криптозащиты. Понятие пакета существует на этом уровне. На более высоких уровнях есть понятие сообщения. Сообщение может содержать контекст или формироваться на прикладном уровне, защита которого затруднена с точки зрения управления сетью.

Первый этап (анализ объекта защиты)

Cостоит в определении того, что нужно защищать:

определяется информация, которая нуждается в защите;

выделяются наиболее важные элементы (критические) защищаемой информации;

определяется срок жизни критической информации (время, необходимое конкуренту для реализации добытой информации);

определяются ключевые элементы информации (индикаторы) отражающие характер охраняемых сведений;

классифицируются индикаторы по функциональным зонам предприятия (производственно-технологические процессы, система материально-технического обеспечения производства, подразделения управления).

Второй этап

Предусматривает выявление угроз:

определяется, кого может заинтересовать защищаемая информация;

оцениваются методы, используемые конкурентами для получения этой информации;

оцениваются вероятные каналы утечки информации;

разрабатывается система мероприятий по пресечению действий конкурента или любого взломщика.

Tретий этап

Проводится анализ эффективности принятых и постоянно действующих подсистем обеспечения безопасности (физическая безопасность документации, надежность персонала, безопасность используемых для передачи конфиденциальной информации линий связи и т.д.).

Четвертый этап

Определяются необходимые меры защиты. На основании проведенных на первых трех этапах аналитических исследований вырабатываются необходимые дополнительные меры и средства по обеспечению безопасности предприятия.

Пятый этап

Руководителями фирмы (организации) рассматриваются представленные предложения по всем необходимым мерам безопасности и расчеты их стоимости и эффективности.

Шестой этап

Cостоит в реализации принятых дополнительных мер безопасности с учетом установленных приоритетов.

Седьмой этап

Предполагает контроль и доведение до персонала фирмы реализуемых мер безопасности.

Контрольные вопросы

  1. Какие существуют виды угроз информации? Дайте понятие угрозы.
  2. Охарактеризуйте способы защиты информации.
  3. Рассмотрите управление доступом как способ защиты информации, его роль и значение.
  4. Каково назначение криптографических методов защиты информации? Перечислите эти методы.
  5. Дайте понятия аутентификации и цифровой подписи. В чем состоит их сущность?
  6. В чем заключаются проблемы защиты информации в сетях и каковы возможности их разрешения?
  7. Раскройте особенности стратегии защиты информации с использованием системного подхода, комплексных решений и принципа интеграции в информационных технологиях.
  8. Рассмотрите этапы создания систем защиты информации.

Литература

  1. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.: РАГС, 1996.
  2. Мишинин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  3. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  4. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Трубилина. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  5. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2001.

Лекция 9.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

Под стратегическим менеджментом на предприятии понимается система поведения предприятия на длительный период времени, означающая выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития и механизма выживания в цивилизованных рыночных отношениях.

1. Раздел "Цели и задачи стратегической деятельности предприятия" является ориентиром к внедрению стратегических направлений, целевых установок и задач. В этом разделе отражается одно из трех стратегических направлений и соответствующих ему целевых установок. Указанный критерий выбранного стратегического направления представляется в качестве суммарной максимально возможной величины ожидаемой прибыли с учетом ее прироста за прогнозируемый период, реализуемой комплексом стратегических задач. В этом разделе величина ожидаемой прибыли обосновывается расчетами основных технико-экономических показателей, таких, как выручка от реализации продукции, или доход от продажи, издержками производства, предполагаемой величиной налоговых отчислений и выплатой дивидендов.

2. В разделе "Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии" раскрывается значимость данного предприятия для экономического и социального развития страны или региона, представлены основные параметры стратегии в виде сводных финансовых показателей, характеризующих размер инвестиционных вложений в реализацию стратегических направлений с указанием внешних и внутренних источников финансирования. К числу внеш-них источников относятся инвесторы (государственные организации, банки, частные фирмы, физические лица), заинтересованные в получении дивидендов, и кредиторы.

3. В разделе "Характеристика продукции" отражаются технические показатели потребительских свойств диверсифицируемой продукции, особенности технологии ее производства, преимущества по сравнению с аналогичной продукцией в отрасли и на международном рынке, предполагаемый срок жиз-ненного цикла продукции, предполагаемые направления сбыта продукции, перспектива замены данного продукта другим, а также ожидаемая рыночная цена продажи и продукции.

4. Раздел "Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта" отражает прежде всего особенности сегментов рынка, на которые ориентируются стратегические целевые установки предприятия. Анализируется место предприятия на рынке (монополия, олигополия, монопсония и др). Рассматривается возможный состав потребителей, оценивается характер спроса (равномерный или сезонный) и платежеспособность потребителей.

5. "Производственная программа" предусматривает отражение номенклатуры и количества диверсифицируемой продукции, калькулирование себестоимости, расчетной цены продажи каждой номенклатурной позиции продукции, прогнозируемого объема продажи в стоимостном выражении (доход от продажи, или выручка от реализации).

6. Раздел "Ресурсное обеспечение стратегических целевых установок" предусматривает определение состава и стоимости основного оборудования, форм и норм амортизационных отчислений, номенклатуры и норм расхода используемых сырья и материалов с указанием предполагаемых: цен, основных и альтернативных поставщиков, а также состава, квалификации и требуемой численности работников производства и управления персоналом, форм и систем оплаты трудa. В результате определяется потребность в оборудовании, матери-альных и трудовых ресурсах.

7. "Финансовый план" является центральным разделом, в котором находят отражение смета затрат, или общие производственные издержки по годам реализации бизнес-плана, расчет суммы первоначальных фиксированных инвестиционных издержек (расход на покупку или аренду земли, зданий, оборудования), величина затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общий размер основных капитальных вложений, чистый оборотный капитал, инвестиционные издержки в целом. В данном разделе рассматриваются следующие три основных прогноза:

прогноз чистой и нераспределенной прибыли;

движение потоков денежных средств;

прогнозируемый бухгалтерский баланс на начало и конец работы по годам.

Прогноз чистой и нераспределенной прибыли основывается на прогнозах дохода от продажи, величины общих производственных издержек, сведениях о налогах и дивидендах.

8. В разделе "Эффективность стратегических решений" осуществляется оценка экономической и финансовой деятельности предприятия по годам с позиции достижения стабильных финансовых результатов, увеличения прибыли предприятия, что находит отражение в различных оценочных показателях стратегических решений: безубыточности работы предприятия, простых и дисконтированных методов оценки, а также различных коэффициентов финансовой устойчивости работы предприятия. Особое место занимает оценка риска стратегических решений.

9. Раздел "Организационный план реализации стратегических целевых установок" предусматривает реализацию стратегии в части организации обеспечения функционирования производства и управления (средствами труда, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами). В плане указываются период времени выполнения задач, основные исполнители. Выполнение каждого пункта оценивается с точки зрения финансовых затрат с определением источников финансирования. Формой отражения организационного плана является сетевой график выполнения стратегических задач, позволяющий определять критический путь с целью выявления всех видов дополнительных резервов.

Первый этап преобразования информации

Bключает в себя процедуры сбора и обработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды предприятия, для формулирования направлений стратегического развития предприятия.

Bторой этап

Осуществляются процедуры обработки информации стратегического менеджмента на основе сформулированной идеи.

Третий этап

Является долговременной процедурой по претворению в жизнь стратегических задач и достижению целевых установок, исходя из конкретных условий функционирования предприятия во внешней среде.

Блок инвестирования стратегических целевых установок включает:

расчет сумм внешних инвестиций по предполагаемым инвесторам, расчет суммы издержек на выпуск акций и выплату дивидендов, определение величины акционерного капитала;

расчет суммы кредитов по предполагаемым кредиторам и величины сумм погашения кредита и ссудного процента;

прогноз состояния внутренних резервов:

амортизационного фонда,

нераспределенной прибыли,

спецрезервов.

Блок стратегической товарной политики включает в себя задачи по прогнозированию диверсификации экономической деятельности предприятия, диверсификации и развитию действующего производства. Для стратегического менеджмента имеет значение результат стратегической товарной политики, выраженный в прогнозе спроса на продукцию и определении рыночной цены продажи продукции.

На первом этапе реализуются блоки инвестирования стратегических целевых установок и стратегической товарной политики. В качестве входной информации используются внешняя информация о предполагаемых инвесторах, кредиторах, рынках сбыта, конкурентах, а также внутренняя информация о финансовых резервах. Получение входной информации опирается на использование пакетного или сетевого режимов обработки данных. Например, реализация процедуры формулирования идеи возможна на основе информации, получаемой в результате использования глобальной вычислительной сети Internet, а также базы данных, создаваемой на предприятии.

Особое место в стратегическом менеджменте занимает третий этап преобразования информации, так как он связан с реализацией механизма выживания предприятия в сложных рыночных условиях.

Блок стратегической товарной политики имеет специфику реализации в пакете Project expert версии Business plan guide. Он позволяет построить индивидуальную стратегию сбыта по каждому продукту. В отличие от других программ он представлен не только объемами сбыта продукции в натуральном и стоимостном выражении, запасами продукции на складе и ее ценами, но и данными о доле экспортных продаж, тенденциях изменения цены на продукцию, возможностях продажи в кредит и продажи с использованием формы авансовых платежей. В программе также учитываются затраты на продвижение продукта на рынке (комиссионное вознаграждение, доля безвозвратных потерь при сбыте, премиальные административному персоналу).

Блоки прогнозирования производственной программы, прогноза потребности в ресурсах и стратегической финансовой политики не отличаются какой-либо спецификой в пакетах прикладных программ. Необходимо только отметить, что во всех пакетах имеется возможность учитывать различные формы и нормы амортизационных отчислений. Кроме того, в пакете PROPSPIN рассчитываются основные финансовые показатели, связанные с определением чистой и нераспределенной прибыли и прогнозированием потоков денежных средств (Cash - Flow).

Большие различия в пакетах прикладных программ связаны с реализацией задач блока оценки стратегической деятельности предприятия. COMFAR и Alt-Invest осуществляют экономический анализ по системе соотношения затрат и полученной прибыли. PROPSPIN уделяет внимание расчету таких показателей, как простой нормы прибыли, периоду погашения займов и определению точки безубыточности. Наибольшие возможности по анализу и оценке предоставляет пакет Project expert.

Он позволяет проанализировать структуру затрат на производство, включая сырье, материалы и комплектующие изделия, заработную плату производственных рабочих и работников управления; соответствие запасов готовой продукции на складе колебаниям рыночного спроса, а также уровень запасов сырья, материалов и комплектующих изделий в зависимости от постоянства и надежности поставок. Кроме того, анализируется влияние на величину прибыли изменения величин различных показателей: объема продажи продукции, цен продажи, прямых производственных издержек, постоянных издержек.

Project expert версии Business plan guide рассчитывает такие показатели финансового состояния, как рентабельность, ликвидность, платежеспособность, и позволяет дать интегральную оценку финансового состояния по многим критериям.

Структура построения пакетов прикладных программ также различна. Пакет COMFAR реализован в виде трех основных программных модулей: ввода данных, осуществления расчетов и выдачи результатов. Модуль ввода данных предъявляет определенные требования к составу исходных данных.

Alt-Invest имеет набор модулей, аналогичных пакету COMFAR, однако позволяет настраивать модуль входных данных на условия, соответствующие реальной ситуации внешней среды. Кроме того, он организует реализацию получения выходных форм, в которых формируется текстовый поясняющий материал, иллюстрированный таблицами и графиками.

PROPSPITN состоит из двух модулей: ввода данных и генератора отчетов. Первый модуль позволяет вводить начальные величины инвестиций, данные о стоимости материалов, рабочей силы, комплектующих изделий и др. Генератор отчетов создает выходные таблицы, содержащие основные финансовые показатели и оценку стратегической деятельности предприятия. Пакет обеспечивает одновременный проеме входных данных и финансовых результатов. В случае снижения эффективности стратегических решений пакет позволяет вносить изменения значений входных показателей до тех пор, пока не будут получены приемлемые величины оценочных показателей.

В пакете Project expert использованы развитый пользовательский интерфейс, включающий четыре основных модуля

описание макроэкономического окружения

описание предприятия, реализующего стратегические целевые задачи;

инвестирование стратегических целевых установок;

моделирование реализации стратегических задач предприятия,

а также генераторы финансовых документов, анализа и получения отчетов. Ниже представлен подробный состав четырех основных модулей пользовательского интерфейса.

В отличие от других систем пользователь Project expert получает комплекте поставки одну рабочую версию, защищенную от копирования электронным ключом, и специальную версию программы Project expert (Data setup) для подготовки данных, которая может свободно копироваться, без ограничений передаваться любым партнерам и клиентам пользователя и устанавливаться на любое количество рабочих мест. Специальная версия программы полностью информационно совместима с рабочей версией и отличается от последней тем, что на ней нельзя провести процедуру расчета. Однако данные проекта, введенные в систему Project expert (Data setup), могут быть сохранены в виде файла и перенесены на любой компьютер с рабочей версией Project expert для проведения расчетов.

Фирма Pro-Invest Consulting развивает систему Project expert в двух направлениях: для малого и среднего бизнеса, а также для крупных предприятий в виде специальной версии. Главной задачей второго варианта системы являются моделирование и оценка действий крупного предприятия, выпускающего продукцию разнообразной номенклатуры и охватывающего несколько различных сегментов рынков сбыта. Получила развитие сетевая версия пакета Project expert, которая позволяет одновременно работать с нескольких рабочих мест (3, 5, 10, 20, 100, 250) с разграничением прав доступа для различных категорий пользователей.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под организационно-экономической сущностью стратегического менеджмента?
  2. Назовите основные разделы бизнес-плана и дайте характеристику их информационной взаимосвязи.
  3. Перечислите основные показатели центрального раздела бизнес-плана.
  4. Назовите основные блоки функциональных задач стратегического менеджмента.
  5. Какой вид входной информации используется на первом этапе преобразования информации стратегического менеджмента?
  6. Охарактеризуйте второй этап преобразования информации.
  7. Каково назначение третьего этапа преобразования информации стратегического менеджмента?
  8. Перечислите основные пакеты прикладных программ, реализующих задачи стратегического менеджмента на предприятии.
  9. В чем принципиальное отличие пакета Project expert от других пакетов прикладных программ?

Литература

  1. Бригхеэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 1997.
  2. Вдовенко Л.А. Автоматизированные системы управления производством / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: Экономическое образование. 1992.
  3. Евдокимов В.В. Экономическая информатика: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Евдокимова. - СПб., 1997.
  4. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.
  5. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 1996.

Лекция 10.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Логистика - это системный инструмент управления, позволяющий управлять всеми материальными потоками и запасами, финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и услуг на предприятии. Главной целью использовании логистических подходов является обеспечение эффективного в отношении снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей управления.

Достижение предела в снижении производственных затрат.

Как правило, в этом направлении фирмой уже выбраны резервы, а использование логистики открывает неожиданные новые возможности.

Неправильное распределение товарных запасов.

Обычное распределение товаров - 50% у производителя и дистрибьюторов, а 50% в розничной торговле. Использование логистики позволяет снизить долю розничных торговцев до 10% (высвободив омертвленные 40%).

Непрерывное повышение транспортных издержек.

Это общая тенденция, например из-за подорожания горючего. Альтернативные перевозкам приемы (продуктовые линии, запасы, и т.д.) позволяют уменьшить затраты на перевозки.

Осознание важности обработки информационных потоков.

Уровнь определения местонахождения каждой единицы продукции данный момент предопределило потребность в обработке громадных объемов данных. Современные информационные технологии позволяют реализовать такую обработку. В частности, информационные технологии дают возможность для сравнения качества услуг различных поставщиков, оценки эффективности товародвижения. Наконец, приходит понимание, что обрабатывать информационные потоки не менее необходимо, чем материальные.

Рассмотрим наиболее важные логистические функции.

Обеспечение качества обслуживания потребителей требует от фирм постоянных усилий, в частности, по обеспечению требований стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации. Общепринятая концепция управления качеством на всех этапах процесса производства и распределения естественно увязывается с логистическим подходом, который играет определяющую роль в обеспечении доставки товаров нужного качества в нужное место и в нужное время, в доведении услуг до потребителя.

Управление закупками обеспечивает решение комплекса задач по определению потребностей, стратегическому и оперативному планированию поставок, выбору поставщиков, выбору оптимальных объемов и сроков поставок, заключению договоров, определению видa транспорта и т.д. Эта функция весьма важна, так как объемы и условия поставок, размещение поставщиков непосредственно влияют на логистические издержки.

Транспортировка - это реализация материального потока. Затраты на транспортировку в некоторых видах деятельности достигают более 2/3 логистических издержек. В логистике транспортировку определяют как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки экспедирования, промежуточного складирования и т.п.

Управление перевозкой включает в себя выбор транспорта, перевозчика и экспедитора, маршрута доставки и т.п.

Управление запасами. Всегда есть необходимость иметь запасы для обеспечения бесперебойного производства, исключения неудовлетворенного спроса. Однако превышение минимально необходимого объема запасов приводит к омертвлению средств, снижению оборачиваемости. Затраты на обеспечение запасов могут достигать 20-60% всех логистических издержек. Поэтому решение оптимизационной задачи достижения минимума затрат на обеспечение запасов при ограничениях объема запасов снизу, обеспечивающих бесперебойную работу - важнейшая функция логистического менеджмента.

Управление заказами включает сбор заказов, заключение и ведение договоров, определение сроков и условии поставок. Фактически обеспечение работы распределительной сети предприятия или логистических посредников. Затраты в этой деятельности не столь велики, но важность ее существенна, так как именно она определяет конечный уровень обслуживания потребителей.

 Операционный менеджмент (управление производственными процедурами) - это комплекс мер по снижению затрат и повышению качества продукции, реализуемый в производстве путем управления потоками сырья и незавершенной продукции. При этом решаются частные задачи минимизации промежуточных запасов сырья и не завершенной продукции, прогнозирования потребности в сырье, сокращения производственного цикла и т.д.

 Ценообразование. Эта функция определяет уровень общих логистических издержек, составляющих базовую цену готовой продукции. Она определяется логистической стратегией фирмы-производителя. Важно, что отпускная цена для потребителей определится исходя из конъюнктуры рынка, уровня цен конкурентов, прогноза сбыта, т.е. уже не логистическими, а маркетинговыми факторами.

Физическое распределение является комплексной функцией, предусматривающей все операции, связанные с движением готовой продукции в структурах торговых посредников и товаропроизводителей. Это - планирование распределения, управление реализацией заказов, обслуживание потребителей, транспортировка.

Подбор тары и упаковки имеет большое значение для повышения рыночной привлекательности товара. Применение прогрессивных видов тары с улучшенными весогабаритными размерами снижает логистические затраты, типовая упаковка позволяет автоматизировать складские операции. Послепродажный сервис обеспечивает возврат товаров некондиционного качества, а также снабжение запчастями и гарантий обслуживание и ремонт.

Развитие и формирование логистической системы. Изменение условий рынка и организационной и финансовой политики предприятия ведет к необходимости постоянного совершенствования или даже пересмотра действующей логистической системы. Отсюда и соответствующая система автоматизации обязана быть открытой, гибко реагирующей на изменения. Выработка логистической стратегии предприятия в связи с рыночной политикой предприятия. Управляющий логистикой отвечает за контроль и исполнение стратегических планов предприятия по всей линейке товарного движения: направлениям закупки, транспортировки, складских запасов, продаж и т.д. А эти действия определяются рыночной стратегией предприятия.

Администрирование и координация. Почти вся организационная Деятельность предприятия прямо или косвенно связана с логистикой. Поэтому служба логистики должна координировать деятельность других служб и подразделений, связанных с контролем наличия запасов и их движением, внутренним и внешним транспортом, управлением финансовыми потоками, размещением заказов.

Операционный менеджмент. Взаимодействуя с производственным (операционным) менеджментом, логистика решает две группы задач.

В области внутрипроизводственной логистики - управление производственными запасами сырья, незавершенной и готовой продукцией в процессе производства, организация заказов на материалы в структурных подразделениях, управление технологическим транспортом, складским хозяйством и т.д.

В области внешней логистики - управление логистическими функциями, обеспечивающими снабжение и сбыт. К ней же относится группа логистических функций, обеспечивающих сервис и послепродажное обслуживание товаров и готовой продукции - доставка, сервисное и гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями и комплектующими. Финансовый менеджмент взаимодействует с логистикой по следующим аспектам.

Эффективность логистических решений. Она оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость капитала фирмы, так как большая часть капитала вложена в материальные ресурсы и готовую продукцию.

Издержки во внешних каналах. Они сопоставимы с себестоимостью продукции, а иногда и превышают ее. Поэтому важно объединить усилия логистического и финансового менеджмента в первую очередь для снижения затрат по закупке сырья и сбыту готовой продукции.

Именно в логистической системе формируется первичная информация по дебиторско-кредиторской задолженности, которая используется далее в контуре бухгалтерского учета.

В контуре бухгалтерского учета выделяются и анализируются составляющие логистических издержек, знание которых необходимо для принятия управленческих решений.

Основные принципы построения ИСЛП

Полнота информации и пригодность ее для использования.

Менеджер-логистик должен получать информацию в том виде, месте и с той полнотой, которые необходимы для обеспечения управления логистической системой.

Точность представления данных.

При предельно низких уровнях рента-бельности (единицы процента), обусловленных высокой конкурентностью, даже погрешность 1% в оценке уровня запасов может иметь серьезные последствия.

Своевременность информации.

Как правило, в современных системах управления используется режим on line.

Проблемная ориентация.

ИСЛП ориентируется именно на выявление и уменьшение логистических издержек, экономию ресурсов, улучшение качества. Затраты на нее должны быть необходимы и достаточны именно для поставленных целей, не более того.

Адекватность и адаптируемость.

Циркулирующая в ИСЛП информация, выходные формы должны полностью удовлетворять потребности персонала и иметь возможность оперативно модифицироваться в случае необходимости.

Совместимость по форматам данных.

Это совершенно естественное общее требование, так как ИСЛП является частью общей информационной системы предприятия.

Управление запасами.

Функциональная область включает задачи, относящиеся к бизнес-процессу "Управление запасами":

автоматизированное оформление документов с использованием сканера и штрих-кодов;

учет внешних документов - приходных накладных, накладных на возврат товаров поставщикам, накладных на возврат товаров от потребителей, входящих и исходящих счетов-фактур;

учет внутренних документов - приходных ордеров, актов согласования, документов на перемещение товаров между складами, накладных на отпуск в подразделения или в производство;

учет ведомостей инвентаризации, формирование и учет актов списания недостач и оприходования излишков;

ведение единых карточек складского учета;

управление товарными запасами на основании гибко настраиваемых критериев;

разнесение накладных расходов по товарам, хранящимся складах;

переоценка товаров с помощью актов переоценки;

хранение истории учетных цен по каждой партии товара, хранящейся на складе;

поддержка комплектов товара и учет актов на комплектацию и разукомплектацию товара;

партионный учет товаров на складе;

учет товаров на складе по месту хранения;

формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о внутренних перемещениях товаров;

формирование отчетов о товарных запасах с детализацией по товарам, группам, партиям, складам и т.п.

Управление сбытом

Bключает задачи, относящиеся к области "Управление сбытом":

учет номенклатуры реализуемых товаров с детализацией по модификациям и упаковкам;

учет и контроль исполнения заказов от потребителей на товары и услуги;

учет и контроль исполнения договоров с потребителями;

учет цен реализации товаров и услуг с детализацией по модификациям, упаковкам и партиям, видам отгрузки, видам оплат и складам, с которых отгружаются товары;

формирование и переформирование прайс-листов;

оформление счетов на оплату с учетом скидок, наценок и на налогов, контроль их оплаты;

резервирование товаров при оформлении счетов на оплату и снятие резерва;

оформление товарно-транспортных накладных и исходящих счетов-фактур для передачи их потребителям;

учет финансовых и материальных трансакций по расчету с потребителями в разрезе лицевых счетов и договоров;

формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о реализации товаров;

формирование отчетов о деятельности, связанной с реализацией - сводных или детализированных по товарам, группам товаров, потребителям, лицевым счетам и т п.

Контрольные вопросы

  1. Чем принципиально отличается логистика от движения товарно-материальных ценностей в бухгалтерском учете?
  2. Охарактеризуйте логистику как системный инструмент.
  3. Почему в последние годы при автоматизации бухучета так востребована логистика?
  4. Как соотносятся системы автоматизации бухучета и системы автоматизации логистики?
  5. Обоснуйте неразрывность в логистике материальных и информационных потоков.
  6. Покажите взаимосвязь задач, функций и интерфейса в процессе автоматизации логистики.
  7. Сформулируйте требования к подсистеме "Логистика", реализуемой ППП "ПАРУС".

Литература

  1. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.
  2. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управле-ния. - М.: РАГС, 1996.
  3. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  4. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в эконо-мике. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Трубилина. - М.: Финансы и статистика, 1999.

Лекция 11.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Кадровая политика предусматривает:

разработку общих принципов кадровой политики, определение ее целей;

планирование потребности в трудовых ресурсах, формулирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения (организационно-штатная политика);

создание и поддержку системы движения кадровой информации (информационная политика),

принципы распределения средств, обеспечение эффективного, системы стимулирования труда (финансовая политика);

обеспечение программы развития, профориентацию и адаптацию сотрудников, планирование индивидуального продвижения, профессиональную подготовку и повышение квалификации (политика развития персонала);

оценку результатов деятельности, анализ соответствия кадровой политики стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценку кадрового потенциала.

Частью общего процесса планирования в организации является планирование потребности в персонале. Успешное кадровое планирование основано на информации, включающей в себя ряд оценок:

сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;

каким образом можно привлечь нужных работников и сохранить или оптимизировать использование излишнего персонала;

как лучше использовать персонал в соответствии со способностями и умениями работников и их внутренней мотивацией;

каким образом обеспечить условия для развития персонала;

каких затрат потребуют запланированные мероприятия.

Деятельность по нормированию труда в управлении персоналом преследует несколько целей:

Планирование производства и определение потребности персонала.

Расчет затрат на заработную плату.

Оценка изменения производительности труда.

Для создания эффективной системы нормирования труда на предприятии необходимо наличие информации о:

результатах анализа деятельности;

комплексе базовых норм;

техническом уровне производства, планах пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;

алгоритмах расчетов системы материального стимулирования за повышение производительности труда.

Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работ предприятия. Оценка труда дает возможность оценить качествo, количество и интенсивность труда.

Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.

Структура заработной платы - это базовые ставки, премиальные выплаты, социальные программы. Алгоритмы расчетов заработной платы входят в состав системы бухгалтерского учета и отчетности.

Рассмотрим наиболее общие автоматизированные задачи управления персоналом на примере входящих в ППП "Управление персоналом", разработанный компанией АИТ (Москва). Система реализует следующие функции:

Планирование штатных расписаний с формированием должностных инструкций.

Учет персонала (персональные данные о сотрудниках).

Подбор новых сотрудников и перемещения.

Планирование и учет использования трудовых ресурсов.

Расчеты с персоналом (расчет выплат по оплате труда, пособия, контроль выплат, подотчетные лица).

Учет подотчетных сумм и депонентов.

Систему управления документами.

Персонализированный пенсионный и налоговый учет.

Должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы закрепляется в штатном расписании. В нем ведется список штатных единиц, детально определяются квалификационные требования, диапазон оплаты труда и должностные инструкции по каждой штатной единице.

Спланированное штатное расписание может загружаться в текущее штатное расписание кадровой подсистемы. На основе этих данных можно производить автоматизированный подбор персонала на штатную должность, анализировать соответствие сотрудника требованиям, предъявленным к закрепленным за штатной должностью работам, формировать плановый табель с указанием структуры планируемых работ.

Возможно формирование следующих документов:

приказы по должностным обязанностям штатных единиц;

отчеты о загрузке подразделений и штатных единиц по видам работ.

Ведение данных по сотруднику осуществляется в форме кадровой карточки, которая содержит сведения о сотруднике:

фамилию,

имя,

отчество,

биографические данные,

сведения о выполняемой в настоящее время работе и трудовом контракте,

паспортные данные,

страховой номер ПФР,

семейное положение,

данные воинского учета и т.п.

В базе данных подсистемы регистрируются приказы о приеме сотрудника, его увольнении, перемещении, отпуске, начислении оплаты труда и др. Как правило, предусматривается возможность выбрать и просмотреть существующие приказы по периодам или типу приказа, а также выбрать все приказы, относящиеся к конкретному сотруднику. Реестр приказов распечатывается в форме списка. Регистрация приказа сопровождается автоматическими изменениями в кадровой карточке сотрудника, журнале кадровых перемещений и штатном расписании При приеме на работу осуществляется проверка соответствия сотрудника требованиям, указанным для данной штатной единицы.

В рамках подсистемы проводится анализ соответствия сотрудника функциям, закрепленным за данной штатной должностью. Формируется резерв на замещение штатной единицы. Планируется закрепление сотрудников за штатными единицами в плановых штатных расписаниях Планируется карьерный рост сотрудников. Определяются потребности в обучении сотрудников, формируются персональные планы обучения.

В подсистеме выполняются следующие функции:

ведение справочных сведений о претендентах на вакантных должности и рабочие места;

ведение архива справочных сведений по уволенным сотрудникам (данные, аналогичные кадровым карточкам);

оформление приказов и записок о приеме на работу, трудовых договоров по переводу, совмещению, откомандированию, замещению должности, изменению оплаты;

анализ исполнения должностных инструкций;

распределение функций по должностям;

хранение и обновление должностных инструкций и квалификационных требований;

анализ соответствия квалификационных должностных требований и квалификаций сотрудников;

формирование планов повышения квалификации сотрудников и карьерного роста;

ведение журналов: принятых на работу, уволенных, претендентов на вакансии, вакансий, должностных инструкций, должностей, должностных квалификационных требований, плана переподготовки кадров;

подготовка аналитических записок о соответствии квалификации сотрудников занимаемым должностям;

ведение списков сотрудников для назначения на комиссию по переаттестации;

подготовка отчетов по превышению штатной численности;

подготовка отчетов по причинам увольнений;

формирование сведений о вакантных местах и др.

В подсистеме осуществляются функции:

планирования загрузки сотрудников на календарный год;

оперативного планирования работы сотрудников (составление графиков рабочего времени, загрузки рабочих мест);

ведения системы тарифных ставок;

ведения учета норм времени и выработки.

Формируются такие документы, как плановые табели работы сотрудников по заказам, проектам, изделиям, операциям с учетом утвержденного графика работы, планы очередных отпусков, командировок и других плановых отсутствий, планы выработки на одного сотрудника.

В подсистеме могут формироваться документы:

распределение рабочего времени по видам;

плановая выработка по отдельным сотрудникам и др.

Возможен анализ использованного рабочего времени по выбранному табельному листу. При необходимости выполняется расчет среднесписочной численности сотрудников предприятия.

Блок "Расчет начислений заработной платы" предназначен для решения всех задач, касающихся ведения расчетов начислений по доходам сотрудников и начислений по налогам и отчислениям с них. В подсистеме реализуются следующие функции:

Расчет сумм начислений.

Могут использоваться разнообразные виды начислений по доходам и расходам. Каждый вид начислений имеет индивидуальную настройку на соответствующий алгоритм. Возможен ввод данных через табель с учетом отпусков, бюллетеней, а также результатов работы. При необходимости могут осуществляться перерасчеты начислений. Данные о доходах сотрудников передаются в налоговые органы.

Ведение картотек на сотрудников.

В подсистеме ведутся картотеки:

налоговых карточек,

лицевых карточек,

расчетных карточек,

оперативного архива начислений,

пенсионных карточек,

карточек учета стажа,

платежных документов,

сформированных справок и отчетов,

депонентов,

исполнительных документов.

Формирование отчетов.

Формируются отчеты по расчетным листкам, перечислениям, различным типам платежных документов для налоговой инспекции с возможностью передачи данных о доходах сотрудников в электронном виде в налоговые инспекции в формате, утвержденном МНС России. Ведется персонифицированный учет отчислений в пенсионный фонд.

Блок "Учет расчетов с подотчетными лицами" предназначен для контроля за наличными деньгами и материальными ценностями, находящимися на ответственности сотрудников. Реализует следующие функции:

Ведение данных о видах и нормах расходов по подотчетным суммам.

Расчет и регистрация денежных сумм, выдаваемых под отчет:

ввод данных о выдаваемой подотчетной сумме, включая планируемую дату выдачи, назначение, планируемую дату возврата подотчетной суммы;

расчет объема подотчетной суммы на основании норм расходов;

генерация расходовых кассовых ордеров на выдачу подотчетных сумм.

Настройка и автоматическое формирование бухгалтерских проводок с аналитикой по учету подотчетных сумм:

автоматическая генерация проводок на основании данных о видах произведенных расходов;

настройка процедур автоматической генерации проводок;

ручная коррекция автоматически сформированных проводок.

Подведение итогов и закрытие подотчетной суммы:

автоматическое исчисление баланса задолженности по подотчетной сумме;

автоматическая генерация приходных кассовых ордеров для возврата подотчетным лицом неизрасходованной части выданной подотчетной суммы;

автоматическое удержание неизрасходованной подотчетной суммы из заработной платы подотчетного лица.

Блок "Пенсионный и налоговый учет" предназначен для сбора, учета и анализа персонифицированной информации о сотрудниках, передачи ее в Пенсионный фонд и МНС России Формирует документы персонифицированного учета в электронном виде и на бумажных носителях. Осуществляет хранение, поиск и визуализацию сформированных документов и обработку данных, полученных в электронном виде из Пенсионного фонда. Позволяет контролировать стадии подготовки и передачи документов.

В качестве особенностей реализации современных систем управления персоналом можно отметить следующие:

ведение журнала регистрации действий пользователя;

документирование базы данных;

единое администрирование базы данных (управление доступом к базе данных, управление доступом к данным и используемым функциям);

возможность использования большого количества показателей;

аналитического учета;

использование встроенного и внешнего генератора отчетов.

Интернет все чаще используется для поиска работников и работы. Сегодня в сети можно найти виртуальные кадровые агентства, сайты реальных кадровых агентств, доски объявлений, корпоративные сайты компаний с имеющимися вакансиями и т.д. И если не так давно найти работу с помощью Интернета могли в основном программисты, то теперь этот путь освоили и представители других профессий. Интернет по достоинству оценили и работодатели, и кадровые агентства, и соискатели работы.

Основные достоинства служб занятости - скорость, доступность и бесплатность информации. Они также позволяют более подробно сформулировать требования к кандидату, чем, например, газетное объявление. Это повышает качество поиска. И работодатели активно пользуются этими возможностями. К помощи Интернета прибегают, когда не хватает собственной базы или специалиста нужно найти срочно. Некоторые кадровые агентства считают, что Интернет вообще стал основным источником кадров. В общем, поиск работы через Интернет - пока не самый лучший способ трудоустройства. Но возможно, что уже в ближайшее время сетевые "биржи труда" окажутся гораздо эффективнее других способов поисков работы.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные подсистемы автоматизированной информационной системы управления персоналом.
  2. Охарактеризуйте кратко цели и задачи подсистемы кадров, оплаты труда, персонального пенсионного и налогового учета.
  3. Раскройте возможные направления анализа в области управления персоналом на предприятии.
  4. Сформулируйте основные задачи управления персоналом.
  5. Каковы основные принципы построения автоматизированной информационной системы?
  6. В чем заключаются роль и задачи Интернета в системе трудоустройства?

Литература

  1. Евдокимов В.В. Экономическая информатика: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Евдокимова. - СПб., 1997.
  2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.
  3. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  4. Стратегическое управление: Учебник / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Экмос, 1998.
  5. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова. - М.: ЮНИТИ, 1999.

Лекция 12.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

К функциям организационного управления на предприятии относятся:

· нормирование,

· планирование,

· учет,

· отчетность,

· регулирование (анализ и принятие решения),

· контроль.

Функция нормирования носит название функции технической подготовки производства и, в свою очередь, подразделяется на конструкторскую и технологическую подготовку.

Конструкторская подготовка производства представляет собой функцию управления, связанную с разработкой конструкций изделий. Данная функция реализуется отделом главного конструктора. Основная цель функции заключается в сокращении сроков подготовки к выпуску новой и модернизации освоенной продукции. Технологическая подготовка производства является функцией управления по разработке технологического процесса изготовления изделия и реализуется в отделах главного технолога, главного механика и главного энергетика. Цель функции состоит в минимизации расходов материальных и временных ресурсов и обеспечении заданных свойств продуктов труда.

Функция планирования включает технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Технико-экономическое планирование разрабатывает плановые технико-экономические показатели эффективной работы предприятия, цехов и участков. Функция технико-экономического планирования реализуется в планово-экономическом отделе, отделе труда и заработной платы, в финансовом отделе, в отделах материально-технического снабжения и сбыта, маркетинга и рекламы, в подразделениях цехов и участков основного и вспомогательного производств. Цель функции заключается в снижении себестоимости продукции, повышении прибыли, увеличении выручки от реализации продукции за счет рационального использования ресурсов.

Оперативно-производственное планирование служит для непосредственного управления производством на уровне предприятия, цехов и участков и обеспечивает максимальную детализацию производственных заданий и технико-экономических показателей, доведение их до конкретного исполнителя, увязку заданий по всем подразделениям предприятия по номенклатуре, количеству и временным периодам Для этой функции характерна непрерывность формирования производственных заданий. Учитываются факторы разнообразия технических характеристик выпускаемой продукции, типа и масштаба производства, устойчивости продукции, степени унификации и применяемости деталей. Функция выполняется в производственно-диспетчерском отделе предприятия, в подразделениях цехов и участков основного и вспомогательного производств. Цель функции заключается в обеспечении эффективного использования всех видов ресурсов.

Бухгалтерский учет и отчетность - функция управления, объединяющая различные виды учета (первичного, аналитического и синтетического) в единое целое; осуществляется по основным участкам учета (учета труда и заработной платы, основных средств, материальных ресурсов, готовой продукции, финансов, затрат на производство, сводного учета). В бухгалтерской отчетности (балансе) отражается деятельность предприятия по разделам актива (внеоборотные активы, оборотные активы) и пассива (капитал и резервы, долгосрочные пассивы, краткосрочные пассивы). В процессе реализации функции используются основные методы и приемы бухгалтерского учета (документирование, инвентаризация, системы аналитических и синтетических счетов и метод двойной записи). Функция выполняется в бухгалтерии и в учетных группах цехов. Цель функции состоит в определении фактического состояния управляемого объекта и его элементов в денежном выражении.

Статистический учет и отчетность - функция, фиксирующая экономическое и финансовое состояние предприятия на основе использования специальных методов статистики. Функция реализуется в бухгалтерии, финансовом отделе, отделе организации труда и заработной платы. Ее цель - подготовка и обработка информации для выявления тенденций возникновения экономических и финансовых событий, происходящих в процессе реализации производственной деятельности предприятия.

Оперативный учет и отчетность - разновидность учетной функции, связанной с наблюдением за ходом производственного процесса. Реализуется диспетчерской службой. Цель функции состоит в сборе необходимой информации для оперативного анализа и принятия решения по управлению ходом производственного процесса.

Функции принятия решения (общего и оперативного) направлены на устранение причин возникновения отклонений. Функция реализуется менеджерами верхнего, среднего и нижнего уровней. Цель функции заключается в выработке управляющего воздействия для реализации производственного процесса.

Функция контроля непосредственно связана с оценкой соответствия выполнения хозяйственных операций законодательству, правилам, стандартам, инструкциям, другим нормативно-правовым актам вышестоящих организаций и ответственных за деятельность предприятия должностных лиц.

Под функциями технологического управления понимаются функции, выполняемые операторами и механизмами для обеспечения производственного процесса. В состав функций технологического управления входят функции:

календарного планирования, определяющего входные временные и технические параметры работы технологической линии;

учета ситуаций, анализа и принятия решения в реальном времени.

Соотношение между соответствующими функциями операторов и механизмов зависит от степени автоматизации управления материальным процессом. В целом взаимосвязь функций производственного управления представлена.

Подсистемы управления конструкторской и технологической подготовкой занимают особое место в управлении производством, поскольку создают нормативную базу для решения функциональных задач производственного управления в целом. Подсистема технико-экономического управления включает в себя блоки функциональных задач по технико-экономическому планированию, бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности, технико-экономическому анализу и принятию решения.

В технико-экономическом планировании решаются задачи:

формирование оптимального производственного плана с точки зрения различных критериев оптимальности;

распределение годовой производственной программы на полугодие, квартал, два месяца, месяц;

расчет коэффициентов использования производственной мощности и загрузки оборудования по группам взаимозаменяемого оборудования на изделие-представитель;

определение дополнительной потребности в оборудовании.

В блоке бухгалтерского учета и отчетности реализуются комплексы задач по разделам бухгалтерского учета и отчетности. Данный блок осуществляет внешние информационные связи (обмен информацией) с подсистемами управления: технической подготовкой производства, материальными ресурсами, сбытом, персоналом, вспомогательным производством.

Комплексы задач блока технико-экономического анализа имеют внутренние информационные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: